• четверг, 28 Марта, 23:01
  • Baku Баку 13°C

Версии.сom: «Нагорный Карабах – проблема международного значения»

12 сентября 2016 | 16:56
Версии.сom: «Нагорный Карабах – проблема международного значения»

На украинском сайте Версии.сom опубликована статья нашего соотечественника, доктора юридических наук, профессора кафедры международного права Национального авиационного университета Арифа Гулиева под названием «Нагорный Карабах – проблема международного значения».
Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт неоднократно становился предметом обсуждения на международном уровне. После того как Азербайджан в 1992 году стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1 января 1995 года — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, или ОБСЕ), решение нагорно-карабахского конфликта оказалось в центре внимания государств-участников.
Для урегулирования конфликта была создана Минская группа ОБСЕ (Беларусь, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция, а также Армения и Азербайджан). Однако все попытки установления справедливости и мира в Нагорном Карабахе оказались безрезультатными, а позиция Минской группы отодвигается в сторону...
Среди всех известных конфликтов, разгоревшихся на Кавказе в конце прошлого столетия, конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха считается одним из самых разрушительных и кровопролитных. По своему геополитическому значению и риску перерасти в войну он занимает первое место среди всех конфликтов в постсоветской Евразии. Начиная с 1992 года, после того, как Азербайджанская Республика стала членом Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, карабахский конфликт перешел в проблему международного значения, оказавшись в центре внимания государств-участников. С этого периода Азербайджан неоднократно перед ОБСЕ поднимал вопрос об армянской агрессии. Было принято решение созвать в 21 июня 1992 года в Минске конференцию по вопросам урегулирования данного конфликта с участием представителей Азербайджана, Армении, Беларуси, Германии, Италии, России, США, Турции, Франции, Чешской и Словацкой Федеративной Республики и Швеции. Однако на каждую положительную инициативу участников Армения отвечала очередным актом агрессии, игнорируя все попытки урегулировать конфликт.
После прихода к власти в 1993 году Общенационального лидера Гейдара Алиева вся внешнеполитическая деятельность Азербайджана была направлена на урегулирование отношений с Арменией мирными средствами. Однако армянская сторона продолжала отвергать все мирные предложения, накаляя ситуацию и обостряя конфликт. Также стали известны факты, что Россия, одна из участниц Минской группы, незаконно снабжала Армению современными видами оружия, тем самым создавая условия для оккупации территорий Азербайджана армянскими вооруженными силами. Вооружение Армении не прекращалось и после объявления режима прекращения огня.
Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции (№ 822, 853, 874, 884), в которых говорилось о немедленном и безоговорочном выводе вооруженных сил Армении со всех оккупированных территорий Азербайджана и возвращении беженцев в места их постоянного проживания. Этими документами подтверждался суверенитет и территориальная целостность, в том числе и принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджанской Республике. Однако эти решения и по сегодняшний день игнорируются армянской стороной.
До сегодняшнего дня позиция Армении строится именно на использовании оккупации азербайджанских земель. Армянская сторона якобы демонстрирует готовность к миру, но на самом деле стремится закрепить результат агрессии и использует процесс урегулирования для замораживания конфликта. Армения не только фальсифицирует историю Нагорного Карабаха, а также разрушает, похищает и присваивает азербайджанские религиозные и исторические памятники, древние рукописи и другие ценности этого региона. На оккупированных Арменией территориях Азербайджана незаконно размещены армянское население.
Официально представители государств, входящих в Минскую группу, признают захваченные армянами территории неотъемлемой частью Азербайджана, но на практике члены организации топчутся на месте. Например, в одном из своих выступлений американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик назвал сторонами конфликта Азербайджан и Нагорный Карабах, что говорит не только о поверхностности взгляда на эту проблему, но и отсутствии серьезного подхода к ее решению.
Позиция Уорлика по конфликту сегодня вызывает обеспокоенность Азербайджана. По идее, этот человек, работавший продолжительное время дипломатом в Афганистане и Болгарии, должен хорошо осознавать значимость Кавказского региона в целом и, по логике, должен был ускорить процессы для защиты геополитической стабильности на Южном Кавказе. Он также должен был детально знать, кто есть кто на Южном Кавказе. Однако американский сопредседатель совершает визит в Россию, где встречается и консультируется с бывшим российским сопредседателем МГ ОБСЕ Владимиром Казимировым, который во время своего сопредседательства занимал предвзятую проармянскую позицию, хотя для ведения консультаций есть более надежные и непредвзятые дипломаты.
К примеру, сопредседатель МГ ОБСЕ от США Метью Брайза – один из лучших специалистов по Кавказу на Западе. Он лично участвовал в подготовке важных документов по нагорно-карабахскому урегулированию. Прекрасно разбираются в проблемах Кавказа и Центральной Азии бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Стивен Манн. Но тот факт, что Уорлику не понадобились консультации Брайзы и Манна, а возникла необходимость слетать для консультации именно к Казимирову, вызывает некоторые двоякие сомнения и опасения.
Эпизодические посещения зоны конфликта, прием сепаратистов из Нагорного Карабаха и при этом весьма частые встречи в различных европейских столицах, высокая зарплата и командировочные, выплачиваемые независимо от результативности прикладываемых усилий, привели к тому, что Минская группа стала ассоциироваться в общественном мнении как форма дипломатического туризма.
Приходится только сожалеть о том, что люди, которые сегодня занимаются решением нагорно-карабахской проблемы, не знают до конца ни истории, ни истоков этого конфликта. Обстоятельства вынуждают задумываться и о воздействии на поведение уже 11-го американского представителя в Минской группе того, что выдвинувший его на данный пост госсекретарь Джон Керри в бытность сенатором стал автором несправедливой 907-й поправки, направленной против Азербайджана.
На днях по первому украинскому каналу прозвучали слова армянского художника и заслуженного деятеля культуры Украины, который сказал, что ключи к решению армяно-азербайджанского конфликта находятся в Москве. Думаю, что это слова всех коренных армян и в некоторой степени они правы. Еще с 80-х годов прошлого века лично знаю Роберта Кочаряна, который еще в те времена разделял всех армян на «два сорта». Сейчас же он служит, зная его характер, не Армении и армянскому народу, а своим личным коммерческим интересам. Об этом часто пишет и армянская пресса.
В таком же духе работает и ставленник Кочаряна, нынешний президент Армении. Но чтобы стать полноправным хозяином чужих земель, для начала надо быть хозяином своей страны, своего народа, а потом уже претендовать на чужие земли. Мы знаем, что преступники находятся у власти, и они должны быть привлечены к ответственности, независимо от времени...
Армянские власти слишком уж старательно ограждают свою аудиторию от реальной информации об Азербайджане. Известный армянский общественно-политический деятель, бывший министр образования, экс-депутат парламента, директор Ереванского учебного комплекса «Мхитар Себастаци» Ашот Блеян об этом говорить: «Мы должны восстановить естественное мирное сосуществование двух народов. Установление мира, согласия и примирения со своими соседями, Азербайджаном и Турцией, – считаю главной задачей своей жизни. Другого пути тут просто нет. Сегодня в Армении это уже хорошо понимают, особенно родители молодых ребят, которые служат в армии, на передовой. Может ли вообще воспитанный, образованный человек хорошо относиться к войне?
С сожалением хочу отметить, что общественные организации в этой работе отошли на третий план. Народная дипломатия сегодня отодвинута от разрешения конфликта. В 90-е годы, когда мы активно занимались миротворческой деятельностью, мы – общественники – всем показывали, что хотим быть на первом плане.
Но потом на первый план вышли политики. Более того, сегодня общественный сектор отодвинут от решения конфликта не только политиками, но и международными посредниками. Я вообще не понимаю, почему на первом плане действуют посредники? Нужны ли нам вообще посредники? Должны ли на нас давить посредники? Мы не должны уступать решение наших проблем третьей силе».
Многие армяне Нагорного Карабаха заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта, но они не имеют права голоса, так как полностью подчиняются сепаратистскому режиму, во главе которого стоят саргсяны, кочаряны и прочие. Но тот, кто внимательно следит за этим конфликтом, понимает, что военные действия могут возобновиться в любой момент. И сегодня одна из главных задач – это решение вопроса Карабаха мирным путем на основе норм и принципов международного права.
И совершенно понятно, что сегодня режим Сержа Саргсяна продолжает демонстрировать поведение, противоречащее всем существующим в мировой практике нормам. Этот режим при покровительстве мировых кругов уже больше четверти века попытается совершить провокацию с целью нарушения переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского вопроса.
По словам главы внешнеполитического ведомства РФ, есть документы, которые сопредседатели Минской группы ОБСЕ подготовили на разных этапах переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. «Тогда шла речь о том, чтобы подготовить в качестве первого шага основные принципы урегулирования конфликта и потом на основе этих основных принципов подготовить мирное соглашение, которое будет иметь юридически обязывающий, неполитический характер. Различные версии этого документа эволюционированы с 2007 до 2011 год и были сопредседателями депонированы генеральному секретарю ОБСЕ и в таком депонированном качестве находятся в сейфах этой организации. Это единственные бумаги, которых можно назвать документами».
До сих пор были различные принципы, связанные с урегулированием конфликта, – Пражский принцип, сейчас Мадридский принцип, до того были другие подходы. Однако, к сожалению, из-за неконструктивной позиции Армении и пассивности сопредседателей конфликт не разрешен. Основная ответственность здесь падает на сопредседателей. Сопредседатели Минской группы не могут выполнять посредническую роль не только на высоком, но даже и на нормальном уровне. А предпринятые ими определенные шаги вызывают в различных местах различные мнения.
В настоящее время отсутствует какой-либо прогресс в мирном нагорно-карабахском урегулировании. Ситуация в Нагорном Карабахе продолжает оставаться в стадии «ни мира, ни войны». Время от времени сопредседатели Минской группы ОБСЕ проводят встречи на соответствующих уровнях, однако такие их визиты в конфликтующие регионы не могут быть действенными, поскольку каждый раз во время визита они только узнают мнения конфликтующих сторон, а потом говорят, что продолжают обсуждения с международными организациями. Посещая Азербайджан, они изучают его позицию, потом отправляются в Армению с той же целью – и так продолжается до бесконечности. Таким образом складывается впечатление, что решения Минской группы ОБСЕ носят формальный характер и никак не способствуют урегулированию конфликта.
