• четверг, 25 Апреля, 09:36
  • Baku Баку 14°C

«Мои дети даже не будут знать, где находится Физули»: BBC о беженцах из Карабаха (Фото)

21 июня 2016 | 17:22
«Мои дети даже не будут знать, где находится Физули»: BBC о беженцах из Карабаха (Фото)
По данным ООН, число беженцев в мире, покинувших свои дома в результате военных конфликтов, в 2015 году достигло рекордных 65,3 млн человек. Сегодня мы рассказываем о тех, кто живет вдали от дома уже не первое десятилетие.
55-летняя Роза Нагиева живет в общежитии Бакинского славянского университета со своей дочерью и внучкой. В азербайджанскую столицу они бежали после Ходжалинской резни в феврале 1992 года, когда от рук армянских вооруженных отрядов погибли сотни мирных жителей. Роза рассказывает, что ей пришлось укрываться в лесу, где она получила обморожения ног, после чего в течение пяти лет не могла носить обувь.
92-летний Шукур Гулиев рассказывает, что комнату в общежитии им предоставило в начале 1990-х министерство образования: «Тут ничего, совсем неплохо, но все наши мысли и мечты - о родине».
Аида Атакишиева уже 23 года снимает квартиру в районе Бинагади. Ей было 27, когда ей пришлось оставить дом, и жизнь вдали от него, говорит она, не слишком отличается от смерти. «Очень тяжело, когда ты не можешь дать своим детям то, чего они хотят, - говорит она. - У нас все было хорошо, но мы сорвались вниз, и мы по-прежнему на дне».
29-летняя Вусала Алиева была вынуждена бежать из Ходжавенда в возрасте шести лет. Она показывает свою крошечную комнатку, где живет с двумя детьми. Комната настолько мала, что по ней почти невозможно передвигаться, а об уровне влажности можно судить по сырой одежде в шкафу. От запаха сырости Вусала пытается избавиться при помощи открытых окон, а детей ей приходится укладывать спать у соседей.
Ее соседи, супруги Исмаиловы, - из Агдама. Хозяйка говорит о том, как трудно растить двух мальчишек в одной комнате. «Я была в девятом классе, когда нам пришлось бежать. Сейчас мне 40, - говорит она. - Мы готовим, убираемся, живем в этом доме. Если мы ссоримся с мужем, все происходит в этой же комнате на глазах у детей». Старшему сыну уже 10, он мечтает стать кардиологом.
Аскер Исмаилов живет в том же общежитии. Он беженец из Физулинского района и не любит рассказывать о трудностях. «Да столько уже говорили об этом. Зачем это нужно?», - спрашивает он. Потом добавляет, что растить двоих детей в таких условиях действительно тяжело: «Мы потеряли все. Скитания разрушили все. Мои дети даже не будут знать, где находится Физули».
60-летний Видади Азизов тоже родом из Физули. Сейчас он живет в неработающем санатории в деревне Расулзаде: «Место, где ты родился, - это всегда что-то святое», - вздыхает он, вспоминая о прошлом. Он говорит, что его семья сама обеспечивала себя: «В магазине мы только сахар покупали. Все остальное делали сами, даже хлеб пекли. А здесь я все потерял, и мои дети потеряли наши традиции. Традиции, взгляды на мир, уважение, любовь - все это исчезло. Атмосфера, она ведь и на любовь влияет», - поясняет Видади Азизов.
69-летняя Ханым Талибова живет с тремя внуками в Общежитии трудящихся в Бинагадинском районе Баку. Она - беженка из Зангилана. «Прошло уже 25 лет с тех пор как мы пересекли реку Араз. У нас нет ничего», - говорит она, показывая на комнату, где живет с сыном и тремя внуками. Женщина показывает, в каком углу спит каждый из них. Ханым вспоминает свой двухэтажный дом в Зангилане и сад с лимонными деревьями.
Русская служба BBC
banner

Советуем почитать