• суббота, 20 Апреля, 05:27
  • Baku Баку 15°C

Избирательный гуманизм

10 октября 2016 | 18:31
Избирательный гуманизм

ПОЗИЦИЯ
Не так давно исполнилось 25 лет Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. В этом году отмечаются также 50-летие международных пактов ООН по гражданским и политическим правам и по социально-экономическим и культурным правам и 40-летие ратификации этих документов, вступления их в силу. Этим юбилеям посвящены специальные панели, организованные в рамках традиционных годичных совещаний БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению.
На вопросы газеты «Каспiй» отвечает азербайджанский правозащитник Сахиб Мамедов, который уже много лет участвует в годичных совещаниях БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению и в дополнительных мероприятиях по этому вопросу в Вене.
- Не так давно проведено юбилейное, 25-е по счету совещание БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению. Вы были среди участников совещания. Каковы ваши впечатления?
- Я уже много лет принимаю участие в годичных совещаниях ОБСЕ по человеческому измерению и дополнительных мероприятиях, которые проводятся, как правило, в Вене или Варшаве. Обычно на основных совещаниях проводятся дискуссии о свободе собраний, свободе объединений и другим фундаментальным правам человека, а на дополнительных - по одному или нескольким вопросам такого рода. На совещаниях в Варшаве повестка дня составляется весьма обширная, наряду с основными правами и свободами обсуждаются социальные права, ксенофобия, религиозная нетерпимость, положение мигрантов и пр.
Обычно такие совещания продолжаются 10-14 дней. Одновременно с этим заинтересованными группировками проводятся и так называемые параллельные совещания - как правило, в перерывах или до начала основного совещания. В прошлом году было организовано 81 параллельное совещание. Последнее же совещание носило юбилейный характер. К сожалению, с каждым годом характер, атмосфера таких совещаний ухудшаются. Раньше они могли рассматриваться как платформа диалога. Между прочим, в принятой в 1990 году Парижской хартии для новой Европы содержится рекомендация гражданскому обществу участвовать во всех мероприятиях ОБСЕ. Эта хартия ставит перед ОБСЕ миссию всемерно улучшать диалог между правительствами и гражданским обществом. К сожалению, в последние годы платформа диалога все больше превращается в арену взаимных обвинений. Обвинения звучат как между различными странами, так и между правительствами и гражданским обществом, вернее, представителями гражданского общества, которые выражают интересы определенных кругов. Не случайно на последнем совещании многие ораторы открыто замечали, что БДИПЧ превратилось в бюро жалоб.
- И кто же, на ваш взгляд, превратил его в бюро жалоб?
- В Европе действуют сотни и тысячи НПО, которые создают различные сети и объединения. Эти сети периодически устраивают кампании против отдельных правительств, привлекая для этого крупные финансовые средства. Время от времени мишенью таких кампаний становится и Азербайджан, особенно накануне различных представительных форумов или мероприятий в нашей стране, или же реализации масштабных экономических проектов. Например, такие кампании устраивались в преддверии строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, конкурса Eurovision-2012, Европейских игр «Баку-2015». Заглавную скрипку играют организации, находящиеся под влиянием армянской диаспоры или армянского лобби. Безусловно, случаи нарушения прав человека можно найти в любой стране, и критика правительства за эти нарушения - дело нормальное. Но дело в том, что в большинстве случаев на таких совещаниях нарушения прав человека, скажем, в Грузии, Армении и т.д. начисто «забываются». Взамен тот или иной НПО из Грузии или Таджикистана на все лады живописует «тревожное» положение с правами человека в Азербайджане, вдоволь критикует правительство страны. Если бы такая критика основывалась, скажем, на недостоверной информации или мотивировалась искренним беспокойством, то понять ее можно было бы. Критика правительства за те или иные мероприятия, будь то внутри страны или за рубежом, - вещь вполне нормальная. Мы провели небольшое расследование и выяснили, что «беспокойство» о положении в Азербайджане некоторых зарубежных НПО носит однозначно конъюнктурный характер.
- А какие моменты чаще всего становятся поводом для критических нападок на Азербайджан со стороны зарубежных НПО?
- Несколько лет назад были организованы антиазербайджанского характера кампании «Читай во имя демократии» и «Спорт во имя прав человека». Организатором их является коалиция, объединяющая в своих рядах 19 НПО, в числе которых грузинские, даже одна таджикская, а также организация «Азербайджанские активисты». Представитель НПО из Таджикистана на все лады живописал положение с правами человека в Азербайджане, хотя в его собственной стране 90% населения находится в незавидном положении, значительная часть уезжает за границу и работает на подневольных условиях, чтобы заработать на кусок хлеба, немало женщин из Таджикистана промышляет древним ремеслом в ОАЭ. Если бы руководителя НПО действительно беспокоило бы положение с правами человека, то по логике он в первую очередь должен бы интересоваться ситуацией у себя на родине. Мало того, в своем выступлении оратор сказал, что он «очень рад, что Таджикистан в этом отношении не опустился до уровня Азербайджана».
То же самое касается главы одного из грузинских НПО. Если бы его действительно беспокоило благополучие азербайджанцев, то он, наверное, вначале заговорил бы о нарушениях фундаментальных - языковых, религиозных, трудовых, экономических, образовательных прав азербайджанцев в Грузии. Рассуждая о политических заключенных в Азербайджане, тот деятель начисто «позабыл» о том, что после смены правительства в Грузии и ухода Саакашвили чуть ли не все члены прежней команды были арестованы или вынуждены эмигрировать. Армянских НПО в той коалиции нет, но есть несколько таких, которые находятся под армянским влиянием, причем именно они на ведущих ролях в коалиции. Среди них - чешская организация People in Need, польский Хельсинкский фонд по правам человека, норвежский Дом прав человека. Именно эти организации решают вопросы финансирования коалиции, составления плана работы, организационные и пр. вопросы. Эта коалиция привлекла некоторых зомбированных, прирученных правозащитников из Азербайджана, которые снабжают своих «боссов» дезинформацией.
- Есть ли конкретные доказательства связи с армянской диаспорой упомянутых вами организаций, верховодящих в указанной коалиции?
- Конечно. Возьмем ту же People in Need (PIN). В 1988 году после разрушительного землетрясения в Спитаке группа чешских студентов выступила с инициативой и провела акцию помощи пострадавшим. Позже на основе этой инициативы появилась гуманитарная организация People in Need, т.е. «нуждающиеся люди». В 1992 году организация, грубо нарушая основополагающие принципы международного гуманитарного права организовала госпиталь для армянских бойцов, раненых в боях вокруг Ханкенди. В соответствии же с положениями гуманитарного права, гуманитарная помощь пострадавшим, раненым или попавшим в плен во время военных действий должна быть полностью нейтральной и непредвзятой, равно оказываться представителям обеих воюющих сторон. Но PIN проявлял свой «гуманизм» сугубо избирательно, только к армянской стороне, доступ в их госпиталь раненым и попавшим в плен азербайджанцам, будь то военные или штатские, был закрыт. В дальнейшем эта организация, выходя за рамки своего мандата, стала фактически играть роль своего рода дубинки в руках армян против азербайджанцев. Но ведь гуманитарная и правозащитная деятельность не одно и то же.
PIN совершала деяния в отношении граждан Азербайджана, очень мало вяжущиеся с понятием гуманитарности. К сожалению, в руках наших следственных органов фактически нет показаний пленных и заложников, касающихся этой организации. И когда теперь такая организация начинает выражать «озабоченность» по поводу ситуации с правами человека в Азербайджане, это верх цинизма. Наряду с этим, один из ведущих координаторов коалиции, о которой я говорю, Ребекка Винсент - гражданка США, бывшая сотрудница посольства этой страны в Азербайджане, в 2012 году в качестве представителя Article XIX была координатором Международной группы сотрудничества по Азербайджану, одной из крупнейших международных кампаний антиазербайджанской направленности. Винсент действует по прямой указке проармянски настроенных конгрессменов, которые ежегодно проводят в Конгрессе слушания по Азербайджану. Созданная этими группировками сеть ни разу не выражала беспокойства относительно того или иного события в Армении, другие страны Южного Кавказа остаются за рамками их внимания. Уместен вопрос: почему же их так интересует именно Азербайджан? Попробуйте-ка обратиться к ним с просьбой оказать какое-то содействие в связи с судьбой наших соотечественников Дильгама и Шахбаза - скоро ли дождетесь ответа? Красноречивый факт: эта коалиция палец о палец не ударила в защиту ветерана Карабаха, который значится в ее же списке политических заключенных, в изданных ими брошюрах, на проводимых мероприятиях можно видеть фотографии всех, кроме него. Причина проста - тот ветеран сражался против Армении. Теперь эта сеть при поддержке некоторых американских фондов организует в различных странах тренинги, привлекая к ним и зомбированных лиц из Азербайджана. Для этого они используют различные международные форумы. Скажем, люди проходят регистрацию в качестве участников того или иного мероприятия ОБСЕ или другой организации, приезжают, но фактически в нем участия не принимают, взамен участвуют в проводимом одновременно негласном совещании. Как правило, после таких совещаний разворачивается очередная шумная антиазербайджанская кампания. К примеру, сейчас ставится вопрос восстановления статуса Азербайджана в Инициативе прозрачности в добывающей промышленности, затем в Международной инициативе по открытому правительству, но вот те самые круги уже начали действовать с тем, чтобы заблокировать этот вопрос. Их цель в том, чтобы дискредитировать Азербайджан в организациях, членом которых он является, и по возможности добиться его исключения. В этом деле не последнюю роль играют и их партнеры в самом Азербайджане. Наконец, ставится цель добиться перевода статуса омбудсмана Азербайджана в ООН из A в B. Активисты сети в Азербайджане уже составили и разослали в соответствующие инстанции необходимые обращения. Вероятно, в скором времени будет обеспечена и международная поддержка.
- Вы сказали, что сети зарубежных НПО организуют целенаправленные кампании против Азербайджана…
- Я провел анализ и составил классификацию коалиций и критических кампаний антиазербайджанской направленности в рамках мероприятий ОБСЕ. Целей здесь несколько. Нужно помнить, что в таких коалициях оборачиваются крупные денежные суммы, и для обналичивания этих средств, а заодно отмывания грязных денег используются правозащитники из Азербайджана. Выражаясь по-простому, пара-другая организаций, верховодящих в таких коалициях, расходуют на текущую работу некоторую сумму, исходя из принципа «деньги к деньгам липнут», а затем снимают большой куш. Для участия в мероприятиях ОБСЕ различных НПО из таких стран, как Грузия, Азербайджан, Таджикистан выделяются средства на оплату проезда, проживания, питания, не исключено, что им выплачиваются и небольшие гонорары. Но от упомянутых антиазербайджанских кампаний солидные прибыли идут в карман организаций-доминантов. Например, в прошлом году один только Фонд поддержки демократии (США) - NED выделил Азербайджану 21 грант на общую сумму в 1,2 млн долларов. Среди этих грантов и средства на помощь политическим заключенным. Но фактически никто из тех, кого называют политическим заключенными, членов их семей не получил ни цента, как ни цента не потрачено на защиту их прав. Иными словами, эти средства выделяются Азербайджану в качестве грантов, а затем обналичиваются и возвращаются обратно. Есть так называемые правозащитники, на имя которых в каком-нибудь азербайджанском банке открываются счета, но пластиковая карта для снятия денег со счета находится у какой-то зарубежной организации. На указанный счет под видом гранта перечисляются средства, которые спустя некоторое время обналичиваются за рубежом с помощью той самой пластиковой банковской карточки. Но организации, заправляющие в коалициях и связанные с армянским лобби, преследуют цели куда более масштабные и тонкие, чем получение такой легкой прибыли. Их задача - формировать на международной арене имидж Азербайджана как страны куда менее демократической, чем Армения, тотально нарушающей права и свободы человека, и таким путем косвенно оправдывать армянскую агрессию и оккупацию Карабаха.
Другая задача - всемерно способствовать росту радикализма в азербайджанском обществе и таким путем подрывать многовековые традиции толерантности. Для этого они поддерживают те группировки в Азербайджане, которые способны активизировать религиозный радикализм. Нынешняя реальность такова, что азербайджанское общество монолитно, отсутствуют предпосылки для религиозной, национальной или расовой конфронтации, в том числе и между отдельными течениями одной и той же конфессии. В нарушении этой атмосферы толерантности и терпимости и заинтересованы круги, связанные с зарубежной армянской диаспорой. Они задаются целью разрушить Азербайджан изнутри, вызвать гражданскую конфронтацию и тем ослабить противостояние армянской агрессии.
- Каковы же ваши рекомендации азербайджанским неправительственным организациям и правозащитникам?
- Сегодня 20% территории Азербайджана оккупировано. Формально действует режим перемирия, но армянская сторона пускается на различные провокации, чтобы сорвать его и обострить ситуацию на фронте. Однако наша армия бдительна и вовремя пресекает все диверсии противника, защищая Родину. В настоящее время Вооруженные силы Азербайджана по всем показателям превосходят противника, и это признают все. В такой обстановке мы не можем позволить внешним врагам и недоброжелателям Азербайджана открыть второй фронт внутри страны. Важное условие этого - наличие сильного гражданского общества. Очень важно всемерное усиление гражданских объединений, стоящих на гражданских позициях, то есть, критикуя правительство там, где это необходимо, в то же время отстаивающих фундаментальные основы государственности.
Замечу, что под гражданским обществом не следует понимать только неправительственные организации, сюда нужно относить и СМИ, общины, религиозные организации, партии, активных представителей общественности - словом, всех подлинных граждан.
Р.ИСМАЙЛОВ
banner

Советуем почитать