• пятница, 19 Апреля, 18:41
  • Baku Баку 24°C

Мятежников усмирили?

06 августа 2016 | 10:13
Мятежников усмирили?

ПОДРОБНОСТИ
Хотя вооруженный мятеж в Ереване подавлен, однако, события, имевшие место 17-31 июля в Армении, порождают целый ряд вопросов.
Если помните, сразу же после захвата патрульно-постовой службы (ППС) полиции в ереванском районе Эребуни, вооруженная группировка «Сасна тсрер» выступила с заявлением, в котором говорилось, что к мятежу присоединятся подразделения армии и полиции. Одновременно были выдвинуты требования, главной из которых - отставка Сержа Саргсяна и формирование временного правительства.
Но как показали события, все это была мишура, на самом же деле, как мы уже не раз отмечали, мятеж должен был помочь карабахской криминальной группировке во главе с Робертом Кочаряном получить индульгенцию от «королей» российского преступного мира за покушение на их жизнь во время схода в Ереване.
Однако с самого начала все пошло не по сценарию. Был убит полковник полиции Ваноян. Поняв, что оправданий этому убийству нет, асаловцы - костяк группы «Сасна тсрер» - начали нагнетать обстановку. Вместо того, чтобы освободить ППС и сдаться (как предполагалось по сценарию Кочаряна), они своими политическими заявлениями взбудоражили народные массы. Это сыграло на руку некоторым политическим силам, в частности, прозападной партии «Наследие» Раффи Ованнисяна. Как пишут армянские СМИ, захват полка ППС был нацелен на активизацию в Армении всенародного недовольства. Но это не совсем так. Во избежание сурового наказания за содеянное и прочие преступления, участники вооруженного мятежа спустя несколько дней после захвата ППС отчаянно пытались выставить себя в роли радетелей народа.
«Сасна тсрер» хотя и удалось вызвать народные волнения, но они были локальны по масштабам. Это признал перед тем, как сдаться, один из главарей мятежников Варужан Аветисян, с сожалением заметивший, что «народ проявил медлительность». Массовых выступлений действительно не было, а то, что было, Саргсяну удалось нейтрализовать.
С другой стороны, уже с первого дня захвата ППС, казалось, мятежники попали в западню. Об этом свидетельствовали противоречивые заявления, нечеткость требований, информации о переговорах и прочее. К слову, во время пресс-конференция мятежники заявили, что только Жирайр Сафилян может приказать им сложить оружие. А последний, в свою очередь, заявил, что готов встретиться с Саргсяном и вооруженной группировкой, однако при этом выдвигал свои требования. Разобравшись в ситуации, власть пошла в атаку. И в последний момент события стали развиваться настолько стремительно, что наметилась брешь между вооруженной группировкой и сочувствующими им.
Развязка наступила 31 июля. Причем неожиданно и довольно быстро. Сефилян сделал заявление, в котором отсутствовали требования об отставке Саргсяна, а выдвигались условия, при выполнении которых он обещал приказать мятежникам сложить оружие. В ответ мятежники заявили, что сами сдаются.
Пафос саргсяновских метафор - «были люди, которые хотели использовать группировку, чтобы ползком добраться до кресла», абсолютно неоправдан. Никто не ползет к его креслу по той простой причине, что оно оказалось в шатком положении. И хотя Москва вначале недоумевала упертостью мятежников, прокуратор Армении быстренько выправил ситуацию. И ко всеобщему удивлению мятежники, не дожидаясь приказа Сефиляна, сами сдались властям. После нейтрализации Павлика Манукяна и его сына в «Сасна тсрер» не осталось адептов Сефиляна. Этим и воспользовался прокуратор, послав весточку оставшимся мятежникам во главе с Варужаном Аветисяном. Таким образом, справившись с заданием, Самвел Карапетян ждет новых указаний Кремля, при этом контролирует ситуацию в стране, манипулируя последними митингами на площади Свободы.
Июльские события показали, что власть в Армении либо в неведении реальных настроений в обществе, либо не придает им значения. А между тем митингующие остро нуждаются в новом вожаке, те, кто возглавил новую волну протеста (Армен Мартиросян, Андриас Гукасян, Давид Санасарян), арестованы. Никол Пашинян на эту роль не подходит. Все помнят, как Алек Енигомшян категорично высказался против его пребывания на трибуне во время митинга на ул.Хоренаци. Кроме того, у «Гражданского договора» неплохие шансы пройти в следующий парламент, а потому партия не позволит Пашиняну возглавить новую волну протеста.
Что касается Пашиняна, то он надежно защищен Самвелом Карапетяном. Однако прокуратор, просчитав ситуацию на несколько ходов вперед, не торопится отдавать приказ Пашиняну. За Раффи Ованнисяном и Арменом Мартиросяном люди не пойдут, а партия Тер-Петросяна все эти дни настойчиво молчала в тряпочку, потому ей лучше вообще ничего не говорить до начала осенней сессии.
Тем временем в Ереване не стихают акции протеста. Накануне на площади Свободы прошел митинг в поддержку задержанных повстанцев. Как сообщают армянские СМИ, митинг никто не вел - член «Учредительного парламента» Арутюн Агламазян, который вел митинги прошлых дней, задержан. В отсутствие лидера с трибуны выступают случайные граждане. Активистка Ани Навасардян призвала участников митинга каждый день в 19.00 собираться на площади Свободы независимо от того, будет у них лидер или нет.
Одновременно в провластных кругах Армении упорно муссируются слухи о скорой отставке армянского правительства и премьер-министра Овика Абрамяна. Как пишет газета «Айкакан Жаманак», после того как вооруженная группа, захватившая полицейский участок в Ереване, сложила оружие, Саргсян заявил о формировании правительства национального согласия. «Это может предполагать отставку действующего правительства. Однако, судя по стратегии Саргсяна, в подобных случаях он не прибегает к резким изменениям, берет некоторую паузу, потом совершает шаги», - отмечает и здание.
Между тем указом Сержа Саргсяна освобожден от должности первого заместителя директора Службы национальной безопасности Грант Епископосян, сообщает Новости-Армения. Также подал в отставку генпрокурор Армении Геворг Костанян.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать