• четверг, 28 Марта, 13:22
  • Baku Баку 16°C

Рука моя осталась протянутой

14 октября 2013 | 13:55
Рука моя осталась протянутой

ИСТОРИЯ
После тяжелых боев я полностью убедился, что нет смысла и смешно предлагать рабство людям, которые прямо смотрят смерти в глаза, с честью воспринимают шехидство. Вы - бесценное богатство гор Родины, достойные его защитники! Свободу купить невозможно. Оккупированную с оружием в руках страну нельзя освободить просьбами, ее можно отвоевать боями. Величайшее наследство, которое мы оставим нашим внукам - это битва за свободу и независимость, а если понадобится - станем шехидами. Долой жалкую кабалу, да здравствует почетная смерть!
Из выступления шейха Шамиля
перед чеченским народом в ноябре 1840 года
В 1869 году шейх Шамиль совершал паломничество в Мекку и Медину. На пути к мусульманским святыням 19 мая он прибыл в Стамбул. В ожидании приглашения шейх-уль-ислама Мекки ему пришлось восемь месяцев провести в этом турецком городе.
Узнав об этом, турецкий султан Абдул Азиз приглашает шейха Шамиля на встречу во дворец Топгапы.
Пожав руку приближенным султана, шейх подходит, наконец, к самому правителю Турции. Султан Абдул Азиз не отпускает руку шейх Шамиля и извинительным тоном произносит:
- Беспредельно рад видеть вас в Османской империи. Такую радость я испытал бы, если отец мой, Султан Махмуд, ожил в могиле и приехал бы во дворец. Однако скажите мне, почему со мной вы поздоровались последним? Почему держали меня в ожидании? Столько времени моя рука осталась протянутой?
В ответ мудрый шейх Шамиль сказал:
- Да будет здравствовать султан. С протянутой рукой вы находились в ожидании трех-пяти минут. Я же жду вас ровно двадцать пять лет. Двадцать пять лет рука моя оставалась протянутой в ожидании вашей братской помощи, - тяжело вздохнув, с болью в сердце, он продолжил. - Если ваш покойный отец или вы своевременно протянули бы мне руку помощи, то наша Родина - Кавказ - не находилась бы сейчас под игом неверных.
После справедливого упрека султан Абдул Азиз стал проявлять большее почтение его семье. Старшему сыну - Кази Мухаммеду - он присвоил чин генерала (паша), назначив его командиром Кавказского полка личной гвардии султана.
* * *
Великий шейх Шамиль скончался в Медине 4 февраля 1871 года в возрасте 74 лет. Он с почестями был похоронен на кладбище Джаннат аль-Баки, где покоится пророк Мухаммед. После смерти отца Кази Магомед вернулся в Турцию и остался служить в турецкой армии в звании генерал-майора. Когда в 1877 году началась русско-турецкая война, он был назначен командиром кавалерийской дивизии, состоящей из черкесов. Дивизия обороняла крепость Баязет. Узнав, что с русскими воюет Кази Мухаммед, командир русского полка майор Штоквич написал ему следующее письмо:
«Турецкому генералу дивизии Кази Магомеду, сыну шейха Шамиля! И вам не стыдно? Ведь 26 августа 1866 года вместе с бесстрашным отцом в здании Калужского губернского дворянского собрания вы поклялись в верности России. Наверное, будь жив покойный ваш отец, он не простил бы вашего поступка».
Говорят, что, получив письмо, Кази Мухаммед, ничего никому не сказав, оставил бой за крепость Баязет. Видимо, он забыл про клятву отца. А может, побоялся обидеть дух мудрого Шамиля.
26 августа 1866 года шейх Шамиль писал императору Александру II:
«Мой священный долг - пояснить своим сынам об их долге перед Россией… Я завещал им быть преданными России, достойно служить второй нашей Родине. Повелитель, чтобы получить покой в этом преклонном возрасте, дай указание, чтобы я вместе с сынами в одном из городов (Калуга, Москва, Петербург) дал клятву вечной верности России. Я готов поклясться перед всем народом. Пусть свидетелями беспорочности моего помысла станут Аллах на небе, великий пророк наш Мухаммед, клянусь могилой с неостывшим трупом дочери моей Няфисат и священным Кораном.
Я клянусь Богом, создавшим землю и небо, сделавшим нас народом. Клянусь, что вместе с семьей я всегда буду предан императору Александру Николаевичу, его наследнику и Российскому государству».

