• вторник, 23 Апреля, 17:19
  • Baku Баку 24°C

Новая веха

13 августа 2016 | 10:38
Новая веха

РЕГИОН
Взаимоотношения Анкары с Москвой сродни американским горкам - то они стремительно скачут вверх, то еще быстрее несутся вниз, кружа голову видавшим виды политологам. Нынешний зенит наблюдался в Санкт-Петербурге, где состоялась встреча президентов Турции и России Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина.
Встрече предшествовал обмен любезностями (немыслимыми еще несколько месяцев назад), которые ознаменовали собой радикальный поворот в отношениях между Россией и Турцией - от откровенной вражды чуть ли не на грани военного противостояния до нынешнего сотрудничества и дружбы.
Однако сближение это не было таким уж неожиданным. Оно началось еще до попытки военного переворота с извинения Эрдогана семье летчика российского самолета, сбитого в небе Турции. Извинение это было еще в июне.
Чем руководствовался Эрдоган тогда, еще до конфликта с Западом, желая снять напряженность с Россией? Только ли, выражаясь штилем Путина, «помидорами», то есть утраченной прибылью от экспорта овощей и фруктов в Россию и потерями от российских туристов, или же и тогда уже действовали геополитические интересы?
Мотивы Эрдогана были понятны. Газета «Каспiй» еще в начале февраля излагала версию, согласно которой перед президентом России на полях Генеральной Ассамблеи ООН президентом США в обмен на нормализацию отношений из-за аннексии Крыма и кризиса на Донбассе была поставлена задача путем вмешательства в сирийский конфликт вызвать кризис в Турции и обрушение режима Эрдогана, который является главной головной болью Вашингтона. США, несмотря на декларации о том, что преступный режим Башара Асада должен уйти, в реальности никогда не ставили перед собой задачу его свержения. Дамасский режим не мешал реализации их планов. Также этот режим устраивает и Израиль. Реально США и Израиль не устраивает руководство Турции, которое является единственной силой, по-настоящему стремящейся свергнуть режим Асада. Кроме Турции никто всерьез не ставил такой задачи. Это далеко идущие задачи и это прямой вызов США.
И вообще, США всерьез встревожены темпами развития Турции в течение последних 15 лет, тем, как она себя позиционирует, тем, что она взяла на себя роль координатора исламских движений, которые добиваются политической субъектности исламского мира. Именно с этой целью США и ставили перед Россией задачу устранить правительство Эрдогана. Именно с этим и были связаны заходы российских бомбардировщиков на территорию Турции и бомбежки туркманов - сирийских турок, живущих на границе с Турцией. Это делалось в расчете на дискредитацию правительства Турции, «не способного обеспечить безопасность страны и турок», что должно было бы привести к тому, что вооруженные силы по старой традиции свергнут Эрдогана. Но сбитие Су-24 сорвало эти планы. Потому что после того, как возникла вооруженная конфронтация с ВВС России, вооруженные силы Турции уже не могли свергнуть политическое руководство, так как это уже было бы изменой Родине.
В последующем, вопреки ст.5 устава НАТО, которая гласит, что вооруженное нападение на одного из членов альянса рассматривается как нападение на него в целом, Эрдоган поддержку США и Брюсселя не получил, и таким образом Турция оказалась в изоляции.
Мало того, после неудавшейся попытки переворота, руководство Турции так и не дождалось поддержки западных государств, ни один глава западной страны не посетил Турцию. И даже совершенно нормальные шаги, предпринятые Анкарой для того, чтобы избежать повторения подобного путча, со стороны Запада были расценены как «чистки», направленные на устранение оппозиции.
На этом фоне президент России Владимр Путин первым позвонил Эрдогану и выразил поддержку легитимной власти. И это был, безусловно, крайне важный мотив для последующих действий Эрдогана.
Многие эксперты считают, что мир и дружба между Россией и Турцией - вещи довольно-таки хрупкие, что в любой момент все может измениться и опять испортиться. Такое мнение имеет свой резон. Дело в том, что российская политическая система устроена таким образом, что если не все, то многое зависит от воли, настроения конкретного человека. Т.е. не институты, не системы работают, а личностные качества и ощущения. Поэтому в России многое зависит от одного человека. Очевидно, что любые договоренности с государством, где все определяется волей одного человека, всегда будут неустойчивы - сегодня договорились, а завтра поругались.
Но, тем не менее, инцидент с самолетом, который не пошел на пользу ни Турции, ни России, произвел отрезвляющее действие. Очевидно, что составная часть переговоров президентов - это как раз некая система предупреждения о недопущении подобных ситуаций впредь.
«Романтический» период в турецко-российских отношениях прошел, наступает период сугубо национальных интересов. Именно поэтому ключевую роль на пресс-конференции лидеры отвели экономическому партнерству двух стран, возможности возобновления строительства «Турецкого потока» и вопроса возведения атомной станции «Аккую». Но за скобками пока что остаются вопросы геополитики и безопасности, которые являются ключевыми в отношениях между двумя странами.
Двум лидерам предстоит решить вопросы, связанные, в том числе, с сирийским урегулированием. Без решения геополитических вопросов, а также вопросов, связанных с безопасностью, восстановить полностью экономические отношения между двумя странами представляется проблематичным.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать