• вторник, 23 Апреля, 10:52
  • Baku Баку 20°C

Мехсети Гянджеви на азербайджанской сцене

21 октября 2013 | 13:30
Мехсети Гянджеви на азербайджанской сцене

ЛЕТОПИСЬ
«История - это гвоздь, на который я вешаю свои романы», - говорил Александр Дюма. Но у истории есть собственные гвозди, посредством которых она сохраняла в своей памяти имена и события, прошедшие испытание временем и достойные увековечения.
В настоящее время мы отмечаем 900-летие выдающейся азербайджанской поэтессы Мехсети Гянджеви. Это значит, что Мехсети выдержала испытание истории и сегодня с нами. Причем не только духовно, но в некотором смысле и материально.

Во втором акте пьесы Кямали Агаевой «Мехсети» есть такой эпизод. Покинув родную Гянджу, постаревшая, немощная поэтесса переезжает в Балх. Здесь Эшреф торгует кувшинами, на которые наносит рубаи Мехсети, - этим они живут.
Судя по всему, этот момент не просто плод воображения драматурга, он имеет реальную подоплеку, о чем можно судить и по интервью академика Расима Эфендиева газете Ədəbiyyat və İncənət от 26 февраля 1982 года. В интервью видного ученого отмечается, что осенью 1981 года, находясь в Париже, он узнал от некоего Фируза Бекирзаде, выходца из Тебриза, заведовавшего в то время музеями стран Востока в UNESCO, о том, что в лондонском музее Виктории и Альберта хранятся поручни с выведенными на них рубаи Мехсети. Этот факт наглядно свидетельствует о том, что Мехсети живет и вызывает интерес не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами.
Вообще Мехсети Гянджеви веками привлекает внимание как своим творчеством, так и фактами биографии, о поэтессе написаны сотни монографий и научных трудов. Первое посвященное Мехсети значительное произведение - безусловно, «Предание о Мехсети и эмире Ахмеде», лирическое повествование о высокой любви между двумя реальными историческими личностями и об испытаниях, которые им пришлось претерпеть в жизни из-за большой любви. Это произведение было использовано последующими авторами в качестве литературного и документального источника при обращении к жизни и творчеству поэтессы.
Говоря об образе Мехсети Гянджеви на азербайджанской сцене, следует указать, что первым драматическим произведением могла бы стать опера «Мехсети» Эртогрула Джавида. Как пишет профессор Рафаэль Гусейнов, «еще накануне Второй мировой войны Эртогрул Джавид приступил к работе над оперой по мотивам поэмы Нигяр Рафибейли, посвященной Мехсети. Среди оставшихся от Эртогрула рукописей нам попались отдельные фрагменты оперы и незавершенная нотная запись арии Мехсети. Если бы не безжалостная смерть, то наряду с множеством прекрасных образцов искусства Эртогрул, наверное, закончил бы работу над оперой «Мехсети». Увы, не суждено».
Впервые образ Мехсети на азербайджанской сцене появился в 1942 году в спектакле по пьесе Мехти Гусейна «Низами», написанной и поставленной на сцене «Аздрамы» по случаю 840-летия Низами Гянджеви. Режиссером-постановщиком спектакля, премьера которого состоялась 16 августа 1942 года, был Адиль Искендеров, художник - Нусрет Фатуллаев, автор костюмов - Кязым Кязымзаде, композитор - Саид Рустамов, постановщик танцев - Лейла Джаванширова-Бедирбейли. Роль Низами играл Рза Афганлы, а Мехсети - Марзия Давудова, которая вошла в историю отечественного театра как первая актриса, создавшая образ великой поэтессы.
Успех премьеры спектакля по пьесе «Низами» побудил и другие театральные коллективы обратиться к этому произведению. Уже в 1943 году спектакль был показан в различных постановках театрами Гянджи (в то время Кировабад - Авт.), Нахчывана и Шеки. Образ Мехсети Гянджеви впервые предстал перед зрителями этих городов. Нужно сказать, что на родине обоих великих поэтов - в Гяндже спектакль на сцене местного драматического театра в постановке режиссера Мехти Мамедова своей оригинальной сценической трактовкой значительно отличался от столичной версии. Как писал профессор Дж.Джафаров, «в отличие от спектакля академического театра, имевшего характер исторической эпопеи, М.Мамедов стремился показать не столько исторические события во всей точности, сколько идейную, духовную суть эпохи».
Своеобразие режиссерского решения отразилось и на художественном оформлении спектакля. Тот же Дж.Джафаров отмечал: «Свободное от исторической конкретики, основанное на миниатюре и стиле шебеке, оформление помогло донести не только поэтический дух спектакля, но и колорит далекого прошлого». В этом спектакле Низами играл Ашраф Юсифзаде, Афаг - Барат Шекинская, Мехсети - Рамзийе Вейсалова.
Еще одно успешное сценическое решение пьесы «Низами» было найдено коллективом Нахчыванского государственного музыкального драмтеатра. Режиссер-постановщик спектакля, премьера которого прошла 3 мая 1943 года, Ибрагим Хамзаев одновременно играл Низами. Роль Афаг была поручена Зарош Хамзаевой, Мехсети - Фирузе Велиханлы.
Следующее появление Мехсети Гянджеви на азербайджанской сцене произошло в пьесе Кямали Агаевой «Мехсети» - на этот раз, судя по названию, уже в качестве главной героини. Эта пьеса, ставшая первым драматическим произведением, посвященным непосредственно Мехсети Гянджеви, написана в жанре прозаической трагедии и состоит из трех актов и шести сцен. Наряду с такими историческими фигурами, как Мехсети, Ильяс-Низами, Рена, эмир Ахмед, властелин Гянджи, хатиб Гянджи, в пьесе представлены и вымышленные герои - Первер баба, Тергюль, Ашраф, Мохнат, властитель Балха и другие. Премьера спектакля по пьесе, поставленного Нахчыванским государственным музыкальным драмтеатром, состоялась 24 октября 1964 года. Режиссер-постановщик его - Бахшы Галандарли, художник - Мамед Гасымов, композитор - Мамед Алекперов. Роль Мехсети сыграла Зарош Хамзаева, чья эмоциональная работа встретила признание зрительской аудитории. Этот спектакль занял видное место среди работ коллектива на историческую тематику. По отзыву И.Рагимли и Дж.Везирова, спектакль «Мехсети» явился также значительным творческим достижением с точки зрения работы над драматургическим текстом, постановочной работы и актерского исполнения.
Несколько позже, в 1967 году, пьеса К.Агаевой была инсценирована уже на родине главной героини. Постановка на сцене Государственного драматического театра Гянджи осуществлена творческой группой из Нахчывана (режиссер Бахшы Галандарли, художник Мамед Гасымов и композитор Мамед Алекперов). Главную роль в спектакле сыграла народная артистка республики Рамзийе Вейсалова, которая создала образ Мехсети еще в 1943 году в спектакле «Низами».
Второе и пока последнее драматическое произведение, посвященное Мехсети Гянджеви, - пьеса Мамедгусейна Тахмасиба «В мире рубаи», написанная в том же 1967-м. По сравнению с предшественниками автор попытался всесторонне изучить биографию и творчество выдающейся поэтессы, а также ее эпоху в целом. В результате пьеса обогащена рядом исторических событий и эпизодами, призванными привнести колорит той исторической эпохи. Как заметил профессор Р.Гусейнов, «приход в пьесу вымышленных персонажей был рожден намерением автора найти связь между мотивами «Деде Горгуда» и эпохой Мехсети, и появление каждого из них сыграло определенную роль в раскрытии художественной цели».
Спектакль по пьесе «В мире рубаи» был поставлен в 1968 году на сцене Азербайджанского государственного театра юного зрителя первым отечественным театральным режиссером-женщиной Улдуз Рафили. Художественное оформление театра - Гасан Хаквердиев, музыка - Шафига Ахундова. Роль Мехсети сыграла народная артистка республики Фирангиз Шарифова, Хаттабоглу - Фирдовси Наибов. Как отмечал в своей рецензии критик Ариф Мамедов, «в спектакле особое внимание привлекает эпизод, где в знак уважения к Мехсети, которая уже при жизни прославилась, из далеких стран присылают подарки». Указывается также, что «спектакль сопровождается прекрасными музыкальными отрывками. Если наш талантливый композитор Шафига Ахундова несколько расширит написанную к этому произведению музыку и сочинит песни Мехсети, то воздействие спектакля еще более усилится».
30 апреля 1976 года пьеса «Мехсети» - вновь на сцене Нахчыванского театра. Над спектаклем работала прежняя творческая группа, но сама автор переработала пьесу. Как заметили вышеупомянутые И.Рагимли и Дж.Везиров, «в этом варианте трагедии более выпукло представлены проблемы любви и зла, человека и эпохи, веры и желания, искусства и мастера… Зарош Хамзаева в роли поэтессы Мехсети своей блестящей игрой заставила зрителя задуматься, виртуозно донесла всю глубину лиризма поэтического мира Мехсети, ее романтические чувства. Вагиф Асадов профессионально передал мощь интеллекта Низами, Искендер Абдуллаев - честность и благородство эмира Ахмеда… Бахшы Галандарли в отличие от своей первой постановки добился современного звучания единства формы спектакля. Художник Мамед Гасымов посредством символического образа сценического оформления воплотил идею Мехсети как звезды, сияющей в литературном созвездии».
В третий раз пьеса К.Агаевой «Мехсети» была поставлена на сцене Нахчыванского театра уже в 2007 году - естественно, совершенно новой творческой группой. Режиссер-постановщик спектакля, премьера которого состоялась 17 февраля, - Ровшан Гусейнов, художник - Сейяд Байрамов, музыкальный оформитель - Юсиф Аскеров. В роли Мехсети в этом спектакле была занята Эльмира Керимова, Низами - Видади Раджабли, эмира Ахмеда - Рза Худиев. Интересная актерская работа принесла этой постановке зрительский успех.
Образ Мехсети Гянджеви вот уже 70 лет служит украшением азербайджанской театральной сцены. Подобно тому, как своими рубаи Мехсети обогатила восточную классическую поэзию, ее драматургический образ продолжает вносить значимый вклад в развитие азербайджанского театрального искусства и драматургии.
Видади ГАФАРЛЫ,
доктор философии по искусствоведению
banner

Советуем почитать