• пятница, 29 Марта, 10:50
  • Baku Баку 5°C

Миссия Харбода

23 сентября 2016 | 15:51
Миссия Харбода

Американская военная миссия (в истории она получила название Миссия Харборда), направленная правительством США в Армению и на Ближнего Восток в августе 1919, в соответствии с решением Совета четырех Парижской мирной конференции от 20 марта 1919, должна была изучить положение на Ближнего Востоке в связи с намерением США получить Мандат на Армению. Названа по имени генерала армии США Джеймса Харборда, начальника штаба армии генерала Першинга, возглавлявшего миссию. В состав миссии входило свыше 50 человек, в т.ч. два бригадных генерала; военный прокурор и другие. Перед миссией была поставлена задача «обследовать и сообщить о политическом, военном, географическом, административном, экономическом положении и других условиях в районах, которые могут представлять интерес для Америки...»
В конце Первой мировой войны Харборд воевал на европейском фронте, а после войны руководил отправкой американских солдат на родину. В середине августа 1919 года глава делегации США в Версале Ф.Полк особым письмом информировал делегации кавказских республик о миссии Харборда. Отмечалось, что бригадный генерал Дж.Харборд и 12 сопровождающих его офицеров в ближайшее время направятся на Кавказ. В письме содержалась просьба известить свои правительства о приезде Харборда, на местах оказывать ему содействие в выполнении его миссии.
Миссия Харборда в конце августа 1919 года отправилась из французского города Брест и 2 сентября прибыла в Стамбул. Из Стамбула начался долгий путь Харборда через Малую Азию на Южный Кавказ. В середине сентября в Сивасе Харборд встретился с Мустафа Кемаль пашой. В течение 3-4-часовой беседы Харборд интересовался кавказской политикой кемалистов. Мустафа Кемаль паша сделал следующее заявление: «Мы не испытываем враждебности к Армянской Республике с центром в городе Эривани». Вместе с тем Мустафа Кемаль паша указал Харборду на недопустимость таких фактов, когда армяне зверствуют против мусульман не только на отведенной им территории, но и побуждают армян на территории Турции к актам неповиновения. Кемаль паша считал, что спасение несчастного мусульманского населения во многом зависит от усиления азербайджанского правительства на Кавказе. Затем Харборду был представлен документ, в котором отмечалось, что 11-12 марта 1918 года в Эрзеруме армяне перебили 3 тысячи мирных граждан. Из Сиваса миссия Харборда пройдя через Эрзерум и Эрзинджан прибыла в Карс. В своем отчете Харборд подчеркнул отменное дружелюбие местного турецкого населения и очень малое количество живущих здесь армян. Он же писал, что вдоль границы ему частенько встречались караваны беженцев мусульман, изгнанных армянами с родных мест. Лично удостоверившись в трагедии восточных вилайетов Турции, Харборд 28 сентября писал из Карса, что самое страшное зрелище представляют собой безжизненные, безлюдные пространства, добавив при этом: «Будто Османская империя обессилела». Далее побывав в Эривани и Тифлисе миссия Харборда прибыла в Баку. Он остановился в доме нефтепромышленника Гаджи Зейналабдина Тагиева, где имел встречу с премьер-министром Н.Усуббековым, министром иностранных дел М.Джафаровым и другими официальными лицами Азербайджана. В ходе бесед Харборд получил ответы на все интересующие его вопросы из жизни Азербайджанской Республики, как то: о парламенте и правительстве, о состоянии народного образования, о судебных органах и их деятельности, о формах управления провинциями, об избирательной системе промышленности, торговли, здравоохранение, народонаселение и т.д. Как сообщала в те дни правительственная газета «Азербайджан», в номере от 7 октября 1919 года, Харборд остался доволен политическим и экономическим уровнем республики. Дж.Харборд заявил о необходимости ликвидации всяких трений между Арменией и Азербайджаном, выразил удовлетворение наличием порядка в Азербайджане, оценив это как показатель готовности республики к самостоятельной жизни.
Армянское население Баку и национальные организации также сумели использовать кратковременное пребывание Харборда в городе. Заранее зная о посещении Харбордом Тифлиса и Баку, армянское правительство дало указание армянским национальным организациям и армянским церквям в этих городах вручить Харборду петиции с общеармянскими требованиями. Дипломатическому представителю Армении в Азербайджане Т.Бекзадяну было поручено донести до Харборда желание армян в образовании «Единой Армении». В соответствие с инструкцией бакинские армяне вручили Харборду петицию, в которой содержалось обещание армян сделать все возможное для прогресса Армении, если по воле американцев эта страна получит политическое признание. Обращение было так искусно составлено, что казалось будто в Азербайджане все принадлежало армянам, причем в тексте ни разу не было употреблено слово «Азербайджан». Обращение заканчивалось словами: «Вы передайте своему правительству, что бакинские армяне, как и проживающие в других государствах армяне, не прервали связи с родиной, живут ее радостями и горестями и готовы отдать все силы для процветания родины». Также, бакинские армяне вручили американской миссии документ, в котором были сфабрикованы история событий 1918-1919 годов. Этот документ должен был убедить Харборда в том, что якобы армяне имеют исторические и этнические права на Карабах, Зангезур, Нахчыван, Шарур, Карс и другие территории.
Миссия Дж.Харборда завершилась 8 октября и он готовился отплыть из Батума во Францию. Уже в Батуми в здании азербайджанского консульства был организован прием в честь Дж.Харборда. Американцы еще раз отметили умелую работу азербайджанского правительства, которому многое удалось несмотря на целый ряд препятствий. Особо отметил Харборд миролюбивую внешнюю политику Азербайджана, оставившую у него хорошее впечатление. Из Батума Харборд послал также благодарственное письмо премьер-министру Азербайджана Н.Усуббекову. В ней, в частности, он писал: «Я и офицеры моей миссии увозим наилучшие воспоминания о вашем народе и стране и желаем, чтобы созданные вашими соседями в среде великих держав склоки не могли помешать вашему прогрессу».
16 октября 1919 года Харборд прибыл в Париж и представил свой доклад сначала заместителю госсекретаря США Ф.Полку, а затем и в Государственный департамент США. Суть его доклада вкратце сводилась к тому, что все три республики по западным меркам находились не в лучшем состоянии. При этом, в Грузии сильна была «красная опасность» большевизма, в Азербайджане ощущалось нехватка местных кадров, а Армения напоминало руины. Политическая направленность всех трех республик определялось Харбордом следующим образом: Грузия настаивает на независимости; Армения, вероятно, была бы довольна мандатом России; Азербайджан тяготеет к Турции и не доверяет христианам, но образованные представители азербайджанцев понимают необходимость развития связей с зарубежными странами. Одной из главных задач миссии Харборда было напустить побольше тумана на вопрос о Турецкой Армении. Грузинский представитель в Версале З.Авалов даже отмечает: «Можно иногда подумать, что его специально послали с целью опорочения мандата в Армении».
В своем докладе Харборд просветил американских политиков, попавших в армянские сети, что в территориях, предназначенных для армян, турки составляли большинство даже в те времена, когда армяне еще не бежали оттуда, и если даже все армянские беженцы вернутся на старые места, турки опять будут составлять там большинство. Харборд также не преминул отметить: «Американские миссионеры предпочитают турок армянам». Близко ознакомившись с армянским вопросом, Харборд укрепился во мнении, что Америка должна отказаться от патронажа над Арменией. В целом мнение Харборда было таково: Закавказье должно было объединиться под единым мандатом. Однако он не считал, что мандат должна взять США. Как человек военный, он понимал, что мира в регионе путем введения сюда ограниченного военного контингента добиться невозможно.
Между тем осенью 1919 года американские военнослужащие собирались из Европы за океан. Ознакомление с отчетом генерала Дж.Харборда о результатах его миссии позволяет сделать вывод, что она не только положила конец интересам США к Кавказскому мандату, но и заронила зерна сомнения в армянофильстве, широко распространенное в политических кругах США.
Ильгар НИФТАЛИЕВ,
доктор философии по истории
banner

Советуем почитать