• суббота, 20 Апреля, 07:53
  • Baku Баку 14°C

Сотрудничество неизбежно

29 мая 2016 | 10:57
Сотрудничество неизбежно

ВЗГЛЯД
Министерство обороны США не планирует совместных операций с российской стороной по борьбе с группировкой «Исламское государство» (ИГ) в Сирии, сообщила официальный представитель Пентагона Мишель Балданса, комментируя заявления российских и американских лиц о консультациях на эту тему.
Ранее представители сирийских курдов объявили о начале операции по освобождению города Ракка от ИГ. При этом они выразили готовность координировать свои действия как с США, так и с Россией. Комментируя эти сообщения, глава МИД РФ Сергей Лавров не только заявил о готовности российской стороны к такому взаимодействию, но и сообщил о том, что США и Россия уже начали обсуждать возможность совместных действий против террористов в Сирии.
Позднее представитель госдепартамента Марк Тонер подтвердил журналистам, что тема возможных совместных операций обсуждалась между двумя странами, однако выразил сомнения, что в этом контексте обсуждалось освобождение Ракки. Он дал понять, что в этом вопросе США рассчитывают на усилия курдских формирований и своих союзников по коалиции по борьбе с ИГ.
«Мы регулярно обсуждаем с Россией и другими партнерами наши усилия по поддержанию режима прекращения огня в Сирии. Это межведомственные консультации, а не только дискуссии на уровне военных», - добавила представитель Пентагона, говоря о контактах сторон. Также М.Балданса напомнила, что между США и Россией действует меморандум о понимании по вопросу обеспечения безопасности полетов над Сирией.
Свой взгляд на нынешнее состояние дел в Сирии, перспективы российско-американского сотрудничества в борьбе с ИГ и на отказ Вашингтона от совместных с Москвой действий по освобождению Ракки выразил в интервью газете «Каспiй» главный эксперт Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
- Как известно, на днях глава МИД РФ Лавров заявил о готовности России координировать усилия с возглавляемой США коалицией и курдским ополчением в Сирии по освобождению Ракки. Почему Москва идет на это, хотя Вашингтон - ее геополитический соперник?
- Сотрудничество России и США в борьбе с мировым терроризмом в лице ИГ или «дочерних предприятий» «Аль-Каиды», например, «Джабхат ан-Нусрой», неизбежно. Оно может быть неполноценным, ущербным, безусловно, конкурентным, но оно будет продолжаться. Причиной тому - глобальная угроза, которую действительно представляет международный терроризм. Но это - утверждение априори, некий, как говорят англосаксы, background, своего рода фон, на котором разворачивается сирийская драма.
На Западе существует некое общее мнение, что битва за Ракку - сирийскую «столицу халифата» - это генеральное сражение всей военной кампании против ИГ. Однако это далеко не так - с падением Ракки джихадисты не капитулируют, под их контролем остаются как минимум области вдоль иракской границы, как, кстати, и значительные территории Ирака с их реальным центром управления ближневосточным терроризмом - городом Мосул.
Но никто не назовет операцию по освобождению Ракки чисто пропагандистской, этаким военным пиаром. Сама провинция Ракка с ее одноименной столицей - самая благодатная область Сирии. Там расположен каскад крупнейших сирийских плотин, а значит, образно говоря, пульт управления теплом и светом на огромных сирийских просторах. Кроме того, по мнению многих аналитиков, значение Ракки как сельскохозяйственного центра не многим уступает нефтяному бизнесу террористов, хотя пропаганда со всех сторон уверяет, что именно нефть является основой формирования бюджета ИГ. Но это не так: сопоставимые с нефтяными дивидендами налоги «Исламское государство» собирает с сельхозпроизводителей и операций по торговле сельхозпродукцией.
На территории самопровозглашенного «халифата» функционируют крупные региональные оптовые рынки по продаже сельхозпродукции. И только два из них - в Мейдине и Абу-Кемале - суммарно дают поступления в казну ИГИЛ порядка полутора миллионов долларов в день, или полмиллиарда ежегодно.
Другими словами, Ракка - ценный приз для всех сторон, вовлеченных в сирийский конфликт. Но вся пикантность операции по освобождению этой области от джихадистов заключается в том, что ее осуществляет не армия Асада, не оппозиционная ему Сирийская свободная армия, а курдские воинские формирования «Сирийских демократических сил». Курды, как известно, хорошо вооружены, обучены и организованы. И они приобретут колоссальный вес во всех ближневосточных делах, если им с помощью авиации США удастся нанести исламистам поражение под Раккой.
Россия стремится подключиться к этой операции, чтобы сохранить свое влияние среди курдского сопротивления, которое находится в оппозиции режиму Асада, но сохраняет очень серьезные политические и военные связи как с промарксистскими курдскими организациями, так и Партией демократического союза (PYD) во главе с Салихом Муслимом. PYD, кстати, позиционирует себя социалистической, что несколько осложняет отношения сирийских курдов не столько с американцами, сколько с руководством «иракского Курдистана». Фактически между Москвой и Вашингтоном развернулась конкурентная борьба за курдов, которые наверняка скажут свое слово, несмотря на то, что против их участия в переговорах о будущем Сирии выступают как Дамаск, так и сирийская оппозиция.
- В то же время официальный представитель Пентагона заявила, что США не планируют проведение совместных военных операций с Россией против «Исламского государства» в Сирии. Почему американцы не хотят совместных действий с РФ?
- Прежде всего американцы уверены, что они вполне способны обеспечить тот уровень огневой поддержки с воздуха, который необходим для осуществления операции. Хотя это далеко не факт. Нынешнее наступление на Ракку - уже третье, все остальные сворачивались после нескольких дней затяжных боев. К тому же официальные представители Курдистана явно преувеличивают численность наступающих войск. Вместе с немногочисленными союзниками курдов их не более 25 тысяч, что может оказаться недостаточным для успешной реализации намеченных коалицией планов.
Но главная проблема для американских военных состоит в том, что при участии ВКС РФ наступательная операция может изменить направление главных ударов. На днях анонимный источник агентства BasNews в «сирийском Курдистане» сообщил, что после последнего визита президента Турции в США Вашингтон отказался от поддержки курдов в их продвижении в восточном Евфрате. Именно тогда американцы приняли решение направить сирийские курдские силы на операцию по освобождению Ракки. Однако участие России может спутать эти планы - ВКС РФ способны наносить удары таким образом, чтобы создать предпосылки объединения всех курдских отрядов по обе стороны библейской реки, что противоречит интересам Анкары.
- Означает ли это, что Вашингтон вообще не желает сотрудничать с Москвой в военной сфере и наведении порядка в Сирии?
- Во-первых, война в Сирии не заканчивается завтра. Не закончится она и через год. Поэтому сейчас невозможно сказать, какими будут отношения между Кремлем и новой американской администрацией в контексте сирийской проблематики.
Во-вторых, что бы ни говорил пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест или представитель Госдепа США Марк Тонер, это сотрудничество существует на уровне обмена информацией. А это не только сообщения о полетных заданиях пилотов двух стран, но и разведданные, пусть и усеченные. Ведь из официальных источников известно, что Пентагон попросил российское командование не наносить ракетно-бомбовые удары в зонах на севере Сирии, где действует американский спецназ. И, как говорится, нашел полное понимание.
В-третьих, если США расширят для себя список террористических организаций, включив туда «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам» и некоторые другие группировки, то сотрудничество в области координации целей, военного снабжения собственной креатуры в лице действительно умеренной оппозиции произойдет само собой. Оно станет естественным следствием политических решений, но для их принятия, конечно, нужна политическая воля.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать