• четверг, 28 Марта, 16:05
  • Baku Баку 16°C

Писать о сложном просто

01 сентября 2016 | 16:53
Писать о сложном просто

СОТРУДНИЧЕСТВО
В начале лета в Баку побывала делегация газеты «Поиск» - издания научного сообщества Российской Федерации. Визит состоялся по приглашению президента Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Акифа Ализаде.
О главных целях командировки в Азербайджан, новых проектах взаимовыгодного сотрудничества, своих впечатлениях и о многом другом читателям газеты «Каспiй» рассказывает первый заместитель главного редактора Елизавета Понарина.
- Судя по тому, что в последние месяцы практически в каждом номере «Поиска» выходят ваши, скажем так, посткомандировочные материалы из Азербайджана, программа вашего пребывания здесь была достаточно насыщенной. Не так ли?
- Совершенно верно. Программа визита нашей делегации, в которую входили также наш фотокорреспондент Николай Степаненков и собкор по Северо-Западному региону Аркадий Соснов, была очень плодотворной. Поначалу нам казалось, что четыре дня, которые предстояло провести в вашей стране, - это достаточно, даже много, но они так быстро пролетели, а мы столько всего успели повидать, снять, зафиксировать, со столькими интересными людьми встретиться. Вот сейчас обо всем этом и пишем. Ведь главной целью нашего визита была подготовка серии статей о научной, научно-организационной и научно-инновационной деятельности НАНА, в том числе и в регионах.
- Что же вас так впечатлило?
- Буквально все, начиная со встреч в президиуме Национальной академии наук и в ее институтах, прогулки по Баку, особенно по Ботаническому саду академии. Очень порадовало, что НАНА располагает свои учреждения в прекрасных зданиях, что к ученым достойное отношение власти. А поездка к долгожителям в Лянкяран или молоканам в село Ивановка Исмаиллинского района? Кроме встреч с совершенно разными людьми, мы смогли посмотреть природу Азербайджана, его небольшие города и селения. А путь в темноте до Шамахинской астрофизической обсерватории разве забудешь? И разглядывание Сатурна в ночном небе - астрофизики дали нам такую возможность… Ну и плюс удивила реакция на нас обычных людей: недалеко от Астары мы заглянули на рынок - насладиться южным базаром. И были сражены, услышав обращенное к нам: «Ну зачем нас разделили?! Мы так хорошо жили…» Не тоска по СССР побуждает восклицать это, а желание восстановить связи, вспомнить дружбу, которая была искренней между народами огромной страны. Для меня это подтверждение, что такие поездки, как наша, полезное дело. Это не просто удовлетворение любопытства, это восстановление лучшего в нас - дружбы, взаимодействия, уважения к народам, которые рядом…
- Вы впервые приехали в Баку?
- Нет, в первый раз я увидела Баку примерно сорок лет назад. Я тогда была студенткой педагогического вуза, и на так называемом «Поезде дружбы» мы чуть ли не две недели путешествовали по стране. Вот так я впервые попала в Азербайджан, который сразу же произвел на меня впечатление своей необычностью. Затем я приехала, когда Баку активно строился, и была поражена размахом преобразований - это была какая-то гигантская стройка. Ну и вот сейчас по приглашению президента НАНА академика Акифа Ализаде, которое он сделал нам несколько лет назад на научном симпозиуме в Киеве, наша команда побывала в Баку и регионах. Мы уже тогда договорились обмениваться информацией о научных исследованиях, и надо сказать, что в течение последних 15-20 лет в нашей газете хоть и изредка, но все же появлялись материалы из Азербайджана - и авторские статьи, и интервью. А вот теперь мы приступили к более тесному сотрудничеству и уверены, что вполне сможем выстроить хорошую творческую систему взаимоотношений.
- Какие еще страны входят в число ваших партнеров, кроме Азербайджана?
- Мы активно сотрудничаем с Казахстаном, Беларусью, Узбекистаном, Украиной, Кыргызстаном, Молдовой.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей газете. Чем, на ваш взгляд, она интересна читателю?
- Время создания «Поиска» - 1989 год, то есть открывал ее еще отдел науки ЦК КПСС, и статус у нее соответственно был всесоюзный. Я пришла в штат через 2 месяца после ее открытия из тогдашней «Социалистической индустрии» и до сих пор работаю здесь в должности первого заместителя главного редактора.
Мы позиционируем себя как еженедельная газета для профессионалов в области научной и преподавательской деятельности, информационных технологий, а также специалистов по управлению в сфере науки и образования. Наши учредители - Российская академия наук и издательство «Поиск». Являясь единственным всероссийским изданием в своем роде, газета публикует новости из научно-исследовательских институтов и вузов России и мира, материалы об актуальных проблемах научно-образовательного сообщества, мнения авторитетных лиц и руководителей в области фундаментальной и прикладной науки, образования и специалистов по управлению в этих сферах, рассказы об ученых и научных коллективах, дайджест наиболее авторитетных международных научных журналов.
- Каков тираж «Поиска»?
- Скажем прямо, невелик - 10 тысяч. Но это сейчас, а было время и до 12 тысяч доходило. Хотя распространяется «Поиск» только по подписке по всей России, газету читают и в странах СНГ, в Европе, Израиле, США, Китае, Корее, Японии.
К тому же у нас есть свой веб-сайт. Примерно 15% тиража находится в поле зрения информационных и библиотечных работников не только России и других стран СНГ, но и дальнего зарубежья. А также организаций и ассоциаций, финансируемых как Евросоюзом, так и другими зарубежными структурами, такими, как Еврокомиссия, CRDF, TACIS, ESA, NASA и т.д.
Мы бы хотели работать для наукоемкой промышленности, ведь она неразрывно связана с учеными. Но это совсем непросто: нужны дополнительные квалифицированные кадры, желательно не в Москве, а ближе к этим предприятиям.
- Да, писать о науке - не самый легкий труд, ведь надо соблюсти главный принцип научной журналистики: писать о сложном просто...
- Вот именно. У нас есть такая поговорка: «Иногда из того, что ты услышишь от ученого, понимаешь только союзы и предлоги». А между тем надо писать так, чтобы не только источник информации признал текст годным для публикации (это понятно, он в теме), но и простой обыватель (студент-рабочий-школьник) заинтересовался, задумался о написанном... Мне кажется, статья об ученых должна вызывать у человека уважение к научному труду.
- Елизавета Андреевна, а в чем, по-вашему, заключается роль научной журналистики?
- Во-первых, научная журналистика поддерживает интеллектуальный уровень общества и рассказывает, на что государство тратит деньги. Кроме того, показывает людям, которые часто заявляют, что у нас плохая наука, что на самом деле ученые России весьма эффективно работают, проводят интереснейшие исследования, которые в дальнейшем помогают людям лучше жить.
- Вы за специализированные научные издания, где уже сложилась определенная целевая аудитория, или за отделы науки в больших общественно-политических газетах, журналах?
- Я глубоко убеждена, что научные материалы получат больше шансов найти своего читателя, если им станут уделять место в крупных многотиражных изданиях. В советское время отделы науки были в любой приличной газете, и тем для работы им хватало. Это как в большом университете: благодаря общению с разными профессионалами - дальше видишь, лучше слышишь, информация объемней.
Вот сейчас другая беда: по данным последних исследований, такой профессии, как журналист, к 2030 году не будет. Говорят, нас заменят гаджеты - мгновенный выброс информации. Но мне кажется, этого не произойдет, ведь наше общество многослойно и то, что будет понятно для академика, вряд ли в той же степени будет воспринято школьником младшего возраста. И как тут обойтись без интерпретации?
Другое дело, что в научной журналистике люди очень медленно вырастают. В отличие от, скажем, журналистики, занимающейся сплетнями, - кто куда с кем и в чем пошел, да даже городским хозяйством (сфера попроще - коммуналка, дороги, свет, тепло, поликлиники, детсады, школы). А в научной журналистике каждый раз чувствуешь себя новичком, и если в 25 лет не стыдно попросить ученого рассказать тебе все как первокласснику, то в более зрелом возрасте непременно нужно быть профи. А уж если добиваешься хорошего результата, то на душе такой праздник, словами не передать! Это же такое счастье - общаться с учеными. Они такие глубокие и увлеченные своими исследованиями люди, но если почувствуют в тебе отклик, реальное желание внятно рассказать о деле их жизни, становятся и хорошими партнерами, и даже друзьями!
- Каков процент ученых среди ваших сотрудников или авторов газеты?
- Мы как-то проводили социологическое исследование. Получилось, что 70% читателей газеты «Поиск» имеют степень кандидата наук, 37% - звание профессора. Среди этих людей более 30% являются руководителями научных коллективов или занимают административные посты в исследовательских и образовательных учреждениях. 20% читателей - аспиранты и студенты. Все они в той или иной степени могут быть нашими авторами.
- Появляется ли в вашей газете реклама или вы обходитесь без нее?
- Нет, рекламы у нас нет, да и «кормильцев» - тоже. Выживаем за счет того, что выигрываем тендеры, конкурсы Министерства образования и науки, крупных научных фондов и исследовательских центров. Просто выигрываем, например, тендер у Академии наук на подготовку и публикацию определенного количества полос в год о российской науке.
- А если не выиграете один-другой тендер? Останетесь без хлеба с маслом?
- Какой там с маслом?! Вообще без ничего останемся.
- И такое было?
- Конечно. Мы как-то раз восемь месяцев работали в ожидании тендера, естественно, в этот момент задолжали за аренду, типографию, упали зарплаты, а вот гонорары авторам - дело святое. Хотя они весьма скромные. Всякое было, но за 27 лет выхода «Поиска» не сорвали ни одного выпуска газеты.
- Что вы можете сказать о газете «Элм» - органе Национальной академии наук Азербайджана?
- Я, пожалуй, не возьмусь пока ее оценивать, не очень много номеров мне довелось просмотреть. Но могу сказать, что мне в ней понравилось: она выходит на двух языках, азербайджанском и русском. Это свидетельство того, что вы пытаетесь не потерять русскоязычную аудиторию. Дело в том, что русский язык - это как связующее звено в СНГ. Нам никуда друг от друга не деться, хоть кацапами нас назови, хоть ватниками. Это все пройдет, а вот уважать культуру соседа необходимо. За 27 лет были периоды, когда мы предпочитали сотрудничество с немцами, англичанами, японцами (их научными центрами), невольно отодвигая «от полосы» информацию о работах казахов или белорусов. Среди моих коллег, кстати, и сейчас раздаются голоса, призывающие уделять больше внимания дальнему зарубежью, мол, там наука сильнее. Но я считаю, что сотрудничать нужно со всеми, а с соседями - непременно.
- В какой форме развивается ваше сотрудничество с западными странами?
- К сожалению, у нас нет возможности держать собкора ни в одной из стран Евросоюза. Самое большее, что мы можем себе позволить - это участвовать в их мероприятиях, когда поступают приглашения. К примеру, только что наш корреспондент вернулась с Форума европейской науки ESOF-2016, который проходил в из Манчестере. Там она встретилась с нашими авторами, нашла новых, кое-что уже опубликовали.
Вот уже несколько лет подряд наши бригады ездят в ЦЕРН, освещают исследования, которые там ведут российские ученые, пару раз было приглашение в Чикаго - на российско-американский форум, где мы проводили «круглые столы», развертывали стенд газеты «Поиск», общались с посетителями выставки, а потом была поездка в Фермилаб. В свое время были поездки в лаборатории Японии, Германии и т.д. Все это очень интересно. Но контакты с исследователями СНГ тоже заслуживают внимания, хотя бы потому, что у нас общее прошлое, и вычеркивать наработанное вместе неразумно, наоборот - надо находить важные для всех нас общие темы и вместе развивать их.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать