• четверг, 28 Марта, 15:03
  • Baku Баку 16°C

Переговоры ради переговоров

25 мая 2016 | 12:12
Переговоры ради переговоров

ВЗГЛЯД
Лидеры стран «нормандской четверки» поддержали развертывание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе и начало консультаций по данному вопросу. Об этом по итогам телефонного разговора российского и украинского президентов Владимира Путина и Петра Порошенко, а также президента Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Меркель сообщила пресс-служба Порошенко.
Украинский президент обратил внимание коллег по «нормандскому формату» на ухудшение ситуации близ Авдеевки, что является препятствием в мирном урегулировании. Политики отметили, что продолжение политического диалога требует «решительной деэскалации и полного прекращения огня».
В сообщении пресс-службы говорится, что Порошенко призвал Москву «вывести войска» с востока Украины и «прекратить поставлять туда оружие и наемников». Он также обратил внимание на необходимость восстановления контроля над границей между Россией и Украиной, и призвал Москву освободить «украинских заложников», а также назвал недопустимым «нарушение прав крымских татар».
В свою очередь пресс-служба Кремля ранее сообщила, что «Владимир Путин призвал к немедленному прекращению обстрелов украинскими вооруженными формированиями населенных пунктов Донбасса». В сообщении также было указано, что партнеры по «нормандскому формату» отметили важность повышения эффективности работы СММ ОБСЕ в зоне конфликта «путем придания ей дополнительных полномочий».
Свою точку зрения на прошедшие переговоры и их возможное влияние на ситуацию в Донбассе в интервью газете «Каспiй» выразил российский политолог, вице-президент Центра стратегического моделирования Григорий Трофимчук.
- Президент Порошенко на днях заявил, что Украина находится на передовой защиты европейской цивилизации от варварства, агрессии и милитаризма. Что он имел в виду? Чем было вызвано данное заявление?
- Такого рода заявление от имени украинского руководства звучит не впервые. О том же самом напоминал Европе и Западу в целом Яценюк и другие представители новой киевской власти. Причина здесь самая простая: Киеву нужны деньги, оружие и другие «аксессуары» для того, чтобы противостоять Москве и, между делом, поднять собственную экономику. Поэтому был выбран базовый тезис о «противодействии европейской цивилизации варварской России», с помощью такого форпоста как новая, антироссийская Украина. Однако Киев забывает, что и сама Украина всегда котировалась Европой, мягко скажем, невысоко. Поэтому Запад использует Киев против Москвы по полной программе, не принимая его в так называемую «цивилизованную семью народов».
- За последние месяцы почти все иностранные специалисты были убраны из украинского правительства. Означает ли этот факт отказ Киева от проведения реформ, на которых настаивает Евросоюз? Или это следствие внутриполитической борьбы?
- Проблема в том, что значительная часть украинского общества ждала от иностранных специалистов, в составе правительства, не только быстрых, но и конкретных результатов. Но этих результатов не последовало, да и в принципе быть не могло. Все это могло создать данным министрам, как и Западу в целом, негативный и ненужный имидж в глазах местного населения. Поэтому акцент на приезжих «профессионалов» был временно снят.
Вообще, западные друзья Киева понимают, что намного легче находиться в тени, за спинами руководства, чтобы решать те же самые задач без лишних издержек.
Что касается реформ, они велись, и будут вестись теми же самыми темпами, если иметь в виду, что данный процесс означает полную либерализацию промышленного потенциала страны и выведения его из-под контроля народа. Примерно то же самое мы, в свое время, наблюдали и в России, так что здесь нет ничего нового. Главное, что надо понимать: никакие «демократические реформы» не смогут дать украинцам то, на что они, как это ни странно, до сих пор рассчитывают. В свое время они выбирали Ющенко, чтобы осуществить те же самые «реформы», но видимо, так до конца и не поняли, что получили их уже давно и в полном объеме. Раз этого мало, значит, «реформ» будет еще больше. Внутриполитическая борьба там тоже есть, причем очень серьезная. Но на данном этапе она привела к тому, что Яценюк и его группа спокойно ушли в тень (на время), чтобы ответственность за все провалы полностью легла на Порошенко.
- Какое будущее в этих условиях ожидает Михаила Саакашвили с оставшимися иностранными специалистами?
- Саакашвили - это отдельный вопрос. Запад держит его для того, чтобы с помощью и этого инструмента также контролировать Порошенко и некоторые другие группировки. Причем для самого одесского губернатора нет никакой разницы, как выглядит экономика вверенного ему хозяйства, так как в любой момент он может быть переброшен на другой участок, хоть в ту же Молдову. С Украиной его абсолютно ничто не роднит.
Однако при этом надо учитывать местный рейтинг Саакашвили, который в общественном сознании связан с антикоррупционной борьбой. Это говорит о том, то данная фигура остается в запасе, является определенным политическим ресурсом и, при определенном стечении обстоятельств, может быть двинута Вашингтоном вперед. К тому же одесская площадка держит яркий антироссийский курс, а также концентрирует конкретных противников Москвы из самой РФ. Не говоря уже об Одессе, как особом военно-стратегическом узле. Так что на Саакашвили пока что завязано слишком многое.
- Прошло сообщение, что лидеры «нормандской четверки» в ходе недавнего ночного телефонного разговора согласовали развертывание полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. Ваша оценка этой новости? Говорит ли это о реальных сдвигах в вопросе урегулирования конфликта на Донбассе?
- Никаких реальных сдвигов с урегулированием ситуации на Донбассе не будет. Так как надо понимать главное: существует принципиальный вопрос об участке украино-российской границы, который, по мнению Киева, должен находиться под его полным контролем. Москва же считает, что этот участок может перейти под украинский контроль, но только последним номером программы.
То есть только после изменения Конституции Украины и всего перечня других условий. Полицейская миссия ОБСЕ пока что ничем, на первый взгляд, не отличается от наблюдателей ОБСЕ, которые всегда работали внутри Донбасса. Если же речь пойдет о повышении статуса и роли «полицейских», то это будет миротворческий военный контингент, для которого также первым и главным вопросом станет граница. Но не между ЛНР/ДНР и остальной Украиной, а между ЛНР/ДНР и Россией. На данный момент это вопрос нерешаемый, поэтому идут переговоры ради переговоров, с какими-то новыми, но, по сути, пустыми оттенками, которые позволяют ситуации на Донбассе сохраняться в имеющемся виде, оттягивая новый вал войны.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать