• суббота, 20 Апреля, 16:54
  • Baku Баку 23°C

Сдерживающий фактор

03 июня 2016 | 10:11
Сдерживающий фактор

ВЗГЛЯД
Недавний обмен украинской летчицы Савченко на двух российских отставных офицеров продемонстрировал всем тот факт, что в российско-украинских отношениях еще не все потеряно. Стороны, несмотря на враждебную риторику, все же способны пойти на компромиссы в нужный момент. Тем самым сохраняется надежда и на урегулирование кризиса на юго-востоке Украины.
Хотя в последнее время новости с Донбасса приходят все более тревожные: там участились случаи взаимных обстрелов, а также боестолкновений, вновь стали гибнуть украинские военные. В связи с этим некоторые наблюдатели предрекают в скором будущем возобновление полномасштабных боевых действий. И тут особое беспокойство официального Киева вызывает крупная российская военная группировка в Крыму, которая в любой момент может нанести удар во фланг и тыл украинским силовикам, сражающимся на юго-востоке страны.
Своим видением ситуации в Украине в связи с освобождением Савченко и о двухлетнем правлении президента Порошенко, а также о перспективах развязывания новой полномасштабной войны в Донбассе в интервью газете «Каспiй» поделился российский политолог, заместитель заведующего кафедрой постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
- Каковы перспективы Савченко в Украине: стоит ли ожидать от нее бурной политической карьеры, тем более что она уже выразила свое согласие стать президентом страны?
- На мой взгляд, здесь есть несколько аспектов. Во-первых, Савченко не политик, для того, чтобы стать политиком в полном смысле слова нужно иметь определенный багаж, структуру, уметь лавировать в политическом поле и наконец, иметь финансовую подпорку. Давайте разберемся, что есть у Савченко из всего этого? Есть образ, в значительной степени медийный образ, есть харизма и безусловная личная стойкость. Но достаточно ли этого для того, чтобы стать политиком? Это покажет время, но сейчас я скорее ответил бы на этот вопрос скептически.
При всем том, что в Украине сильны радикальные настроения, и при том, что Савченко это нечто большее, чем Семенченко или другие радикалы, но все же сегодня положение такое, что быть народным трибуном и борцом явно недостаточно, тем более имея в виду, что Киев согласовывает основные направления своей внутренней и внешней политики. Своей структуры у Савченко нет, а перехватить лидерство у Тимошенко в «Батькивщине» - это из области фантастики.
Кроме того, Савченко не так опытна и ее наверняка попробуют использовать другие силы, в том числе сам Порошенко, который, кстати, действительно много сделал для ее освобождения. Если о становлении Савченко как политика национального масштаба еще возможно говорить, тем более что за исключением отдельных громких фраз, она проявила себя на пресс-конференции достаточно умело, вела себя аккуратно, то уж точно скептически отношусь к тезисам некоторых экспертов о том, что она, дескать, подорвет все украинское политическое поле и ее фактор приведет к новым выборам. Вероятно, от нее можно ждать и неожиданностей, каких-то резких заявлений, но не думаю, что она станет каким-то особым дестабилизирующим фактором. Однако ее появление на какое-то время, по крайней мере, может затмить фигуры популистского толка, типа Ляшко и Саакашвили.
- Означает ли удачно проведенный обмен то, что Россия и Украина в принципе могут идти на компромиссы, а, следовательно, могут и договориться по Донбассу?
- Да, думаю, это важно, что обмен состоялся. Во-первых, он готовился заранее, но в современных реалиях все может срываться и тот факт, что он произошел, уже позитивен, прежде всего, с той точки зрения, что судьбы российских граждан теперь не будут связаны с пребывание за решеткой.
Во-вторых, обмен демонстрирует компромиссные шаги со стороны Москвы. Это вызвано как желанием реализовать по-прежнему идею реинтеграции самопровозглашенных республик и все же запустить минский процесс и в политическом плане, а также с все возрастающим давлением санкций, которые, безусловно, сказываются, и сейчас главная задача - их снятие и нормализация отношений с Западом с учетом интересов России. В Москве явно понимали, что реальное отбывание срока Савченко политически невыгодно, что это повлечет имиджевые потери, и сделали тот ход, который и должен был быть сделан, вероятно, даже ранее. Это верно.
Думаю, что сам факт позитивен, но не считаю, что это является индикатором того, то по политической части Минска теперь договориться будет легче и проще.
В принципе договоренность по Донбассу возможна, но в окончательном виде она будет достигнута не в этом году, скорее всего выборы тоже в этом году не состоятся. В то же время возможен определенный компромисс по миссии ОБСЕ, по персоналиям во главе республик, но говорить о полноценном политическом урегулировании в текущем году не приходится.
- За последнюю неделю участились боестолкновения в Донбассе. Украинские представители говорят о скором возобновлении полномасштабных боевых действий. Насколько это соответствует действительности?
- Да, столкновения на Донбассе с разной степенью интенсивности происходят постоянно, как украинские силовики, так и войска ополчения используют военный ресурс в качестве элемента давления. Но думаю, что тот политический процесс, который мы видим, никак не коррелирует с масштабной эскалацией. Пока она невыгодна обеим сторонам и будем надеяться, что политический процесс, даже если он будет идти медленно, минимизирует саму возможность эскалации.
- Также прошла информация о том, что Россия недаром создала мощную военную группировку в Крыму, так как намерена в скором времени сходящимися ударами из Крыма и Донбасса пробить сухопутный коридор в Крым. Насколько вероятен такой исход?
- Да, группировка в Крыму, по сообщениям СМИ, действительно серьезная. Это и авиация, и ПВО, и противокорабельные системы. Думаю, что, во-первых, Крым, как бы ни говорили о его локальном значении, обладает важным геостратегическим значением в региональном масштабе. Присутствие там флота, противокорабельных береговых систем и авиации в значительной степени расширяет потенциал России в Черном море.
Более того, наличие там группировки имеет и психологическое значение, подчеркивая, что полуостров является интегральной частью России. Также это и элемент воздействия на Украину, предостережение от возобновления ею боевых действий на Юго-Востоке. То есть наличие мощной группировки на юге, оказывает сдерживающее влияние на украинских силовиков.
- Недавно исполнилось два года пребывания Петра Порошенко на посту президента Украины. Как эти годы отразились на внутренней и внешней политике страны?
- Оценка неоднозначная. Давать оценки по пятибалльной шкале в политике, да тем более в такой непростой как украинская, вряд ли возможно. С одной стороны, Порошенко удалось укрепить свою власть. Несмотря на то, что Украина - парламентско-президентская республика, он обеспечил нейтрализацию основных политических противников: сначала Кличко, потом Яценюка, сумел провести своего премьера Гройсмана, добиться неплохого результата на местных выборах. Государству же удалось фактически с нуля создать новую армию, которая, хотя и болеет многими прежними болезнями, отстает по многим параметрам от российской или западных армий, но уже представляет собой довольно боеспособную силу.
Кроме этого, в Украине за эту пару лет удалось провести в целом неплохую реформу полиции, либерализовать режим для бизнеса. Самое главное, что удалось начать реализацию Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, хотя она реализуется на квотном принципе и многие квоты уже выбраны, но, тем не менее, при всей неоднозначности самой ЗСТ процесс уже идет.
Во внешней политике, несмотря на то, что украинский кризис уже не является новостью первого порядка на Западе, да и сама Европа порядком устала от Украины и часть ее хочет вообще отменить санкции против России, все же Порошенко удалось, сохранить за своей страной важную роль в смысле поддержки со стороны США и Запада. Они видят пока именно в нем гаранта стабильности. С другой стороны, коррупцию минимизировать не удалось, не удалось быстро решить вопрос с безвизовым режимом, непонятно, что будет с децентрализацией, трудно идет судебная реформа.
В экономике этот год, вероятно, будет менее сложным, чем прежний, так как самый глубокий провал остался позади, но все равно положение довольно сложное и решаться многое будет за счет затягивания поясов граждан, в то время как страна зависит от кредитования МВФ. Так что неудивительно, что рейтинг президента ниже, чем у Тимошенко и дальше падает. Хотя повторюсь, положение, в котором Порошенко принимал страну, было катастрофическим, а сейчас с помощью Запада, оно несколько стабилизировалось. Кроме того, освобождение Савченко - это тоже тактический политический успех Порошенко.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать