• пятница, 29 Марта, 12:12
  • Baku Баку 14°C

Армяне делают обрезание сиротам и учат их азербайджанскому языку

06 августа 2016 | 15:51
Армяне делают обрезание сиротам и учат их азербайджанскому языку
Сегодняшним собеседником Vzglyad.az стал преподаватель армянского языка и литературы Бакинского государственного университета Халид Байрамов.
Халид муллим рассказал, что родился в Западном Азербайджане, учился в армянской школе, а теперь преподает армянский язык студентам БГУ:
- Я родился 15 сентября 1941 года в Западном Азербайджане, в селе Гёйчай Гырмызыкендского района. Когда мне настала пора идти в школу, моя семья переехала в село Узунтала Иджеванского района, что также находится в Западном Азербайджане.
Поскольку в этом селе мы были единственной азербайджанской семьей, мне пришлось идти в армянскую школу. После окончания десятилетки я приехал в Баку.
В то время в Азербайджанском педагогическом институте имени Ленина был армянский сектор.
В 1964 году после окончания пединститута я вернулся в район и стал работать в средней школе. Я давал уроки армянского языка и литературы ученикам 5-10 классов. Одновременно я работал переводчиков в судебно-правовых органах, и был воспитателем и преподавателем в профтехучилище. После этого я продолжил работу на Азербайджанском государственном телевидении: работал переводчиком и редактором в отделе программ на армянском языке.
Сейчас я преподаю армянский язык и литературу в БГУ.
- Скажите, а трудно ли выучить армянский, учиться на этом языке в школе?
- Для человека ничто не должно быть трудно. Если поставил перед собой какую-то цель, то сможешь ее достигнуть.
Трудность этого языка я вижу в том, что в нем есть звуки, которых нет в нашей фонетике. Некоторые так умело преодолевают эту трудность, что акцента совсем не чувствуется. Как я произношу слова, так и они произносят их. Иногда из-за этих фонетических особенностей чувствуется, что говорит азербайджанец. А вот я куда бы не пошел, в какой бы армянский район не приехал, с кем бы из армян не заговорил: будь то пастух или ученый, никто из них не догадается, что перед ними азербайджанец, потому что я говорю на армянском с самого детства.
В то время армянские школы были и в Баку, и в Сумгаите. Армяне даже хотели, чтобы для них в Азербайджане открыли отдельный институт. Добились этого они в Ханкенди. Они открыли в этом городе педагогический институт, где преподавание шло на армянском языке. При нем ежегодно в азербайджанское отделение готовили 25 абитуриентов.
- Халид муаллим, а члены Вашей семьи тоже знают армянский?
- Супруга знает этот язык на бытовом уровне, владеет им в устной форме, а писать на нем не умеет. У меня как-то само собой получилось выучить армянский. Я начал учить этот язык с 7 лет.
- Скольких студентов до сих пор Вы обучили армянскому языку?
- Я преподаю в Бакинском государственном университете с 2005-2006 учебного года. Ежегодно в каждой новой группе армянский начинают изучать как минимум 15 человек. Среди моих студентов есть особо одаренные. Многие из них работают в силовых министерствах. Причем я каждый год принимаю у них экзамен.
- Много ли в Азербайджане специалистов, в совершенстве владеющих и преподающих армянский язык?
- Знающие армянский язык есть, но они не преподают. Просто, они выучивают язык, но со временем, из-за того, что не используют его, он забывается. Я же знал армянский отлично. Армянские преподаватели даже говорили своим студентам: «Послушайте, азербайджанец лучше вас знает армянский». Они автоматом ставили мне высокие оценки.
- Но, надо отметить, что и во вражеской стране немало тех, кто прекрасно владеет нашим родным языком – азербайджанским…
- Знаю. Они открыли классы на азербайджанском, турецком языках. Они даже круглым сиротам делают обрезание и отдают в эти классы. Так они готовят кадры против нас. Они называют их «мамедчиляр». После окончания средней школы этих ребят учат в вузах на азербайджанском и на других языках мусульманских стран. А уже после окончания этих вузов выпускников пристраивают в разных нужных направлениях. Они готовят шпионов.
- Кто-нибудь из Ваших детей пошел по Вашим стопам?
- Нет, к сожалению… После страшных событий 20 января, после Ходжалинской резни у них возникла стойкая неприязнь к армянскому языку. Сын пошел учиться в «Нахичеванку», стал военным.
banner

Советуем почитать