• пятница, 29 Марта, 19:50
  • Baku Баку 14°C

Слово не воробей

11 сентября 2014 | 16:41
Слово не воробей

КОММЕНТАРИЙ
В последние дни вокруг Евразийского союза развернулись события, которые привлекают пристальное внимание общественности и СМИ. В частности, это жесткая позиция Казахстана по ряду вопросов и членство в союзе Армении.
За комментариями корреспондент газеты «Каспiй» обратился к казахстанскому политологу Казбеку Бейсебекову.

- В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС). За минувшие 20 лет серьезных выступлений против этой идеи не было, если не считать части пользователей социальных сетей Интернета. Как вы относитесь к членству в Евразийском союзе Армении, страны со слабой экономикой?
- Прежде всего хочу обратить ваше внимание на следующий момент. Россия, Беларусь и Казахстан схожи по своему внутреннему потенциалу, ресурсам и экономическим показателям, они могут чем-то торговать между собой. Что касается Армении, то товарооборот этой страны мизерен и измеряется смехотворными цифрами. И если членство Армении в ЕАЭС имеет для Казахстана экономическое значение, а для России - политическое. Кроме того, если вы помните, президент Нурсултан Назарбаев назвал членство Армении в этой организации возможным в границах, в которых она признана международными организациями.
- Во время недавнего визита в Грузию заместитель министра иностранных дел Казахстана Самат Ордабаев изложил официальную позицию своей страны, указав, что Астана против членства в Евразийском союзе таких непризнанных регионов, как Абхазия и Южная Осетия. Как вы прокомментируете эту позицию?
- Членство в союзе непризнанных регионов считает неуместным не только наш президент, но и лидер Беларуси. Оба руководителя сходятся во мнении о нецелесообразности и даже опасности обсуждения подобного вопроса. Согласно общепринятым правилам, если хоть одна страна-член организации выступит против обсуждения того или иного вопроса, то эта тема автоматически снимается с повестки дня. С другой стороны, Евразийский союз только формируется, и любой поспешный шаг относительно его дальнейшей деятельности, принятие непродуманных решений, включая рассмотрение темы непризнанных регионов, могут обернуться негативными последствиями. Пусть организация начнет действовать, и тогда уже можно будет о чем-то говорить. Пока же, считаю, поднимать вопрос о принятии новых членов было бы поспешным.
- А не таит ли опасности для Казахстана настойчивое стремление Кремля привести в члены Евразийского союза непризнанные регионы, в частности Армению - страну достаточно проблемную?
- Повторяю: позиция Казахстана относительно ЕАЭС однозначна. Наша страна заинтересована в налаживании и развитии новых экономических связей. Я считаю, что те, кто не отвечает установленным требованиям, не будут допущены в организацию.
- В последние дни складывается такое впечатление, что в борьбе за будущее Евразийского союза и против подходов, не отвечающих нормам организации, президент Казахстана выдвинулся в лидеры. Его решительная и категоричная позиция нередко оборачивается против него же.
- Хочу в этом контексте коснутся выступления президента России Владимира Путина, которое содержит резкое высказывание относительно истории казахстанского государства. Приходится признать, что такие вопросы обычно готовятся заранее, а вопросы, о которых идет речь, выражают определенные интересы. Да, выступление президента России задело национальные чувства казахского народа и вызвало у него обиду, в том числе у тех, кто раньше был настроен лояльно к России. Почему Путин сделал такое заявление? Трудно сказать. Хочу лишь напомнить, что он повторил высказывание президента Назарбаева, сделанное в 2011 году в Алматы по окончании обсуждения правовых аспектов делимитации и демаркации границы между двумя странами. Тогда Нурсултан Назарбаев в порыве радости сказал: мы получили страну, которой до сих пор у нас не было. Но это сказал наш президент, и аналогичное заявление руководителя другого государства, даже если это дружественная по отношению к нам Россия, я не считаю правильным. На фоне событий в Украине это выступление, естественно, вызвало определенную неприязнь к России. Правда, посол России в Казахстане выступил со специальным заявлением, указав, что высказывание президента Путина неверно трактовано. Но слово не воробей, вылетит - не поймаешь. К тому же и Владимир Жириновский стал говорить лишнее. Казахский народ не обратил на это внимания, зная этого деятеля как популиста и пустозвона, но выступление Путина вызвало в казахском обществе негативную реакцию.
- Существует точка зрения, что Казахстан будет следующей мишенью для России после того, как она «разберется» с Украиной. Некоторые российские политики дошли до того, что стали выдвигать к Казахстану территориальные претензии.
- Да, такие суждения высказываются, но на уровне социальных сетей. Я хочу привлечь ваше внимание к более существенному моменту. Между Казахстаном и Россией действует правовой документ об уважении территориальной целостности, который значительно отличается от аналогичного документа, связанного с Украиной. Наши границы полностью определены, соответствующие документы переданы в ООН. Фигурально выражаясь, если между Казахстаном и Россией возникнет противостояние, то это будет конфликт не между двумя родственными народами, исповедующими православие, а уже между тюркским и славянским миром, между исламом и христианством. Конечно, подобного развития событий не желает никто. Собственно, сегодня нет особых оснований предполагать возможность какого бы то ни было противостояния с северным соседом. Никакой русофобии в Казахстане нет, страна у нас достаточно толерантная, к тому же 30% населения составляют русские. Не знаю, сожалеть или приписать в заслугу, но казахи относятся к тем немногим народам, которые мало пользуются родным языком, - большинство жителей страны предпочитают общаться на русском языке. Словом, никаких оснований для того, чтобы ожидать какой-то напряженности между Казахстаном и Россией, я не вижу. Мы веками живем рядом, отношения у нас дружественные. Кроме того, Казахстан всегда заявляет о важности интеграции с Россией.
- А не опасна ли проблема с родным языком для будущего нации?
- Да, вы правы. И в последнее время в связи с этим уже выражается беспокойство. Возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу заметить, что отсутствие оснований для напряженности не означает, что украинские события не побудят нас принять некоторые упреждающие меры.
- Сегодня для всех азербайджанцев болезненной темой является карабахская проблема. Какова официальная позиция Казахстана по этой проблеме, и насколько о ней осведомлена общественность страны?
- Хочу обратить ваше внимание на некоторые факты, которые, уверен, представят для вас интерес. Казахстан входит в российское информационное пространство, и в большинстве случаев общественность получает информацию о событиях в соседних странах, включая Азербайджан, через СМИ северного соседа. Плохо это или хорошо, но такова действительность. Приходится также признать, что информация о карабахском конфликте у нас ограничена, об этой проблеме осведомлены немногие. В Казахстане на эту тему говорят редко, мало исследований. Я бы предложил организовать обмен поездками журналистов, политических обозревателей и представителей общественности, чтобы мы получали информацию напрямую, а не через третьи руки. Целесообразно также организовать совместные съемки документальных фильмов и разработать долгосрочные программы экономических связей.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать