• четверг, 28 Марта, 15:30
  • Baku Баку 16°C

Грузинская мечта?

11 ноября 2013 | 16:53
Грузинская мечта?

27 октября в Грузии состоялись очередные президентские выборы. Как уже известно, на выборах в первом туре со значительным отрывом победил кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Гиоргий Маргвелашвили (62,11% голосов), второе место занял кандидат от бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Давид Бакрадзе (21,73%), третье - лидер партии Демократическое движение «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе (10,18%). Остальные 20 кандидатов в президенты вкупе набрали менее 6% голосов избирателей.
О том, как проходили выборы в Грузии, особенно в районах компактного проживания этнических азербайджанцев - граждан этой страны, рассказывают представители оппонирующих сил в современной политической палитре.


Али БАБАЕВ,
председатель Национального конгресса азербайджанцев Грузии, член политсовета партии «Грузинская мечта»:

- Никогда ранее в Грузии не было столь прозрачных и демократических выборов. Единственным, на мой взгляд, недостатком прошедших выборов была низкая активность населения. Что касается голосования в азербайджанонаселенных районах страны, то, как известно, всего в Грузии проживает около 300 тысяч этнических азербайджанцев. Из них порядка 70% являются избирателями. Но и из этого числа 40% в настоящее время находятся на заработках за границей. Именно этот факт и сказался на очень низкой активности азербайджанцев Грузии на выборах.
Перед выборами и в день голосования я побывал во многих населенных пунктах с компактным проживанием азербайджанцев Грузии. Скажу прямо, мне приходилось сталкиваться с многочисленными проявлениями старого мышления со стороны простых граждан. В частности, многие до последнего полагали, что раз президентом страны является М.Саакашвили, то значит голосовать надо за его кандидата - Давида Бакрадзе. На это их сподвиг, так сказать, перевес числа националов - депутатов парламента от региона Квемо-Картли от бывшей правящей партии «Единое национальное движение», в руках которых сконцентрирована местная власть. Это помогло в той или иной степени кандидату националов Д.Бакрадзе собрать большинство голосов избирателей на ряде участков с компактным проживанием азербайджанцев.
Думается, в этом есть и вина «Грузинской мечты», недостаточно хорошо проводившей предвыборную кампанию. В частности практически не привлекались к пропаганде кандидата от «Грузинской мечты» представители азербайджанской интеллигенции страны, которые на родном азербайджанском языке лучше донесли бы информацию до своих соотечественников, чем, скажем, этнические грузины. То есть не учитывался тот факт, что практически 90% азербайджанского населения Квемо-Картли не знает грузинского языка и грузинского законодательства. Эти люди привыкли ждать прихода депутата или чиновника от власти с указанием, за кого надо голосовать. Как следствие, и в день голосования мне неоднократно приходилось становиться свидетелем того, как депутаты и чиновники-националы, являющиеся этническими азербайджанцами, указывали своим соотечественникам, что надо голосовать за цифру «5» (кандидат от националов Д.Бакрадзе).
Те же, кто голосовал за кандидата от «Грузинской мечты», действовали осознанно, понимая, что время М.Саакашвили и его окружения прошло.
Что касается обвинений в адрес «Грузинской мечты» в фальсификации итогов выборов, то это не соответствует действительности. Никаких «каруселей» или массовых вбросов бюллетеней не было. Мне кажется, что если бы фальсификации имели место в реальности, то в таком случае ничто не помешало бы довести явку избирателей до 80-85%, как это неоднократно происходило на выборах в прошлые годы.
В подтверждение сказанного могу привести пример азербайджанского села Дарваз Болнисского района Квемо-Картли, где на двух избирательных участках зафиксировано 2000 избирателей. На деле же в день голосования в селе присутствовало только 800 человек. Явка составила 60%. В то время как на прошлых выборах в этом же селе явка составляла 90%. То есть тогда происходила фальсификация выборов, когда в поддержку кандидата от националов приписывались голоса людей, фактически не присутствовавших на тот момент в селе, а в поисках заработка покинувших страну.
На нынешних выборах такого рода подтасовок не было. И я уверен, что предстоящие в мае следующего года выборы в гамгеоба и сакребуло (муниципалитеты) пройдут еще более демократично, так как сейчас идет работа над совершенствованием избирательного законодательства. В частности будут по-новому формироваться избирательные комиссии всех уровней.

Биннят САМЕДОВ,
представитель кандидата в президенты Нино Бурджанадзе в регионе Квемо-Картли:

- Очередные выборы президента Грузии стали историей. В этот раз предвыборная среда была более свободной и демократичной, чем это наблюдалось в прошлые годы. И это большой прогресс.
Что касается справедливости выборов, то должен отметить, что законодательная среда страны не претерпела никаких изменений и осталась прежней, как и год тому назад, когда партии, входящие в состав коалиции «Грузинская мечта», которые сейчас так восхваляют выборы, очень жестко критиковали тогда законодательство, говорили, что оно не создает условия для справедливой конкуренции. К примеру, все прекрасно знают, что в Грузии сейчас нет 3,5 миллиона избирателей, эта цифра не изменилась с советских времен. Но в то время в состав Грузии входили Абхазия и Южная Осетия, и многие люди еще не выехали за границу в поисках работы. Сегодня, когда сотни тысяч имеющих право голоса граждан Грузии находятся за границей, при этом продолжают оставаться в списках избирателей, их голоса, как и на прошлых выборах, были использованы для поддержки фаворитов президентской гонки - Гиоргия Маргвелашвили («Грузинская мечта») и Давида Бакрадзе («Национальное движение»). Фактически мы имели дело со сговором этих двух политических сил накануне выборов, о чем Нино Бурджанадзе неоднократно говорила в течение последних месяцев.
Как следствие этого сговора, Нино Бурджанадзе на выборах не обладала практически ни одной привилегией, которые были у Маргвелашвили и Бакрадзе: члены Центральной избирательной комиссии ГР, в комиссиях на местах, наблюдатели, оплаченные из бюджета… У нас же были одни добровольцы.
По итогам выборов Н.Бурджанадзе набрала 10,18% голосов избирателей, что для нас совершенно неприемлемая цифра. Дело в том, что всем тем людям, которые наблюдали предвыборную кампанию, удалось увидеть, насколько масштабные были встречи с избирателями у Бурджанадзе - в несколько раз превосходили встречи Маргвелашвили и Бакрадзе. И это несмотря на то, что на встречах Маргвелашвили с избирателями использовался административный ресурс.
В день голосования в различных районах Грузии, в том числе в местах компактного проживания азербайджанцев, в Квемо-Картлинском районе в частности, нашими наблюдателями были зафиксированы многочисленные случаи фальсификаций. Считаю, что пока преждевременно говорить об этом, поскольку факты фальсификаций проверяются и готовятся соответствующие документы для подачи в суд. Но уже сегодня можно сказать о случаях давления и подкупа азербайджанцев, вплоть до пополнения счета на их мобильных телефонах.
Итоги выборов ставятся нами под сомнение еще и потому, что «Единое национальное движение», которое в прошлом году грузинским народом было отправлено на политическое кладбище, сегодня оживилось и якобы заняло второе место, что стало оскорблением для граждан Грузии.
В качестве подтверждения сказанного служит тот факт, что на недавней пресс-конференции Г.Маргвелашвили вместо своего главного обещания о необходимости положить конец коабитации (кооперация) объявил, что Грузия должна, видите ли, следовать цивилизованным европейским стандартам, при этом не исключена коабитация между «Грузинской мечтой» и «Национальным движением». Это, считаю я, не что иное, как предательство по отношению к своим же гражданам.
Что касается наших планов, то мы уже начали готовиться к муниципальным выборам и перестраиваем партию под это.
По итогам выборов мы зафиксировались как главная оппозиционная сила, и это факт! Это признал сам Бидзина Иванишвили, который сказал, что на политической арене Грузии Нино Бурджанадзе - самая важная фигура вне правительства.
Так что сейчас мы однозначно являемся оппозицией и главной политической силой в стране после двух правящих партий, объединивших свои усилия.

Коба ХАБАЗИЯ,
член политсовета партии «Единое национальное движение», представитель Д.Бакрадзе в Гардабанском районе Квемо-Картли:

- Голосование в целом проходило хорошо. Мы, если честно, ожидали в некоторых районах, в частности Гардабанском, серьезных нарушений в ходе голосования, полагая, что местные отделения правящей коалиции «Грузинская мечта» попытаются сфальсифицировать итоги выборов и решить их исход в пользу своего кандидата. Наши сомнения основывались на том, что перед выборами резко увеличилась численность населения в Гардабанском и Марнеульском районах, в основном населенных этническими азербайджанцами. Мы подозревали, что это сделано преднамеренно, чтобы сфальсифицировать голоса в пользу Г.Маргвелашвили. Поэтому мы сконцентрировали свое основное внимание на этих районах, куда направили много своих наблюдателей - как от партии «Единое национальное движение», так и от НПО «Свободная зона».
Вместе с тем должен отметить, что прозрачности и демократичности выборов содействовали вовсе не наблюдатели, а сами избиратели. И это вызывало странность, так как в Грузии за последние годы сложилась такая практика выборов, когда регионы с преобладающим этническим меньшинством - Квемо-Картли и Самцхе-Джавахетия - служили основным резервом для правительства, которое в этих регионах, как правило, получало порядка 90% голосов избирателей. Но на этот раз - и мы считаем это своей заслугой - среди населения этих регионов, как и всей Грузии, произошло четкое разделение взглядов: было много тех, кто поддерживал нас. К примеру, в Гардабанском районе наш кандидат победил в шести азербайджанских селах, в Марнеульском - еще в нескольких селах, а в Дманисском районе вообще голоса избирателей между нашим кандидатом и представителем правящей партии разделились практически поровну - 43% и 45% соответственно.
Должен отметить, что благодаря активности местного населения и усилиям наших наблюдателей явка населения составила бы не 35%, а 85% и в таком случае 50% сфальсифицированных голосов пошли бы в поддержку кандидата от власти. Поэтому я хотел бы поблагодарить наших избирателей, которые поддержали нас и до последнего воспрепятствовали фальсификациям. Я был свидетелем того, как азербайджанцы призывали своих сельчан, родственников и просто знакомых посодействовать прозрачности и демократичности избирательного процесса.
Безусловно, в отдельных случаях имели место мелкие нарушения, фальсификации, возможно, 1-2%, не более, но в целом они не оказали существенного влияния на ход голосования. Должен отметить, что фальсификации осуществлялись не избирателями, а членами избиркомов от «Грузинской мечты».
Что касается сторонников кандидата в президенты Нино Бурджанадзе, то своих членов избиркомов у нее не было, были только наблюдатели. И они не были замечены в попытках фальсификации, правда, активно агитировали голосовать за Н.Бурджанадзе возле избирательных участков, что по новому закону не запрещено.
Уверен, что и последующие выборы будут проходить так же честно, что окончательно устранит миф о том, что голоса азербайджанцев Грузии заранее лежат в портфеле власти.

Роман ТЕМНИКОВ,
специально для газеты «Каспiй»

Тбилиси
banner

Советуем почитать