ОБСЕ, как организация служащая сохранению мира и расширению межгосударственных отношений в Европе, по сей день выполняла посредническую миссию в разрешении армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта, но не достигла ничего конкретного… Несмотря на отсутствие конкретных механизмов ОБСЕ способных ускорить разрешение конфликта, стоит признать тот факт, что ОБСЕ имеет возможности оказания определенного правового давления на страну-оккупанта и привлечения мировой общественности к данному процессу.
Сегодня так и не нашедшая своего решения ситуация в Нагорном Карабахе вызывает большую обеспокоенность. Перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта зависят не только от позиций его участников. Трудности процесса урегулирования данного конфликта связаны, в первую очередь, со сложностью самого конфликта, его историческими корнями, непримиримостью позиций сторон.
Однако и само международное право создает некую коллизию, когда закрепляет, с одной стороны, право наций на самоопределение, а, с другой, – признание и уважение территориальной целостности государств. Конкуренция этих норм и приводит к трудностям в разрешении конфликта. Помимо того, геополитические расчеты держав, прежде всего, России, США, Франции, Турции и Ирана накладывают свой отпечаток на соотношение сил в регионе.
В подтверждение этому слова, которые высказал Президент Азербайджана Ильхам Алиев «…международное право является всего лишь инструментом для сильных государств, чтобы они принуждали несильные государства к чему-то. Но для них самих международное право – это ничто. Мы видим это, все видят это. Мы видим это во всех уголках мира – кто сильный, тот и прав. О чем это свидетельствует? О том, что нужно быть сильным. Мы давно приступили к этому: сильная армия, сильная экономика, гражданское согласие и, конечно же, продуманная политика и социальная справедливость».
Азербайджан имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности в рамках международного права. Именно поэтому Минская группа ОБСЕ должна активизировать свои усилия, чтобы иметь реальные и положительные результаты в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
Сегодняшняя реальность международных отношений доказывает, что на мировой арене эффективнее действует фактор силы. Сегодняшний Азербайджан – это не Азербайджан 1990-х годов, сейчас Азербайджан – бесспорный лидер геополитических и геоэкономических процессов на Южном Кавказе. Но Азербайджан уже не тот, каким он был при рождении Минской группы ОБСЕ. У него достаточного силы и авторитета для того, чтобы спутать своим недругам карты.
Азербайджанский народ не смирился с потерей своих земель. Сегодня Президент Азербайджана Ильхам Алиев проводит политику, направленную на освобождение азербайджанских территорий, руководствуясь принципами, которые были заложены общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым, его мудрой и эффективной внутренней и внешней политикой. Несмотря на то, что Азербайджан обязался при вступлении в Совет Европы в январе 2001 года использовать исключительно мирные пути урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, Азербайджан сохраняет за собой право освобождения оккупированных армянами своих территорий военным путем, если переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ не дадут ощутимых результатов. Мировая общественность должна оказать влияние на Армению и поспособствовать восстановлению территориальной целостности Азербайджана.
Двойные стандарты ЕС проявляются вот уже больше четверти века. Ни разу ЕС не предлагал Азербайджану помощь в восстановлении разрушенной агрессией инфраструктуры оккупированных районов, не говоря уже о введении санкций против агрессора, вандала и мародёра. Подобным отношением и постоянными ссылками на беспомощную Минскую группу Евросоюз разделяет с Арменией ответственность за отсутствие прогресса в мирном урегулировании конфликта. Все заявления Евросоюза сводились лишь к поддержке усилий Минской группы ОБСЕ, которая не только не может, но и не сможет при данном существующем формате хоть как-то повлиять на разморозку статуса-кво в зоне армянской оккупации азербайджанских территорий. Официальный Баку давно дал понять, что никогда не согласится с нынешним статус-кво данного конфликта с Арменией.
Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев точно выразил позицию Азербайджана. Он сказал, что истина заключается в том, что конфликт может найти свое разрешения лишь на основе следующих принципов: оккупированные земли должны быть освобождены от оккупационных сил, беженцы и переселенцы должны вернуться к родным очагам в прилегающие к Нагорному Карабаху регионы и в сам Нагорный Карабах. Только после этого может быть определен статус Нагорного Карабаха.
Этот вопрос всем ясен: для мирного, справедливого урегулирования конфликта путем переговоров и в соответствии с нормами международного права ответственность и обязательства перед международным сообществом и историей лежат на сопредседателей, как дипломатов, а не туристов.
Отсюда и итог: странам - сопредседателям Минской группы ОБСЕ безразлично зло, несущее людям горе и страдания. А Армения пусть беспокоится о том, что есть четыре резолюции Совета Безопасности ООН и резолюция Генеральной Ассамблеи о выводе армянских войск с оккупированных территорий. Это было бы гораздо правильнее.
banner

Советуем почитать