• пятница, 29 Марта, 09:56
  • Baku Баку 5°C

Реанимации подлежит

28 июля 2016 | 10:38
Реанимации подлежит

ПОДРОБНОСТИ
Турция объявила о готовности реализовать многострадальный проект «Турецкий поток». Прокладка первой нитки черноморского газопровода обсуждается на переговорах с Россией.
Правда, говорить о конкретике пока рано, однако, судя по заявлениям официальных лиц, существуют реальные политические решения об урегулировании вопроса по дальнейшей его реализации, поскольку он выгоден для обеих стран, особенно для северных соседей.
Окончательного решения по «Турецкому потоку» в новых условиях можно ждать как минимум после встречи президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана 9 августа в Санкт-Петербурге, хотя развязка возможна осенью - на полях саммита ведущей мировой двадцатки в Китае.
Рычаг давления на Евросоюз
«Газовая» повестка практически известна - обсуждению подлежит количество ответвлений будущей трубы, территория прохождения трассы, совокупная цена реализации проекта, участие сторон. Судя по всему, вряд ли стоит ждать сохранения прежнего масштаба проекта - 4 нитки общей пропускной способностью в 63 млрд. куб. м., скорее всего, речь пойдет о более скромных цифрах - 32 млрд. кубов (из них Турция должна получить 14 млрд. куб. м., а 18 млрд. кубов - Европа).
Как известно, «Турецкий поток» задумывался Россией для максимального сокращения зависимости от транзита через Украину. Однако Евросоюз делает все, чтобы блокировать обходные маршруты, которые прекратят экспорт газа через упомянутую территорию, причем мотивы этого не только политические, но и финансовые. Дело в том, что ЕС уже не раз предоставлял Киеву крупные кредиты, продолжая в виде аванса выдавать новые. А ведь эти деньги нужно возвращать или по крайне мере выплачивать проценты по займам, а источников пополнения у украинского бюджета очень мало. Потому деньги, которые Киев получает за транзит российского газа, - один из немногих предсказуемых источников доходов. В Европе рассчитывают, что эти деньги Украина продолжит получать и, таким образом, сможет обслуживать свои долги. Но в Москве полагают, что у Анкары есть рычаг давления на Евросоюз, поскольку есть прецедент, когда конкретный проект выведен из-под норм «Третьего энергетического пакета» ЕС, запрещающего одному поставщику загружать 100% мощностей трубы. Речь идет о ТАР (Трансадриатическом газопроводе) для транспортировки природного газа из Прикаспия и с Ближнего Востока в Западную Европу, по сути азербайджанском проекте.
В Кремле рассчитывают, что Анкара воспользовавшись этим, может пролоббировать предоставление «Турецкому потоку» тех же условий, какими пользуется ТАР.
Между Сциллой и Харибдой
Кстати, действие транзитного договора между Россией и Украиной заканчивается в 2019 году, именно поэтому Москва крайне заинтересована в возобновлении «Турецкого потока». Но есть еще одна причина обеспокоенности Кремля - это возникшие проблемы с возведением балтийского газопровода «Северный поток-2». Как известно, правительство Польши из-за боязни усиления российского присутствия на местном газовом рынке высказались против создания «Газпромом» и его европейскими партнерами совместного предприятия по строительству этого газопровода. Поддерживают эти опасения и страны Балтии, потому, скорее всего, северное направление «голубого топлива» выпадет в осадок.
Другой момент - заинтересованность России в сохранении Турции в качестве крупного потребителя ее газа, поскольку та, будучи полностью зависимой от импорта топлива, является крупнейшим рынком «Газпрома» после Германии, обеспечивающего почти 60% потребления братской страны. К тому же, спрос на газ в стране пяти морей растет примерно на 3% в год, однако политический кризис между Анкарой и Москвой после сбитого СУ-24 привел к необходимости альтернативных источников, потому турки, несмотря на потепление отношений, пытаются ускорить получение новых объемов газа из Азербайджана (сейчас мы поставляем туда 5,3 млрд. куб. м газа), увеличить поставки из Ирана, которые чуть не вдвое больше наших, планируют построить газопровод из иракского Курдистана, рассматривают дополнительные закупки СПГ у Алжира и Катара.
Кроме того, Анкара контактирует с Израилем по поводу возможных поставок в Турцию газа Восточного Средиземноморья (месторождение «Левиафан»), то есть, уже сейчас маршруты, ведущие на турецкий рынок, достаточно диверсифицированы, и в Москве отдают себе отчет в том, что в перспективе диверсификация может возрасти.
Дело техники?
И еще два момента. Во-первых, очень многие подготовительные работы по «Турецкому потоку» уже проделаны. Создана подводящая инфраструктура - построена одна нитка «Южного коридора», компрессорные станции в Краснодарском крае, а также закуплены трубы. Во-вторых, одна-две нитки, естественно, дешевле прежних четырех. Если год назад стоимость четырех ниток «Турецкого потока» оценивалась «Газпромом» в 11,4 млрд. евро, то сейчас, по оценкам, прокладка трубы мощностью в 14 млрд. кубов до Турции потребует в десять раз меньше капитальных затрат. Это важно для России, испытывающей финансовые сложности в условиях переживаемого ею экономического кризиса из-за падения цен на энергоносители и экономическим эмбарго Запада в связи с событиями в Украине.
Комментируя новость о возможной реализации проекта «Турецкий поток» газете «Каспiй», глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан заявил, что «Газпром» находится в непростой ситуации:
- Несмотря на охлаждение отношений Москвы и Анкары, «Турецкий поток» рано или поздно будет реализован. К тому же, инфраструктура для газопровода «Южный поток» в принципе готова, и даже трубы для подводного участка «Турецкого потока» закуплены. Материалы хранятся в Болгарии на складах под открытым небом, что наносит «Газпрому» существенные убытки.
Трудно сказать, когда начнется строительство - в следующем году или циклом позже, но ясно одно - этот проект пока не похоронен, тем более, что доказанных товарных запасов «голубого топлива» в Сибири много, а турки с каждым годом потребляет его все больше.
Более того, в начале 2020-х годов часть контрактов на поставку российского газа в Турцию истекает, так что их нужно будет продлить и скорректировать с учетом роста спроса. Подтвердить этот рост турецкая сторона должна уже сейчас, до начала строительства «Турецкого потока».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать