• суббота, 20 Апреля, 07:33
  • Baku Баку 14°C

Анкара начинает и выигрывает

27 августа 2016 | 10:38
Анкара начинает и выигрывает

ПОЛИТИКА
Около четырех часов утра 24 августа Анкара начала не только продолжающуюся, даже нарастающую военную операцию «Щит Евфрата» при поддержке турецких ВВС и боевых самолетов западной антитеррористической коалиции.
Это ошеломляющее событие до сих не сходит с новостных лент, ведь до упомянутой даты никто и предположить не мог подобный поворот дел.
Наступление вооруженных сил Турции на город Джараблус свидетельствует о глобальных изменениях в «сирийском концерте». Танковые колонны и сухопутные силы братской страны, в том числе подразделения специального назначения, перешли границу с Сирией и во взаимодействии с оппозиционной Сирийской свободной армией (ССА) установили контроль над населенным пунктом, выбив террористов так называемого «Исламского государства» (ИГ) из стратегической точки в северной провинции Алеппо.
Согласованная операция
Судя по всему, Москва и Дамаск были в курсе готовящейся массовой операции, поскольку в случае неожиданности для официальных сирийских властей, очевидно, Анкара столкнулась бы с резкой реакцией внешнеполитических ведомств обоих государств, а так прозвучали лишь дежурные пожелания. Правда, в распространенном МИД Сирии заявлении, переход танков и бронетехники Турции через границу в сторону города Джараблус при поддержке с воздуха американской коалиции расценивается как грубое нарушение суверенитета и акт агрессии в отношении арабской республики, но дальше тон несколько смягчается признанием того, что в конечном итоге это борьба с террористами, и что борьба с терроризмом на территории Сирии должна вестись только в координации с властями страны. Но так и должно быть, не может же правительство Асада признать собственную несостоятельность в противостоянии многоликому неприятелю за пять лет пожара гражданской войны. Потому оно и потребовало от ООН «прекратить агрессию, предприняв действия согласно закону и уважая независимость и целостность государства».
Позиция Дамаска, вступившего, кроме прочего, на тропу боев с провозглашенной курдами федерацией Северная Сирия, вполне логична. Столица непопулярного в народе режима не против того, чтобы руками турок ослабить сепаратистов, но и не отреагировать на действия Анкары, с которой у нее вплоть до последнего времени были не очень-то дружественные отношения, она никак не может.
Международный нейтралитет
Что касается МИД России, то оно выразило свою обеспокоенность в совершенно деликатной форме, что естественно на фоне сближения при наличии двусторонней полосы. Хотя, в общем-то, у Кремля вызывает тревогу возможность дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта, в том числе с учетом возможных сопутствующих жертв среди мирного населения и обострения межэтнических противоречий между курдами и арабами. Но была ли договоренность с Россией - сложный вопрос, хотя как сказать.
Ведь состоявшиеся в первой декаде августа в Санкт-Петербурге переговоры между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным, вне всякого сомнения, касались в первую очередь не экономики, а именно стратегически важного сирийского вопроса. Очевидно, президенты двух стран встречались не зря, но то, что свои действия Анкара согласовала с Москвой, маловероятно, хотя контуры взаимных интересов, вне всякого сомнения, были обозначены. В пользу этой версии говорит следующий факт: на днях стало известно, что 31 августа состоится очередной этап «футбольной дипломатии» - главы государств проведут переговоры, теперь уже в Анталии, на товарищеском матче.
А вот то, что Турция не могла пойти на такой серьезный шаг без согласования с американскими властями, несмотря на натянутые в последнее время отношения, не вызывает никаких сомнений. Не случайно власти этой страны неоднократно выражали намерение учитывать интересы заокеанского партнера по Североатлантическому альянсу. Подтверждение тому недавний официальный визит вице-президента США Джо Байдена в Анкару, что вполне символично, поскольку целью поездки также было согласование действий по Ближнему Востоку, а не «сверка часов по Гюлену».
Лес рубят, щепки летят
В том, что никто особо не возразил против того, что Турция ударила не только по ИГ, но и по отрядам курируемой Вашингтоном сепаратистской, террористической организации «Партия демократический союз» (ПДС - сирийский филиал КРП - Курдской рабочей партии), нет ничего экстраординарного, так как пока Анкара действует в рамках той парадигмы, которая устраивает всех. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что операцию «Щит Евфрата» турецкий спецназ начал при поддержке боевых самолетов западной антитеррористической коалиции.
Но если Турция выйдет за ее рамки, мы услышим уже другую риторику.
Как сказал в беседе с газетой «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу, братская страна несколько запоздала с началом военных действий в Сирии:
- Именно она больше всех прочих ощутила отрицательное влияние ближневосточных процессов последнего времени - ее заполонили беженцы, по ней стреляют и ее взрывают террористы и сепаратисты. За это время Иран, Россия и США сохраняли и наращивали военное присутствие в Сирии, а официальная Анкара не просто оставалась в стороне, но и дистанцировалась от проблемы, хотя время от времени осуществляла бомбардировки в рамках борьбы с КРП. Однако этого мало, чтобы стать полноценным игроком в регионе. Крайне необходимо было проведение наземной операции и, наконец, позиционирование Турции в качестве центра силы состоялось. Проведя эту операцию, братская страна показала свое военное присутствие в Сирии, дав понять всему миру, что не допустит создания там курдской автономии (одно такое образование есть в Ираке, что тоже чревато опасностями).
Такая активность Турции отвечает интересам всех мировых лидеров. Так, посещение вице-президентом США Джо Байденом Анкары крайне важно и с точки зрения потепления отношений между странами, и весьма позитивно с позиции Ирана и России, так как объективно главной целью проводимой операции является сохранение территориальной целостности Сирии. Если быть объективными, такой расклад сил также в интересах режима Башара Асада, несмотря на серьезные идеологические разногласия. Да и сам глава ближневосточного государства понимает, что цель военной операции - не расчленение Сирии, а ее защита при ликвидации ИГ и курдских вооруженных формирований. Если Турция сумеет одержать победу и усилить контроль во взрывоопасном регионе, международное сообщество вынуждено будет принять ее в качестве активного игрока там, чего не случалось со времени распада Османской империи.
Проведение этой операции повлияет и на расстановку сил в регионе, так как турецкая армия, закрепившись там, будет там присутствовать некоторое время.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать