• четверг, 28 Марта, 15:14
  • Baku Баку 16°C

Это - наша история

12 июня 2016 | 16:20
Это - наша история

ЛЕТОПИСЬ
Заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии Азербайджана, доктор геолого-минералогических наук, профессор Адиль Алиев известен не только как ученый, всю свою жизнь посвятивший служению геологической науке, но и как популяризатор науки, инициатор создания природного заповедника «Грязевые вулканы Азербайджана и Абшеронского полуострова», разработчик интересных туристических маршрутов в области экотуризма - на особо выделяющиеся своей первозданной красотой вулканы, на Янардаг.
Уже много лет он занимается вопросами истории геологии, и в частности добычи нефти в Азербайджане, поиском древних нефтяных колодцев, вопросом создания музея нефти и другими. О результатах этих поисков Адиль Алиев рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй».
- Адиль муаллим, вы ведь не один десяток лет озабочены этими вопросами и даже не думаете останавливаться. Что вами движет, что заставляет искать, возможно, уже утраченные истоки?
- Вы знаете, обида, боль, сожаление… Ведь Азербайджан, и в частности Абшеронский полуостров, является одной из самых древних и весьма богатых нефтью территорий мира. Вовсе не случайно мы нашу страну называем родиной нефти. Именно здесь, можно без преувеличения сказать, люди впервые научились добывать нефть, естественные выходы которой на побережье Каспия были известны еще пятьсот тысяч лет назад. Более того, Азербайджану принадлежит и мировой приоритет в нефтедобыче. Напомню несколько исторических фактов.
Еще в 1594 году на Абшероне местным жителем мастером Аллахъяром Нурмухаммедоглу был вырыт первый нефтяной колодец глубиной 35 метров. В начале XIX века бакинец Гасымбек впервые в мире стал добывать нефть со дна Каспия. В
1847 году в Бибиэйбате пробурена первая в мире нефтяная скважина. Здесь же на месторождении «Бибиэйбат» уже в 1924 году добыта первая в мире промышленная морская нефть. В том же году в Сураханы впервые в мире в бурении скважин был применен турбобур.
В 1933-1935 гг. в Азербайджане впервые в мировой практике используется метод морской электроразведки. В 1940 году на Абшероне на месторождении «Гала» впервые в мире скважина бурится электробуром. А в 1956 году на месторождении «Зиря» пробурена самая глубокая в мире скважина. В области добычи нефти мы по многим вопросам являемся первопроходцами.
К сожалению, вместо того чтобы постоянно доводить до сведения мировой общественности наши достижения, связанные с добычей нефти, начиная с неглубоких нефтяных колодцев до глубокого бурения (7 километров), мы постепенно стали вообще забывать славную историю нефтедобычи в Азербайджане. В 2003 году я впервые поднял этот вопрос в печати, но за прошедшие 12 лет, можно сказать, почти ничего не изменилось.
- А когда и как у вас, ученого-практика, зародился интерес к истории нефтедобычи?
- Будучи по специальности геологом-нефтяником, я долгие годы, естественно, занимался также вопросами истории геологии и поиска нефти и всегда с чувством большой гордости писал, что именно у нас, в Азербайджане, зародились и получили путевку в жизнь первые научные мысли, связанные с различными направлениями геологической науки и разработкой критериев поиска и разведки нефтегазовых залежей.
В середине 70-х годов прошлого столетия в связи с предстоящей моей лекцией на тему «Из истории нефтедобычи в Азербайджане» я вновь посетил старейшие нефтяные месторождения Абшеронского полуострова: Балаханы-Сабунчи-Раманинское, Сураханское, Бибиэйбатское, Атешгях-Шубанинское, Ахтарма-Путинское в надежде найти и сфотографировать знаменитые нефтяные колодцы XVIII-XIX веков, как свидетельство начала нефтедобычи в Азербайджане. Из публикаций того времени известно, что в 1735 году в Баку насчитывалось 52 колодца, из которых нефть вычерпывалась кожаными ведрами. В 1825 году только в Балаханы их было 82, а во второй половине XIX века количество нефтяных колодцев глубиной от 10 до 30 метров превышало 250. Колодезная добыча нефти в начале ХIХ века велась и на острове Пираллахи (Артем). Интересно отметить, что с 1862 по 1872 гг., т.е. за 10 лет, число нефтяных колодцев на Абшероне возросло до 415.
Сейчас многие из этих колодцев невозможно найти - они давно заброшены, засыпаны, некоторые замусорены. И все же после долгих поисков мне удалось некоторые из них обнаружить и сделать около 10 удачных снимков. Ныне фотографии древнейших памятников нефтяного ремесла хранятся в моем архиве. Уже давно пора создать на этих прославивших нашу страну старинных нефтеносных площадях заповедные зоны, как это сделано во многих странах мира. Помимо колодцев в былые времена при добыче нефти использовали и уникальные источники.
- Что они собой представляли?
- Они имелись на юге Абшеронского полуострова, и мне кажется, об их существовании не знают даже многие наши геологи, нефтяники. А ведь это - не выдумка. Работы по проведению горной выработки (штольни) с целью добычи нефти были начаты на Абшеронском полуострове в начале 20-х годов прошлого века и завершены в 1923 году. Общая горизонтальная протяженность одной из таких штолен - более 450 метров. На расстоянии 432 метров от ее устья был пройден гезенк (колодец) на глубину 73 метра, из которого отобрали лишь 48 тонн нефти. На этом работы были прекращены, так как осуществить в крупном масштабе подземную промышленную разработку нефти не удалось. Как отмечали специалисты, место для штольни было выбрано неудачно. Но сохранившаяся штольня интересна тем, что представляет собой попытку добывать нефть шахтным способом еще в начале XX века. И это - наша история.
- Как вы узнали о ее существовании?
- Мы с моим коллегой Игорем Беловым долго искали эту штольню, но так и не смогли найти ее. А он лет 30-35 назад был там и даже метров на пятнадцать прошел по ее галерее. Главный геолог НГДУ имени А.Амирова, производственник с многолетним стажем работы, ученый Гуммет Гаджиев так же, как Белов, был на этой штольне. Но когда я попросил его оказать нам помощь в этом вопросе, он сказал, что сегодня затрудняется ее найти.
Таким образом, потеряна последняя ниточка надежды. Но я оптимист, и думаю, что обойду все окрестности в том месте, где она была заложена, и все-таки найду ее. Дело в том, что если ее слегка реконструировать, подготовить рекламные проспекты, она может стать интересным объектом для иностранного туризма.
Меня волнует и такой не менее интересный и важный для нашей истории нефтедобычи вопрос: где же останки первой нефтяной скважины, пробуренной в 1847 году на побережье Каспия - в Бибиэйбате?
- И каковы они, о чем свидетельствуют?
- 22 декабря 1844 года служащий Горного ведомства В.Семенов по совету Н.Воскобойникова - первого исследователя нефтяных месторождений Абшеронского полуострова - обратился с просьбой к главному управляющему Закавказским краем генералу Нейргарту, с тем чтобы ему разрешили в районе Бибиэйбата использовать для разведки на нефть бурение скважины механическим способом. С целью внедрения этого предложения Министерство финансов царской России выделило тысячу рублей серебром. И скважина была пробурена на Бибиэйбате, на побережье Каспия, под руководством майора Алексеева.
Бурение скважины было завершено 14 июля 1847 года (по некоторым данным, в 1848 г.), о чем свидетельствует доклад в этот день князя Воронцова правительству о завершении работ и получении в скважине нефти. Это событие вошло в мировую историю как начало эры добычи нефти промышленным способом. Лишь через 12 лет, в 1859-м, в США, в штате Пенсильвания, Э.Дрэйком была пробурена нефтяная скважина, также давшая фонтан нефти. Разве можно забывать такие славные страницы истории нефтедобычи в нашей стране?!
Спасибо профессору Акифу Нариманову, который в 2003 году, после моего обращения к нему, будучи заместителем генерального директора ПО «Азнефть» ГНКАР, главным геологом, помог отыскать участок, на котором в 1847 году была пробурена первая в мире скважина. Она обнаружена в одном из дворов поселка Бибиэйбат.
- Вы, конечно, ее видели…
- Удручающая картина предстала перед нами, когда мы в том же году побывали в Сураханы, желая ознакомиться с уникальной, возможно, единственной в мире скважиной, которая в начале XX века давала белую нефть. Работники первого промысла, где находилась эта скважина, с разрешения руководства НГДУ «Сураханынефть» любезно согласились показать нам знаменитую скважину под номером один, которая 112 лет назад, в январе 1904 года, с глубины 209 метров дала 35 тонн белой нефти. В течение буквально нескольких месяцев она выдала 1520 тонн чудесного редкого топлива. Сураханской белой нефтью, по рассказам старожилов этого района, можно было заправлять машины. Ее использовали и в лечебных целях, даже вывозили из Баку в другие страны.
- И какова ее дальнейшая судьба?
- Плачевная. Находясь во дворе аккумуляторного цеха промысла, в окружении различных хозяйственных отбросов, скважина выглядела довольно неприглядно. Обсудив этот вопрос с руководством промысла, мы пришли к выводу о необходимости очистки этого участка и установлении в 2004 году, к столетнему юбилею скважины, обелиска или хотя бы дощечки с надписью, вкратце освещающей историю добычи здесь в прошлом столетии «естественным путем переработанной», очень легкой, обесцвеченной нефти.
Такой обелиск, например, установлен в Локбатане возле не менее знаменитой скважины №45, давшей в 1933 году небывалый фонтан нефти - 20 тысяч тонн в сутки. В Балаханы также установлен памятник (стела) первой скважине, пробуренной в 1871 году. Вот если бы в свое время позаботились и о первой нефтяной скважине 1847 года, то сегодня мы не стали бы искать место, где она была пробурена.
- А что вы скажете о нафталанской нефти?
- Единственное месторождение этой лечебной нефти находится на западе Азербайджана - в Гянджинском районе. Еще в XIII веке известный путешественник Марко Поло писал: «В Нафталане из колодца добывали масло, которое люди употребляли для лечения накожных заболеваний». Во второй половине XIX века здесь начались разведочные работы и из полученной нефти стали выделять лечебный продукт «нафталан», который, кстати, был широко известен и в России, и за границей.
Замечательные целебные свойства нафталанской нефти уже в то время использовались в ряде стран мира. Например, во время русско-японской войны 1904-1905 годов японские солдаты были снабжены мазью для лечения ран, изготовленной из нафталанской нефти. В Первую мировую войну ею снабжали немецких солдат.
Не должны мы сегодня забывать и наших соотечественников, которые своим неутомимым трудом и умением внесли немалую лепту в нефтедобычу Азербайджана. Думаю, мало кто знает, что известный нефтепромышленник бакинец Муртуза Мухтаров в 1890 году впервые в мире на Абшеронском полуострове пробурил скважину глубиной 1100 метров, использовав при этом собственное изобретение - ударно-буровой станок.
Обо всем этом мы, и особенно наше молодое поколение, должны знать. И здесь с большим сожалением приходится констатировать тот факт, что у нас в Баку до сих пор не создан музей нефти, хотя он имеется в ряде стран мира. Музеи нефти имеются в США - в Восточном Техасе, Западной Вирджинии, их несколько в Калифорнии. Подобный музей создан в Бахрейне, сравнительно недавно открыт в Томске (РФ), и, наконец, музей нефти уже функционирует в Норвегии, где только во второй половине прошлого века стали добывать нефть. В 2001 году распоряжением Президента Гейдара Алиева было предусмотрено создание в Баку музея нефти, но пока это, к сожалению, остается только на бумаге. Я очень надеюсь, что в Баку все же будет достойный нашей страны музей нефти, с ее богатейшей историей поиска, добычи и использования.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА
banner

Советуем почитать