• пятница, 29 Марта, 15:47
  • Baku Баку 14°C

Куда ползем?

21 октября 2013 | 12:02
Куда ползем?

ТЕМА

«Не надо сенсацию разводить. Информируйте людей о природе и опасностях, которые несут оползни» - этими словами встретил меня заместитель председателя по научной работе Института географии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), доктор географических наук Эльбрус Ализаде.
Общение с журналистами этой осенью стало для ученых частью повседневной работы. С началом проливных дождей оползни по многолетней нашей традиции обернулись самой больной темой, тем более что в этой неспокойной зоне находится 25% территории страны.

Природа его проста, но коварна. Оползень, что слоеный пирог - верхняя часть земли пропускает влагу, а нижняя тверда и водонепроницаема. Стоит грунту намокнуть, как рыхлая несвязная субстанция начинает ползти куда вздумается, невзирая на разрушительные последствия. Если учесть, что горы и холмы простираются на 60% территории Азербайджана, условия для оползней складываются благоприятные, чего не скажешь о населении таких районов.
Сизифов труд
Оползни сегодня ползут и ширятся не только в традиционном месте своего обитания - Шамаха-Исмаиллинском регионе. Печальная известность оползневых зон прочно закрепилась за Гобустанским, Хызынским, Сиязанским, Шабранским и Гусарским районами. «Уже несколько лет стихия наступает на красивейший природный уголок - село Лаза в Гусарском районе. Немало оползневых зон в Гяндже, Газахе, Геранбое, Дашкесане… И все же по масштабам ущерба от этой напасти Абшерон обошел рейтинги наиболее подверженных стихии районов. Что легко поддается объяснению, если сравнить плотность населения в столице и регионах, - говорит Э.Ализаде. - Надеюсь, теперь вы понимаете масштабы проблемы».
Я представила себе живую землю, которая дышит, движется и норовит уйти из-под ног. Поглощенные собой, люди удаляются от природы, и тогда она преподносит нам злые сюрпризы. Нет ничего сложнее простых вопросов…

- Оползни в последние годы стали заметно активнее - нет ли в этом вины человека?

- Безусловно, есть, - нахмурился ученый. - Растущую напряженность мы видим по ситуации в Лянкяране и Астаре. Последние 10-15 лет оползни в Лерикском и Ярдымлинском районах проявляют себя гораздо чаще, чем раньше. В зоне бедствия печально известный Агсуинский перевал - ежегодный ремонт этой трассы превратился в сизифов труд. Ситуация на дороге Лянкяран-Лерик обостряется ежегодно с началом первых дождей. А село Муганлы Шамахинского района стало притчей во языцех - о том, каким образом удвоилось количество жилых домов в самом центре оползня, остается только гадать.
Таких загадок в этой теме больше чем достаточно. Но самое интересное и не поддающееся логике - это заведомое отсутствие опорных стен и укрепительных сооружений на дорогах, которые строятся в оползневых зонах.
Не меньше вопросов вызывает ситуация с Агсуинским перевалом - почему здесь прямо над автотрассой действуют объекты общепита и туристические комплексы? Разумеется, речь вовсе не об исправности канализационной системы этих заведений. Нет и самой канализации, отходы благополучно уходят под землю, приводя к новым стихийным бедствиям. Стихийным? Или бедствиям, вызванным заведомо преступными действиями человека?
Бесконтрольная деятельность общепитов на этой активной оползневой территории - лишь капля в море по сравнению со строительством нового туристического комплекса, уверен Э.Ализаде:
- Строителей привлекает богатая природа этого края, - говорит он. - Действительно, лучшего места для отдыха и не придумаешь. Однако строить в зоне оползня нельзя, как бы этого ни хотелось. На эту тему мы неоднократно писали и говорили. За многие годы работы в академии я понял печальную истину: ученых никто не слушает, если сомнительное предприятие сулит выгоду. Это ответ на вопрос: почему происходит активация оползней. Наивно надеяться на победу в этой неравной схватке, не выстроив стратегической линии профилактических мер.
Действительно, предупредить причины и заняться профилактикой куда легче, чем разгребать завалы последствий. Без профилактики последующие меры просто бессмысленны, а предупредительные мероприятия помогут нам избежать оползней в 70% случаев, считает ученый.
Кто виноват и что делать?
С одной стороны, оползни, как природное явление, характерны для многих наших регионов. Природный фактор активации оползневых зон в Азербайджане довольно веский, с этим никто не спорит. С другой стороны - именно поэтому нужно соблюдать предельную осторожность, возводя здания и прокладывая инфраструктуру в местах потенциальной угрозы. Оказалось, что выявить такую угрозу в масштабах страны непросто.
- Для этого нужна единая система мониторинга, которую можно и нужно создавать усилиями МЧС, Минэкологии и природных ресурсов, Института географии и Института геологии НАНА, - говорит Э.Ализаде. - Система наблюдения за развитием процесса оползней - это насущная проблема, а не абстрактное желание ученых продвинуться в своих исследованиях. Она необходима с точки зрения определения опасных зон и краткосрочного прогнозирования оползней - я не говорю о долгосрочной перспективе. К сожалению, такая работа сегодня не ведется. Как правило, действия специалистов сводятся к изучению последствий и природы уже случившегося оползня, когда мы стоим перед фактом. Как понимаете, этого мало.
По мнению ученого, чтобы земля неожиданно не ушла из-под ног, необходимо масштабное исследование - это нелегко, но проблема того стоит. Мы должны выявить все очаги, определить их расположение и провести детальный анализ возможной нагрузки. Среди видимых достижений наших ученых Э.Ализаде назвал карту оползневого напряжения, разработанную сотрудниками НАНА.
- Как часто практикующие строители используют эту карту?
- Думаю, главная проблема в том, что строители редко прислушиваются к научным доводам, а зря. Результаты такого отношения мы пожинаем сегодня, когда ежегодно с началом дождей приходят в негодность здания, дороги и прочая инфраструктура. Я говорю об отсутствии межведомственных связей - наука должна идти в ногу с жизнью, а мы пытаемся заточить ее в стенах академии и разделить неделимое.

Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать