• пятница, 19 Апреля, 20:38
  • Baku Баку 24°C

Информация превыше всего

06 августа 2016 | 10:31
Информация превыше всего

КОММЕНТАРИЙ
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал на днях крайне важный внутриполитический шаг. Речь идет о реформирование системы местной разведки и контрразведки (MİT или национальная разведывательная организация).
После чуть не свершившегося факта государственного переворота следовало ожидать оргвыводов, однако столь масштабное переформатирование на повестке дня даже самых продвинутых политологов не значилось.
Итак, структура, ответственная за важную государственную информацию, будет реформирована, скорее всего, из-за ошибок и непрофессионализма на высшем уровне. Мало того, что MIT банально проспала заговор в армейской среде, во время неудавшегося переворота Эрдоган даже с десятой попытки не смог дозвониться до ее начальника, а ведь звонил лично глава государства. Потому лучше опустим версию о профессиональной пригодности одной из самых информированных разведок мира, осведомленной о частных счетах политических конкурентов правящей партии в банках на Ямайке и в Тринидад и Тобаго. Просто будем исходить из факта - разведка не предупредила государственные структуры о готовящейся попытке военного переворота, потерпев громкое фиаско.
Как бы то ни было, на заседании Кабинета министров было принято решение, что MIT, деятельность которой регламентируется законом от 1984 года, по которому ее глава (советник) подчинялся премьер-министру, должен будет в дальнейшем перейти в подчинение президента. Но для этого, требуется внесение соответствующих изменений в конституции, чего и добивается Эрдоган. Кроме того, предполагается, что MIT будет состоять из двух частей: контрразведки и внешней разведки. О сроках реформ и том, какая модель будет использована для разведки страны, пока не сообщается, но это детали, и на них уйдет пара-тройка месяцев.
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», сложность ситуации в данном случае заключается в том, что в братской стране официальной собственной разведкой располагает не только MIT, в зону ответственности которой входит борьба с терроризмом, ультралевыми и ультраправыми организациями. Разветвленной сетью «профессиональных штирлицев» располагает даже МВД и жандармерия, которые заняты в основном прикладной деятельностью.
Очевидно, что выделение разведки в самостоятельную структуру повысит личную ответственность руководства нового ведомства. Однако без кардинального изменения кадровой политики MIT это мало что изменит в системе и стиле ее работы. Дело в том, что кандидаты на зачисление в штат этой структуры должны иметь две рекомендации от действующих сотрудников, в которых, помимо характеристики деловых и личных качеств, обязательно отмечается политическая надежность соискателей и их верность национальным интересам Турции. Именно такая кадровая политика и подвела MIT к фиаско, поскольку в именитой некогда организации возобладали клановость и непотизм. То есть, родственники дают друг другу требуемые рекомендации для поступления, а в некоторых регионах в одном и том же подразделении могут служить одновременно целые династии. Кроме того, местные отделения контрразведки превратились в криминальные «крыши». В силу этих причин, работа MIT сопровождалась регулярными сбоями, но поскольку эти сбои не носили характера системной катастрофы, то правительство закрывало на все это глаза. Однако после попытки военного переворота стало очевидно, что подобная «толерантность» чревата серьезными последствиями. Так, что действия президента Эрдогана вполне логичны, хотя и несколько запоздали.
Что касается внешней деятельности MIT, то начиная с середины 90-х годов во главе организации стояли кадровые разведчики, некоторые из которых проходили специализированную подготовку в США. В эпоху Эрдогана их сменили, так сказать, идейно преданные, проверенные кадры (точь в точь, как в советские времена), но, увы, их профессиональный уровень был не на высоте.
Есть еще один момент - беглый проповедник Фатуллах Гюлен расставлял своих людей во всех силовых структурах исторической родины, потому и MIT тоже не избежал этой участи. Нашумевшая ныне организация «Хизмет» и аффилированные с ней фонды, школы и другие структуры занимались выращиванием кадров более двадцати лет, и кое-где сменилось уже два поколения людей, воспитанных в рамках гюленовской системы ценностей. Наверное, с этим, в общем-то, и связаны учиненные Эрдоганом массовые чистки в учебных заведениях, и закрытие всех армейских школ, которые предполагается заменить единой военной академией.
Очевидно, что реформы в MIT назрели давно. Без этого невозможно гарантировать государство от новых мятежей, эффективно бороться с сепаратистской террористической организацией - Курдской рабочей партией. Однако очевидно и то, что без изменения кадровой политики реформа в важной сфере государственной безопасности может привести не к качественному сдвигу в работе контрразведки и разведки, а лишь к победе одного конфессионального клана над другим.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать