• среда, 17 Апреля, 03:47
  • Baku Баку 14°C

Безответственность перед миром

15 сентября 2016 | 13:54
Безответственность перед миром

ЭКОЛОГИЯ
В эти дни в Женеве проходит сессия комитета ООН, которому поручено следить за выполнением европейской Конвенции (Эспо) «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». Среди рассматриваемых вопросов - Мецаморская атомная электростанция. Члены комитета, как сообщается на сайте Центра новостей ООН, проанализируют, что сделала Армения для оценки экологических последствий строительства атомной электростанции в Мецаморе.
Под угрозой коллапса
Все достаточно серьезно, и на вопрос, что сделала Армения, чтобы отвести угрозу от региона, можно смело ответить: ничего. И беспокоит это, надо сказать, не только нас. Недавно уволенный с работы на Мецаморской АЭС специалист Александр Овакимян накануне выступил с откровением, в котором заявил, что станция превратилась в очаг опасности не только для Армении, но и для всего Южного Кавказа.
Овакимян сообщил, что ранее, во время службы в органах контрразведки Министерства обороны Армении, ему стали известны некоторые секретные сведения по Мецаморской АЭС, которые скрывались от общественности. Он был уволен руководством АЭС, когда заикнулся об устранении этих проблем. Вероятно, вынесенные Овакимяном из МО секреты в скором времени начнут просачиваться в СМИ, однако и без этих подробностей азербайджанская сторона уже давно бьет тревогу и старается обратить внимание мировой общественности и международных организаций на опасность, которую представляет для региона действующая в Армении уже более сорока лет Мецаморская АЭС.
Данная проблема пока что остается без должного внимания, вернее, масштабы этого внимания не пропорциональны размеру угрозы, ведь опасность в иных случаях может представлять и использование атома в мирных целях. Речь, в частности, идет о сроках эксплуатации АЭС, которые завершились еще в 2001 году, однако станция продолжает производить энергию по старой технологии. Кроме того, АЭС расположена в сейсмической зоне, что делает ее присутствие еще более угрожающим для окружающей среды и населения региона.
На состоявшейся несколько лет назад в Ереване пресс-конференции известный армянский сейсмолог Владимир Баласанян заявил, что не только его страна, но и весь регион в целом могут оказаться перед коллапсом из-за недооценки сейсмических рисков. По его словам, раньше в Армении серьезно относились к сейсмической опасности, такое же отношение необходимо сохранить и сейчас.
После мощного землетрясения в Армении в 1988 году, унесшего жизни тысяч людей, разрушенная Мецаморская АЭС была закрыта. Однако в результате растущей потребности в энергии в 1995-м, несмотря на все предостережения, атомная станция была вновь введена в эксплуатацию.
Евросоюз настаивает на консервации АЭС и готов выделить на это 200 млн евро. Вопрос заключается лишь в нахождении альтернативных источников и определении сроков закрытия станции. По мнению экспертов, проблему электроснабжения страны может решить только строительство новой АЭС, которая обойдется Армении в $2-5 млрд.
О необходимости закрытия атомной станции многократно высказывались специалисты, ученые и государственные деятели. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще в бытность свою премьер-министром и министр энергетики Танер Йылдыз неоднократно заявляли, что станция не отвечает современным требованиям и представляет опасность уже не только для региона, но и всего мира. «Турция не может позволить рисковать жизнями своих граждан и предпринимает необходимые шаги, чтобы добиться закрытия станции», — подчеркнул Танер Йылдыз.
Действовать в рамках конвенции
По мнению международных экспертов, Мецаморская атомная электростанция практически исчерпала свой эксплуатационный ресурс, полностью не соответствует требуемым стандартам, несет в себе катастрофическую опасность для всего региона. Она была построена в 1970 году в зоне сейсмической активности. После землетрясения в Спитаке деятельность станции была приостановлена, а в 1995 году возобновлена, несмотря на международные протесты. За время эксплуатации на армянской АЭС произошли две серьезные аварии. Стоит также напомнить, что, вступая в СЕ, Армения обязалась закрыть станцию, но, как и следовало ожидать, не выполнила своего обязательства.
В настоящее время станция находится фактически в аварийном состоянии и требует модернизации. Стоит вопрос продления срока действующего энергоблока станции, но эта работа требует огромных средств, которых у Армении нет. Общий объем программы - $270 млн кредитных средств и $30 млн грантовых. На эти средства предусмотрено продлить срок жизни действующего 2-го энергоблока армянской АЭС до конца 2026 года. К этому времени должен быть введен в строй новый энергоблок, появление которого по армянским меркам можно считать чем-то из области фантастики.
По словам председателя ЗАО «Центр ядерных исследований», возглавлявшего в то время Институт радиационных проблем НАНА, академика Адиля Гарибова, Мецаморская АЭС считается одной из первых моделей, построенных в Советском Союзе. Она представляет собой опасность по нескольким причинам. Во-первых, станция несколько раз закрывалась и открывалась. Во-вторых, она расположена на активных тектонических слоях, которые могут сдвинуться с места в любой момент, и это может закончиться катастрофой для всего региона и окружающей среды. «Поэтому мы неоднократно и сегодня продолжаем просить международные организации и мировое сообщество о немедленном закрытии этой станции», - сказал Гарибов.
Комментируя продление сроков эксплуатации АЭС, МИД Азербайджана неоднократно заявлял, что Азербайджан с завидной регулярностью поднимает этот вопрос в самых разных международных форматах, особенно в тех, которые непосредственно касаются ядерной безопасности и охраны окружающей среды. А что касается принятого парламентом Армении в 2009 году закона о сооружении в этой стране нового атомного энергоблока, эксперты единодушны во мнении, что Ереван в очередной пытается ввести мировое сообщество в заблуждение. В рамках Конвенции Эспо (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. — Ред.) Армения должна своевременно делиться данными относительно новой атомной электростанции в целях обеспечения прозрачности и открытости этой информации. Однако мы видим, что Ереван скрывает любые свои действия и инициативы, ведет закрытую работу, скрывая ту информацию, которую она обязана предоставлять в рамках Конвенции Эспо.
В свою очередь наша страна уделяет повышенное внимание обеспечению ядерной безопасности региона. И Ереван также должен следовать этому правилу. Мировое сообщество, в свою очередь, должно призвать Армению немедленно закрыть старый реактор, а по строительству нового соседняя страна должна своевременно информировать соседние страны. «Мы не должны забывать о трагедии в Фукусиме и Чернобыле и считаем, что такие страны, как Армения, должны более ответственно подходить к этому вопросу, прислушиваться к мировому сообществу и не игнорировать озабоченность соседних стран», — отметили в МИД Азербайджана.
Угроза мора от «Мецамора»
Не имеющая денег на то, чтобы оплачивать даже то скудное количество газа, которое она приобретает у России в долг, Армения, по существу, находится в безвыходной ситуации и поэтому вынуждена продлевать сроки использования старого энергоблока Мецаморской АЭС. С подобной ситуацией сталкиваются и некоторые другие страны, например, та же Япония, однако здесь принимаются определенные меры по повышению безопасности электростанций.
Международные организации лишь слегка зашевелились после появления новостей о ядерной контрабанде из Армении. Факты пошли лавиной, и тогда МАГАТЭ все же продемонстрировало обеспокоенность незаконной ядерной деятельностью Армении, включив вышеуказанные факты в ежегодные статистические отчеты. Но отчеты отчетами, а ситуация требует действий.
Ведь в принятой Европарламентом еще четыре года назад резолюции по ассоциативному соглашению с Арменией содержится призыв к властям этой страны эксплуатировать Мецаморскую атомную электростанцию с соблюдением международных экологических норм. Согласно документу, использование АЭС в Мецаморе должно осуществляться в соответствии с конвенцией Эспо — международного экологического соглашения об оценке воздействия на окружающую среду, которая предусматривает, что процедура оценки воздействия на окружающую среду потенциально опасных объектов должна проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, которые могут быть затронуты воздействием этих объектов. Но воз, как говорится, и ныне там.
Усилившаяся сейсмическая активность в регионе тоже обостряет проблемы. После ванского землетрясения в 2011 году Турция забила тревогу, требуя от международных организаций проверить ситуацию с Мецаморской АЭС на предмет возможной утечки. Армянская сторона отбивалась как могла, утверждая, что даже после спитакского землетрясения станция работала в прежнем режиме. Однако представитель Армении лукавил, так как после толчков в Спитаке в 1988 году работа АЭС была приостановлена, проще говоря - атомная станция была остановлена из-за опасности аварии. И простояла в нерабочем состоянии до 1995 года, когда, несмотря на международные протесты, была вновь запущена.
Упрямство на атомном уровне
А между тем, чтобы создать угрозу региону, совсем не обязательно, чтобы произошел атомный взрыв. Работа архаичной станции, по мнению специалистов, дает неблагоприятные остаточные явления для экологической среды. Есть обоснованные опасения, что армянская сторона захоранивала радиоактивные отходы на оккупированных территориях Азербайджана. Такое мнение высказывал некоторое время назад академик Адиль Гарибов. По его словам, нет никаких гарантий того, что Армения не воспользуется радиоактивными отходами для осуществления своих грязных замыслов - создания радиологического оружия или распыления этих отходов в оккупированных районах, которые рано или поздно будут возвращены Азербайджану.
Более того, если на армянской АЭС произойдет чрезвычайная ситуация, то урожайность в нашей стране сойдет на нет, будут загрязнены воздух, реки, почва, люди массово начнут болеть онкологическими и другими страшными заболеваниями. Причем, затронет катастрофа не только Азербайджан, но также Турцию, Грузию и Иран.
Специалисты не исключают также, что ядерные отходы Мецаморской АЭС уже сейчас сбрасываются в реки Кура и Араз. Все это не просто сценарий для фильма-катастрофы. Это проблема, которая в любой момент может стать реальностью. Но она европейцев, похоже, волнует мало.
Но вот небольшой пример, красноречиво свидетельствующий о том, что «своя рубашка ближе к телу». Речь идет о недавнем скандале в Бельгии, после которой Европа, возможно, вспомнит, наконец, об армянской ядерной угрозе: в бельгийских СМИ появилась новость о том, что власти приграничных с Бельгией голландских общин Берген-оп-Зом, Стинберген и Толен подали на страну жалобу в Еврокомиссию из-за решения правительства королевства продлить до 2025 года срок эксплуатации первого и второго ядерных реакторов АЭС "Дул" в бельгийской Фландрии. Скандал вокруг бельгийской АЭС вызван тем, что станция "Дул" является одной из старейших в Европе: она была запущена в 1974 году. В 2012 году в результате ультразвуковой проверки энергоблоков были выявлены тысячи трещин на корпусе одного из них, тем не менее, после проведенной экспертизы он был перезапущен. Экологи бьют тревогу, напоминают о трагедии Фукусимы, Чернобыле - но власти намерены продлить эксплуатацию проблемной АЭС до 2025 года. Как решат европейцы уже приблизившуюся к ним самим атомную угрозу, покажет время. Может быть, после этого и к тревоге стран нашего региона по поводу армянской АЭС начнут относиться внимательнее.
Наша планета не так уж велика. Достаточно вспомнить, что натворило извержение всего лишь одного исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году, чтобы понять это. Поэтому международным организациям стоит перевести вопрос Мецаморской АЭС из разряда проходных в первостепенные. Это нужно не только Азербайджану, это нужно всем.
Армянская АЭС продолжает оставаться в орбите внимания всех, кому небезразлична экологическая безопасность всего региона. Об угрозе, исходящей от Мецаморской атомной электростанции, к примеру, Турция не только предупреждает о катастрофической опасности этого объекта, но и предлагает вполне конкретные шаги.
Деструктивно и неадекватно
Так, еще в 2012 году турецкий парламент приступил к развертыванию кампании по закрытию «Мецамор», в рамках которой было принято обращение ко всем международным организациям с призывом содействовать скорейшему прекращению деятельности единственной на Южном Кавказе атомной станции, срок эксплуатации которой уже давно истек. Депутат Великого национального собрания ТР Синан Оган заявил тогда, что деятельность Армянской АЭС равносильна существованию риска атомного взрыва.
Но, к счастью, Турция не одинока в выражении принципиальной позиции по поводу закрытия устаревшей АЭС на территории Армении. Уже который год Евросоюз, в частности Организация по развитию ядерных технологий «Евроатом», настаивает на скорейшем закрытии этого атомного объекта. ЕС считает, что Мецаморская АЭС не соответствует современным требованиям ядерной безопасности. Именно поэтому Брюссель, идя на подписание с Арменией Плана действий в рамках программы «Европейского соседства», добился того, что официальный Ереван взял на себя обязательство по скорейшему закрытию атомной станции. В то же время Евросоюз не ставит вопроса о строительстве новой, современной АЭС на территории Армении как единственно возможной альтернативы деятельности старой станции. Во всяком случае ЕС еще ни разу не озвучил желание стимулировать проект строительства новой АЭС.
Однако ряд других мировых сил, также осознающих реальную угрозу, исходящую от Армянской АЭС, пытаются подтолкнуть Ереван к закрытию данного объекта обещаниями финансировать строительство новой, более современной атомной станции. К примеру, Иран — южный сосед Армении, который в не меньшей степени, чем Турция, заинтересован в устранении опасности, представляемой «Мецамором». Помимо Исламской Республики, готовность помочь Армении заменить старую АЭС на новую изъявили также США и Россия.
Однако сам Ереван ведет себя так, словно угроза «Мецамора» совершенно его не касается. Еще шесть лет назад армянское правительство объявило, что эксплуатация АЭС завершится в 2016 году. Но в последнее время стало известно, что армянские власти решили продлить срок функционирования Мецаморской АЭС до 2023 года. Политические круги этой страны не гнушаются даже тем, что устраивают по этому вопросу до отвратительного циничный геополитический торг. К примеру, лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян уверен в том, что дальнейший вектор внешнеполитической ориентации Армении во многом будет зависеть от того, какая из великих держав профинансирует строительство новой атомной станции. Подобные разговоры, да и вообще подход Еревана к решению столь значимого для судеб всего региона вопроса, лишний раз подтверждает деструктивность и неадекватность армянских властей.
Прислушиваться, а не игнорировать
В очередной раз на высоком уровне вопрос «Мецамора» обсуждался в 30-ую годовщину трагедии на Чернобыльской АЭС в апреле нынешнего года. Траурные мероприятия прошли во многих странах, а также в штаб-квартире ООН, в ее комплексе в рамках «Чернобыльской недели» прозвучал Колокол мира — в память о жертвах крупнейшей техногенной катастрофы. И в то время, когда весь мир охвачен «антиатомными» настроениями, для жителей Южнокавказского и прилегающих регионов по-прежнему самой актуальной остается проблема Мецаморская АЭС в Армении, признанной Евросоюзом самой небезопасной из всех существующих 66 станций в Восточной Европе. Эксперт задаются вопросом: если даже в высокотехнологичной Японии не смогли предотвратить аварию на АЭС, то можно ли ожидать достойной интеллектуальной прыткости в сфере атомной безопасности от Армении, беднейшей страны региона, которая не в состоянии должным образом обеспечивать безопасность работы атомной станции?
Армения еще 15 лет назад, при вступлении в Совет Европы, дала обязательство закрыть эту АЭС, однако, несмотря на требования европейских инстанций и МАГАТЭ, «Мецамор» продолжает работать как ни в чем не бывало. Видно, ее хозяевам и уроки Чернобыля нипочем.
А между тем Еврокомиссия выразила готовность профинансировать проведение стресс-тестов атомных станций в ряде стран, не входящих в ЕС. К их числу относится и Армения. Необходимость данного шага возникла после катастрофы на АЭС «Фукусима» в Японии, кардинально поставившей перед всем мировым сообществом вопрос о целесообразности дальнейшего использования атомной энергии. Поэтому закрытия Мецаморской АЭС требуют все соседние с Арменией страны, а также Евросоюз и МАГАТЭ. На консервацию Мецаморской станции Брюссель готов даже выделить 200 миллионов евро. Но армянские чиновники периодически заявляют о чуть ли не полнейшей безопасности данного объекта. Дело дошло до абсурда - по словам министра энергетики и природных ресурсов Армении Армена Мовсисяна, «уровень безопасности станции в несколько раз выше, чем японской «Фукусимы».
Между тем мировые и европейские политики и эксперты придерживаются иного взгляда на вопрос безопасности «Мецамора». После аварии на японской АЭС «Фукусима» Европа стремится повсеместно обеспечить высокие стандарты атомной безопасности. Но сталкиваясь с нарастающим давлением мирового сообщества по вопросу «Мецамора», политические круги Армении продолжают оправдывать целесообразность дальнейшей работы этой станции необходимостью экономического выживания страны. При этом звучат заявления и о том, что прежде чем требовать от Еревана закрытия АЭС, мировые центры силы должны заставить Азербайджан и Турцию прекратить блокаду Армении, что позволит последней беспрепятственно получать топливо извне. Однако подобного рода армянские утверждения, как всегда переворачивающие актуальные проблемы с ног на голову, мало интересуют страны Европы, Причерноморья, Кавказа и прилегающих регионов, всерьез обеспокоенных угрозой, которую представляет собой армянская станция. Не говоря уже о том, что осведомленным мировым центрам прекрасно известна причина, по которой все еще имеет место быть пресловутая блокада Армения. Факт оккупации этой страной азербайджанских территорий полностью лишает Ереван каких-либо моральных аргументов в отстаивании «Мецамор».
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать