• пятница, 29 Марта, 00:47
  • Baku Баку 7°C

Восток – дело тонкое

31 августа 2016 | 10:51
Восток – дело тонкое

ВЗГЛЯД
Недавнее кратковременное использование российскими ВКС иранской базы вызвало негативную реакцию Запада этого вида сотрудничества. Позже с критикой российской стороны выступил министр обороны Ирана.
Свою точку зрения на происходящее в российско-иранских отношениях и перспективы российско-американских переговоров по Сирии в интервью газете «Каспiй» выразил военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Александр Перенджиев.
- Недавно, как известно, российские ВКС впервые использовали иранскую базу в Хамадане для нанесения бомбовых ударов по целям в Сирии. Однако после этого иранский министр обороны подверг критике российскую сторону за распространение информации, а вскоре российские полеты с этой базы прекратились. Означает ли это, что Тегеран остался недоволен первым опытом использования своей базы российскими ВКС или он опасается усиления критики со стороны Запада за военное сотрудничество с Москвой?
- Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что авиабазу Хамадан российские ВКС не арендовали вовсе. Они лишь там «погостили». Представьте себе, что когда вы приезжаете в другой город по делам, то не идете в гостиницу. И не снимаете жилье на длительное время. А лишь проситесь немного погостить у знакомых на очень короткий срок. Закончив свои дела, вы уезжаете домой. Так и поступили боевые авиагруппы ВКС РФ, используя базу Хамадан в качестве гостевой, выполнили конкретную задачу по бомбардировке террористов в Сирии.
Но дело в том, что в информационном пространстве дело было представлено так, как будто Россия арендовала военную базу в Иране. Чтобы не объяснять «гостевой» характер ее использования и было проведено информационное прикрытие ухода с нее, как результат каких-то разногласий между официальными Москвой и Тегераном. Министр обороны ИРИ, конечно же, фигура значительная. Но он не будет делать никаких публичных заявлений без команды высшего руководства страны. Это было сделано, чтобы как раз «успокоить» развернувшуюся дискуссию на Западе, в самом Иране, да и в целом в мире, по поводу законности использования Россией военной базы в ИРИ. Теперь эта дискуссия резко закончилась, и СМИ обсуждают причины заявления Хосейна Дехгана, дальнейшие перспективы российско-иранских отношений, подозревая их ухудшение в настоящее время.
А тем временем официальные Москва и Тегеран планируют и осуществляют новые формы и мероприятия по совместному сотрудничеству, в том числе в военной и антитеррористической сфере. Таким образом, заявление главы минобороны ИРИ являлось, как частью информационного обеспечения военной операции России против ИГ, так и элементом отдельной информационной операции по прикрытию действий ВКС РФ на Ближнем Востоке.
- По словам официальных представителей ИРИ, Тегерану удалось в ходе переговоров урегулировать вопрос будущего Асада с Анкарой. Означает ли это, что Турция теперь не будет требовать свержения Асада?
- Полагаю, что говорить о том, что официальная Анкара отказалась от своих замыслов по свержению Башара Асада, преждевременно. Речь может пока идти только о временной уступке со стороны руководства Турции. Ведь никто из турецких руководителей официально не подтвердил заявление представителей ИРИ. Молчание - знак согласия? В данном случае оно может только обозначать в ближайшее время не предпринимать враждебных действий против высшего руководства САР да и самой Сирии. В данном случае позиция официальной Анкары по поводу судьбы Асада является предметом политического торга с официальной Москвой. А вот иранские государственные деятели спешат заявить о своих новых победах дипломатических победах. Но «Восток - дело тонкое», и спешить с выводами пока рано.
- Насколько согласованным с Россией и Ираном оказался ввод турецких войск на территорию Сирии?
- Откровенно говоря, весьма мало согласованным. Турецкая сторона лишь заявила официальным Москве и Тегерану о своем намерении ввести войска на территорию Сирию. И не дождавшись их мнения по этому поводу, не обсудив полностью этот вопрос, турецкая армия вступила в пределы САР. Поэтому в настоящее время и проходят интенсивные телефонные переговоры между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом по поводу урегулирования конфликта в этой арабской республике. Именно поэтому в СМИ идут сообщения о планируемой встрече начальников Генеральных штабов вооруженных сил России и Турции. То есть существует необходимость именно четкого согласования действий турецких подразделений с действия сирийской армии и ВКС РФ. Соответственно, возможность совместных действий РФ, ИРИ и Турции в Сирии будет зависеть от итогов встречи начальников Генштабов ВС РФ и Турции.
- В последнее время часты стали встречи Лаврова и Керри, на которых в числе прочего обсуждается и ситуация в Сирии. Удастся ли России и США сблизить свои позиции по Сирии?
- Сейчас строить какие-либо прогнозы в этом отношении практически невозможно. Многое будет зависеть от того, кто в ближайшее время станет президентом США. Если победит Клинтон, сближение позиций официальной Москвы и Вашингтона выглядит проблематичной. В случае прихода к власти Трампа появятся перспективы в сближении позиций России и США по многим ключевым проблемам международной безопасности, и не только по Сирии. Ну а частые встречи Лаврова и Керри по Сирии не должны никого вводить в заблуждение насчет каких-то серьезных подвижек. Главная задача этих переговоров только одна - обмениваясь информацией по своей позиции по сирийской проблеме, не допустить военного конфликта между военными подразделениями России, Сирии и Ирана с одной стороны, США и их союзников с другой на территории САР.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать