• среда, 24 Апреля, 06:15
  • Baku Баку 13°C

С шашками на танки

27 августа 2016 | 13:14
С шашками на танки

КОММЕНТАРИЙ
Переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта, подстегнутый кровавой эскалацией в апреле этого года, не стоит на месте. Доказательством тому не только прошедшие с апреля несколько встреч глав МИД и президентов конфликтующих сторон, но и новые ожидаемые рандеву. В частности, вполне возможна очередная встреча глав Азербайджана и Армении в Астане по приглашению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
О возможности этой встречи и отношении к ней различных сторон в интервью газете «Каспiй» рассказал известный российский политический аналитик, правовед, доктор исторических наук Олег Кузнецов.
- Прошла информация, что президент Казахстана собирается организовать следующую встречу президентов Азербайджана и Армении в рамках переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта. Но против этой встречи резко выступает армянская оппозиция, объясняя это тем, что Назарбаев, будучи мусульманином, на этой встрече станет поддерживать Азербайджан.
- Любая оппозиция в любой стране мира всегда и везде набирает политические очки на разного рода политических скандалах и демаршах. Все то, что мы сегодня видим в Армении, - это вполне нормально и традиционно с точки зрения политической жизни. Вооруженный мятеж и захват полка войск полиции в Ереване во второй половине июля этого года - ненормально, а вышеприведенные заявления - нормально и естественно. Ничего другого в политическом мейнстриме и быть не должно.
В политических заявлениях армянской оппозиции меня заинтересовал совершенно иной социально-психологический аспект, на который, я уверен, в Азербайджане никто из аналитиков не обратит достойного внимания. Сегодня, когда на дворе XXI век, армянские оппозиционные политики мыслят средневековыми категориями: они рассуждают о каком-то национально-религиозном детерминизме международных процессов в условиях, когда весь остальной мир перешел на принципы прагматичного цинизма. Они до сих пор готовы скакать с шашками наголо на танки и штурмовую авиацию, не отдавая себе отчета в том, что мыслят категориями XIX столетия. На фоне подобного анахронизма ментальности армянской оппозиции Серж Саргсян временами кажется мне вполне современным и по-европейски мыслящим политиком, и даже иногда мне становится его искренне жаль оттого, что ему приходится управлять людьми с таким заскорузлым мышлением, хотя никаких симпатий к нему, как к политическому лидеру с террористическим прошлым, я не испытываю.
Вместе с тем подобное заявление весьма симптоматично: оно означает, что внутри Армении сегодня объективно нет лояльно или либерально относящейся к инициативам по нагорно-карабахскому урегулированию политической оппозиции, все ее представители - ортодоксальные радикалы, свято и непогрешимо верящие в идею об исконной принадлежности Карабаха Армении. Оппозиционные силы в этой стране будут всячески торпедировать переговорный процесс, делая для Азербайджана войну за освобождение оккупированных территорий неизбежной.
- Официальный Ереван пока молчит. Но какова на ваш взгляд будет его реакция на предложение Назарбаева?
- Нурсултан Назарбаев - слишком авторитетная и влиятельная политическая фигура на пространстве ЕАЭС и Таможенного союза, членом которых с 2015 года, как известно, является Армения, чтобы Серж Саргсян мог проигнорировать или отказаться от сделанного им предложения. Это будет не просто открытый вызов структурам ЕАЭС, но и прямое хамство в отношении отца-основателя этой организации, и любой демарш Еревана со стороны не только Астаны, но и Баку и даже Москвы будет воспринят и истолкован именно таким образом. А хамство в мировой политике и высокой дипломатии не прощается никому.
Поэтому Серж Саргсян театрально выдержит «паузу Станиславского» и поедет на переговоры с азербайджанским президентом в Астану. Иной альтернативы для него нет. Если же он откажется, то поставит не только себя, но и своих лоббистов в России в крайне неловкое и даже противоестественное положение, после чего его карьера как политика стремительно начнет закатываться за линию горизонта. С нервной реакцией собственной внутренней оппозиции он научился справляться военно-полицейскими методами, от внешней негативной реакции со стороны ближайших союзников его пока спасает прямое заступничество Москвы, но и его может не хватить, если Саргсян не проявит должного политеса к фигуре и инициативам Назарбаева. Поэтому, повторюсь, переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию в Астане состоятся обязательно.
- Бытует также мнение, что Назарбаев желает тем самым приблизить Азербайджан к вступлению в ЕАЭС. Насколько переговоры по урегулированию карабахского конфликта могут реально отразиться на принятии официальным Баку решения о вступлении в эту структуру?
- Я воспринимаю такую точку зрения с легкой иронической улыбкой. Азербайджан и так достаточно близок с ЕАЭС в своей внешнеэкономической деятельности, чтобы речь могла идти о каком-то еще более тесном сближении. Если внимательно посмотреть структуру внешнеторгового оборота Азербайджана, то на Запад продаются только энергоресурсы, тогда как весь прочий товарный экспорт поступает главным образом на внутренние рынки стран ЕАЭС. Азербайджан технологически и логистически гораздо ближе к ЕАЭС, чем к ЕС.
Последний ведет крайне жесткую протекционистскую политику по защите своего внутреннего рынка, а поэтому надо адекватно понимать, что в ближайшие десятилетия азербайджанские товары там не будут востребованы. Посмотрите на опыт Турции: страна уже более 60 лет в НАТО, 30 лет стучится в двери Евросоюза, но там ее никто не ждет. Обструкция Баку со стороны стран Евросоюза в прошлом году, накануне и во время Европейских игр, не менее наглядно показывает истинное отношение объединенной Европы к Азербайджану - его там никто не ждет.
Поэтому в данном вопросе официальный Баку стоит перед принципиально иным выбором: или сохранять по-прежнему многовекторность своей внешней политики, или блокироваться с ЕАЭС. Третьего не дано, как говорили в таких случаях древние римляне. Какую из альтернатив выбрать - это прерогатива Президента Ильхама Алиева и его политического окружения, давать какие-либо советы в данном случае я по этическим соображениям не могу.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать