• четверг, 18 Апреля, 08:28
  • Baku Баку 12°C

День катастрофы

12 мая 2016 | 11:33
День катастрофы

ПАМЯТЬ
В Израиле отметили День памяти и героизма - 27 Нисана по еврейскому календарю. И волею судьбы он попал на 6 мая, то есть за три дня до памятной даты - Дня Победы над фашизмом. По мнению жителей Израиля, на них всегда этот день и звучащая в 10 утра по всей стране сирена производят серьезное психологическое воздействие.
В редакцию газеты «Каспiй» обратился с письмом один из выходцев из Азербайджана, председатель Совета старейшин Международной ассоциации «Азербайджан-Израиль» («АзИз») профессор Михаил Агарунов. Приводим содержание данного письма.

Михаил Яковлевич пишет: «День памяти и героизма - самый тягостный и самый торжественный день в жизни народов Израиля. И траурная сирена, звучащая по всей стране в 10 часов утра 27 Нисана, – свидетельство тому. Она призывает людей помнить, не забывать и рассказывать своим детям о той страшной, чудовищной катастрофе, сотворенной человеческими руками. Нет, простите, не человеческими, а руками сатаны. Нельзя называть человеком того, кто с улыбкой на устах отправлял сотни и тысячи людей – молодых, пожилых, детей, женщин и глубоких стариков, абсолютно ни в чем неповинных людей, – в газовые камеры, расстрельные рвы и другие места массового убиения.
Сегодня я, пережив в очередной раз призыв торжественно-траурной израильской сирены «ПОМНИТЬ», подумал: а может, азербайджанскому народу также надо в день трагедии Ходжалы напоминать всем о бесчеловечном горе, охватившем мою Родину 24 года назад, в ночь с 25 на 26 февраля. Пусть люди по всей стране на одну-две минуты встанут, задумаются, вспомнят и скажут себе: «Не дадим больше!», «Не допустим никогда более!». В ней, в этой сирене, – и траур, и решимость, и призыв к действию!»
Сегодня я, несмотря на не очень хорошее здоровье, вновь вышел в эти скорбные минуты на улицу, чтобы встретить вместе со всеми траурную сирену. А это надо видеть и ощутить. Это нельзя передать словами...
Без 10 минут 10 часов утра. С фотоаппаратом - моим постоянным спутником - стою у так называемой «Мацевы» - надгробной плиты на могиле погибшим в израильских войнах. Вокруг весь в цветах замечательной красоты бульвар Независимости – «Бульвар Ацмаут». Жизнь идет своим чередом. Жизнь кипит. Люди - кто в магазин, кто по иным делам. Жду 10 часов. Вдруг неизвестно откуда раздается звук шофара (шофар - бараний рог, в который по еврейской традиции трубят по особым случаям, например, в ходе утренней молитвы в еврейский новый год Рош-а-шана). Этот звук шел откуда-то из небытия. Так и не понял, из-под земли или откуда-то сверху, с неба. Но он звучал, не назойливо, ровно, плавно. Я попытался очнуться, осторожно огляделся: как в немом кино, как в остановившемся кинокадре - все замерло, все стихло. Один лишь этот ровный гул. Этот звук, эта скорбно-торжественная тишина в остановившемся движении.
Страна оплакивает своих замученных сородичей. Шесть миллионов!!! Полтора миллиона детей! Немцы уничтожили несколько десятков миллионов человек. Но их, этих шесть миллионов, не воевавших и никогда не державших в руках оружия, уничтожили только за то, что они были евреями. Треть мирового еврейства проживала в Европе. Цвет европейской цивилизации был уничтожен. А будь они живы, может быть, мир был сейчас совсем иным?
Из этих полутора миллионов убитых детей кто-то мог бы стать по наследству выдающимся музыкантом, или врачом, сделавшим невероятные открытия в медицине, или ученым, сделавшим важное открытие в науке. Может быть, будь живы эти шесть миллионов, уже были бы изобретены лекарства против неизлечимых болезней или люди Земли уже могли бы гулять и на Марсе и на более отдаленных планетах...
Перед глазами всплыли картины Освенцима, который я посетил более 40 лет назад. Это ведь были не театральные декорации. Это - сохранившиеся живые казармы. Я шагал по дорожкам, где с обеих сторон за проволочной сеткой находились горы человеческих волос, горы одежды и утвари, детских ботинок и детских игрушек. Мы заходили туда, где были печи и входы в газовые камеры. И казалось, что страшно ощущаешь жар пламени, казалось, что горло стискивает удушающая отрава, казалось, что слышатся адски невыносимые крики жертв. Ад! Неужели ад таков? Надо быть страшнее дьявола, чтобы суметь создать ад на поверхности земли для уничтожения миллионов людей и огромных гор их трупов.
Я очнулся после прекращения звука шофара. Все вышесказанное в течение этой минуты, словно кинолента, мгновенно прошло перед глазами... Ничего не могу понять. Никакой сирены, опять спешат по делам люди, вновь снуют автомобили, плавно движутся автобусы. Что это - видение? Ведь только что мир был замершим. Я так и не сумел сфотографировать это мгновение. Да я и не мог бы этого сделать. Я был не в оцепенении. Нет. Меня просто в какой-то миг не было на Земле. Я был возле них, я ощущал их трепет, я видел их глаза. Земных ощущений в это мгновение не было. Какое-то странное состояние отрешенности. Я не могу описать это словами. Это надо видеть и ощутить...
Знаю, что и в Баку звучит сирена, но она должна звучать по всей стране, так как в течение только ХХ века азербайджанский народ понес настолько значительные человеческие жертвы, что их уже определяют как геноцид. Азербайджанский народ неоднократно подвергался этническому уничтожению в 1905-1906, 1918, 1948-1953, 1992-х годах.
Армянские националисты с помощью своих пособников в течение всех этих лет несколько раз проводили этнические чистки на территории Азербайджана. Мы стали свидетелями страшных фактов геноцида в Ходжалы, о котором мир узнал благодаря репортажам зарубежных СМИ, побывавших в феврале 1992 года на месте событий. 613 невинных жертв - стариков, женщин и детей – были убиты с неслыханной жестокостью, они виноваты были только в том, что они азербайджанцы.
Около 5000 азербайджанцев пропали тогда без вести, и об их судьбе до сих пор ничего не известно. Думаю, настало время, когда международные организации и мировая общественность должны более решительно отнестись к виновникам этих событий, чтобы такое больше не повторялось. А нам об этом надо всегда помнить. Помнить и передавать об этом детям своим».
С уважением
проф. Михаил Агарунов
Израиль, Бат-Ям
banner

Советуем почитать