29 августа клятву шейх Шамиля вручили императору Александру II. Ответ императора шейху был кратким и очень искренним:
«Почтенный имам, слава Всевышнему, что в душе твоей произошел большой перелом. Я верю, что верен слову, не лицемеришь, потому что ты - личность великая, совестливая, доброжелательная».
Собираясь на прием к Александру II, шейх Шамиль оставил заложником в России своего второго сына - Мухаммеда Шафи. Живя в России, Мухаммед Шафи окончил военную школу, служил в полку личной лейб-гвардии императора. Спустя некоторое время он получил генеральский чин. Русские военные историки с гордостью подчеркивали полководческий талант Мухаммеда Шафи и отмечали, что в памяти сослуживцев он остался как доброжелательный, чуткий и отличный кавалерийский генерал.
В 1877 году до Мухаммеда Шафи доходит весть о том, что его брат Кази Мухаммед в качестве командующего дивизией воюет с русскими. Разочарованный «предательством» брата, нарушившего клятву отца, Мухаммед Шафи пишет рапорт на имя императора, в котором просит направить его в русскую дивизию, воюющую с его братом Кази Мухаммедом. На рапорте генерал-майора Мухаммеда Шафи царь Александр II ставит следующую визу:
«Ни одна семья не бывает без урода. Я верю клятве, данной вами и покойным вашим отцом шейхом Шамилем. Поэтому я не разрешаю, чтобы брат воевал против брата. Пока ждите! Если начнем бои в Европе, то я сам тебя призову…»
Исторические документы и произведения свидетельствуют, что император Александр II не проявлял ненависти ни к шейху Шамилю, ни к одному из двадцати двух членов его семьи, сосланных в Россию. Царь не рассматривал шейха Шамиля как пленника или врага.
Наоборот, 15 сентября 1859 года в знак высокого уважения к шейху Шамилю император навестил имама в селе Чугуево Харьковской губернии, подарив ему меховую шубу, меч с надписью и арабского скакуна. На этой встрече император сказал шейху Шамилю:
«Я очень доволен и бесконечно рад, что вы находитесь в России. Сожалею, что встреча с таким мудрым полководцем, как вы, не состоялась раньше. Великий имам, вы не будете испытывать разочарования. Я создам для вас хорошие условия, и мы будем жить с вами как друзья».
Царь поступил с шейхом Шамилем как полководец-победитель. Он предоставил шейху возможность выбрать место для проживания с семьей в городе Калуге - трехэтажное здание, которое ранее принадлежало помещику, подполковнику Сухотину. По желанию шейха Шамиля во дворе усадьбы была построена мечеть. Имаму была установлена пенсия в пять рублей в год. Ему была также передана дилижанс-карета, в которой шейх Шамиль мог совершать прогулки по городу и окрестностям в радиусе 200 километров. Спустя некоторое время после пленения шейха Шамиля полковник Аполлон Руновский написал книги «Шамиль» (посвящается победителю Шамилю) и «Заметки о Шамиле», которые были изданы в 1860 году.
Император Александр II разрешил шейху Шамилю встречаться с видными деятелями России мусульманского вероисповедания. Известно, что имам дважды встречался с выдающимся востоковедом Мирза Казим беком. Перед паломничеством в Мекку и Медину шейх Шамиль попросил ученого дать ему одну из книг из собственной библиотеки с условием возврата на обратном пути. Но имаму не суждено было вернуться в Россию.
* * *
Кази Мухаммед – сын Шейха Шамиля от первой жены Фатимат. Родился в 1833 году. Назван в честь первого имама Дагестана, учителя шейха Шамиля - Кази Мухаммеда. Его жена Каримат ханым была азербайджанкой. Она - дочь генерала Даниял бек Султан Ахмед Хан оглу Илисулу, который в течение 16 лет служил в качестве первого наиба шейха Шамиля.
Каримат скончалась от туберкулеза в 1862 году в Калуге в возрасте 25 лет. Тело ее, как дочери султана и генерала, по приказу императора было перевезено в Шеки. Она похоронена рядом с матерью Балаханым (внучка правителя Шеки - Гаджи Челеби хана - Авт.)
Кази Мухаммед вышел в отставку в звании маршала турецкой армии. Последние годы жизни провел в Медине, где и скончался в 1902 году. Похоронен рядом с отцом - великим шейхом Шамилем.
Шамистан НАЗИРЛИ,
полковник-лейтенант в отставке
banner

Советуем почитать