• четверг, 28 Марта, 22:16
  • Baku Баку 13°C

Парадокс

22 октября 2013 | 09:12
Парадокс
ИССЛЕДОВАНИЯ
Отдел грязевого вулканизма Института геологии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) выполняет совместные исследования с учеными и специалистами зарубежных стран, в частности с Российской и Украинской АН, согласно договору о научном сотрудничестве по сравнительному изучению грязевых вулканов Азово-Черноморского и Кавказского регионов, включая акватории Черного и Каспийского морей. О том, что это за исследования и какова их основная цель, рассказывает руководитель отдела грязевого вулканизма Института геологии, доктор геолого-минералогических наук, профессор Адиль Алиев.

- С российскими учеными работу по теме «Современная геодинамика и флюидный режим нефтегазоносности Кавказского региона», охватывающей большой комплекс вопросов, связанных с изучением флюидов и пород, выносимых грязевыми вулканами, мы начали еще осенью 2010 года. Инициатором является ученый-гидрогеолог, ведущий научный сотрудник лаборатории тепломассопереноса Геологического института РАН Василий Лаврушин. Он занимается многими вопросами - термоминеральными водами, процессами, происходящими в недрах, связанными с нефтегазообразованием, а в последние годы - изучением вод грязевых вулканов Кавказского региона. Конкретно его интересует генезис вод месторождений, минеральных источников и грязевых вулканов Кавказского региона. До этого он изучал, к примеру, воды грязевых вулканов Таманского полуострова в России, а также вулканов Грузии. Чтобы получить полноценную информацию о генезисе вод грязевых вулканов, надо охватить и воды вулканов Азербайджана - классической области развития грязевого вулканизма. Это обстоятельство и стало причиной его приезда в нашу страну.

- Какую работу он успел проделать?

- Когда он впервые приехал к нам в 2010 году, мы с ним отобрали пробы вод из 35 вулканов Абшеронского полуострова, Гобустана, Юго-Восточного Ширвана, которые затем были лабораторно исследованы в Геологическом институте РАН, а результаты наших исследований отражены в совместных публикациях и в материалах научных конференций. В этом году Василий Лаврушин сделал новый отбор вод для последующего анализа. Наша совместная работа продолжится до 2015 года. Кроме того, он побывал в ряде регионов Азербайджана - в Талышском, Губинском, Шамахинском и Лагичском районах. Более того, мы с ним даже начали новую работу: помимо флюидов, отобрали образцы пород из выбросов вулканов и из обнажений, для сравнительного анализа. Появилась также заинтересованность в изучении горючих сланцев и пиритов из продуктов извержений грязевых вулканов.

- С какой целью вы ведете эти изучения?

- Основная цель сводится к решению генетических вопросов, так как существуют различные точки зрения относительно источников газов и вод. Одни ученые связывают их с большими глубинами, даже с магматическими очагами, а мы с российскими учеными на основе собранного и изученного фактического материала пришли к единому мнению, что происходящие процессы связаны с осадочной толщей касательно и нефтегазовых месторождений, и грязевых вулканов. Чтобы это научно обосновать, сейчас проводятся изотопно-геохимический анализ отобранных во время экспедиции проб флюидов.
- Какая работа выполняется с украинскими учеными?
- Работу с украинскими учеными из отделения морской геологии и осадочного рудообразования Украинской АН мы начали с октября прошлого года, когда был заключен договор о научном сотрудничестве. С украинской стороны эту работу возглавляет известный ученый, академик Евгений Шнюков. Весной нынешнего года он вместе со своими сотрудниками приезжал в Баку. Они гостили у нас неделю: мы ездили на вулканы, был собран необходимый материал, ныне анализируемый в Киеве. А в июне я с группой сотрудников нашего отдела поехал в Керчь для изучения вулканов Керченского полуострова. Должен сказать, что вулканы Керченского и Таманского полуостровов так же, как и наши, с точки зрения их происхождения, связи с нефтегазоносностью и сейсмичностью, детально изучены. Эти и многие другие вопросы должны найти свое решение при сравнительном анализе сходства и различия в проявлении вулканизма, для чего и начаты наши исследования. Керченские вулканы я изучал еще в 70-х годах прошлого века, когда мы работали над темой «Грязевой вулканизм Советского Союза и его связь с нефтегазоносностью». Тогда же мы изучали и грязевые вулканы Грузии, Туркменистана, Северо-Западной Кубани, Сахалина. По результатам этой работы была издана книга. В те годы вулканы Керченского полуострова были активными в своих проявлениях, а сейчас, спустя 40 лет, наблюдается противоположная картина, и я, конечно, был озадачен этим. Когда мы начали копаться в истории, заглянули в материалы прошлых лет, оказалось, что в геологическом прошлом керченские вулканы активно действовали, а сейчас идет как бы спад этой активности. В Азербайджане же другая картина: ежегодно наблюдается от 3 до 5, а порой даже более 10 извержений. Перед нами сейчас стоит задача поиска ключа к их решению - ответа на некоторые возникшие ныне парадоксальные вопросы.

- В чем же заключается парадоксальность?

- В Южном Гобустане известен вулкан Айрантекен, который периодически извергается. Рядом с ним - вулкан Гаракюря, который находится в пределах одной антиклинальной зоны с Айрантекеном и уже 52 года молчит. Это для меня парадокс. Почему Айрантекен, накопив необходимую энергию, извергается через каждые 5-10 лет, а Гаракюря не радует нас своим проявлением? Можно привести и другие примеры. Это загадка, ответ на которую нам предстоит найти.

- Какие еще совместные исследования проведены отделом грязевого вулканизма?

- В 2012 году наш институт начал совместную работу с RWE и GEOMAR (научно-исследовательская группа при Университете Киель, Германия - Авт.) по исследованию современной динамики флюида, механизма грязевого вулкана и структурной геологии «Транзитной зоны» (Гарадаг-Хамамдаг). Цель выполняемой работы - проведение гидроакустических и геохимических исследований в зоне с глубиной воды до 30 м. В прошлом году работа проводилась в прибрежной полосе, изучались наземные вулканы Локбатан, Отманбоздаг, Гарадагская группа, Бахар и другие, были отобраны пробы флюидов (газа, воды). В августе этого года работа проводилась в оффшорной транзитной зоне с отбором донного грунта с глубины 10-12 м. Так что совместные научные исследования продолжаются.
Записала
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА
banner

Советуем почитать