• вторник, 23 Апреля, 12:27
  • Baku Баку 24°C

Счастливая миссия учителя

11 мая 2016 | 11:05
Счастливая миссия учителя

ЮБИЛЕЙ
Как живительный глоток свежего воздуха воспринимаю встречу и доверительную беседу с Назакет Шахсуваровой, более 35 лет работающей в одной школе. Учительницей, которой и спустя десятилетия выпускники пишут письма с признаниями в любви. Они - сегодня не по годам мудрые - рано начинают искренне и по достоинству ценить труд учителя, избравшего уважительное отношение к малышам, за которыми будущее. Хорошо понимают, что авторитет старшего наставника - это не просто работа, а талант, творчество, ценность которого не измеряется земными благами.
В дни, когда негативно о школе не говорят только ленивые, встреча и общение с личностью такого масштаба и в самом деле большая удача хотя бы потому, что за негативными проявлениями и оскорбительными для школы примерами мы лишь в отдельных случаях, как бы между прочим «напоминаем» о том, что есть-де и хорошие, даже выдающиеся педагоги, чьи заслуги достойны внимания и всеобщей, публичной благодарности. Но этим и ограничиваемся. Никогда практически не рассказываем о личностных качествах тех, кому глубоко благодарны поколения выпускников, об их персональном, иногда уникальном и бесценном опыте.
Сегодня у Назакет Зейналовны Шахсуваровой юбилей, и пытаясь, как принято в таких случаях, побеседовать о самом главном, замечаю ее смущение:
- Не простая задача рассказывать о себе, - говорит Назакет ханым. - Школа есть школа со своими плюсами и минусами. А я - ее типичный представитель. И у меня все как у всех…
- А по мне у каждого, кто перешагнул порог школы, своя генетика и своя история...
- Естественно, конечно! Жизнь предлагает учиться всю жизнь, ломать себя, ориентируясь в обстановке…
- Вот видите! А говорите, что у вас как у всех…
- Если б вы знали, в каких постоянных раздумьях о конкретностях приходится идти к собственным выводам, к личной методике, позволяющей ориентироваться в совсем не простых ситуациях.
- Надеюсь, вы имеете в виду не методику преподавания химии, «своего» предмета, а самоощущение в качестве воспитателя личности и гражданина даже на уроках химии…
- Пусть не прозвучат пафосными слова о том, что школа выполняет госзаказ и каждый должен помнить об том ежеминутно и повсюду. Всем своим существом ощущать, что тебе доверена почетная миссия, на тебе огромная ответственность перед обществом, перед будущим.
- Пафосно - это картинно, а тут речь о святом, о том, чего нам так не хватает…
- Что греха таить…
- Права ли я, утверждая, что корень проблемы в глобальном противоречии между тем, что профессия учителя - самая массовая и в то же время самая творческая, индивидуальная, личностная?
- Вы не просто правы, но напоминаете еще и о том, что каждый назначенец обязан воспринимать это как особое доверие, как честь…
- Которую, как замечательно сказано, беречь надо смолоду.
- И смотреть как на аванс, на шанс вырасти до статуса достойного учителя.
- А как было у вас?
- У меня…
Своим прошлым Назакет ханым называет работу в комсомоле - в организации, нацеливавшей на приоритет коллективного, общественного перед личным. На умение не просто быть на виду, объединять окружающих на какие-то инициативы и трудовые подвиги, вселять веру в их силу, а превыше всего ставить ответственность. Перед всем сообществом и делом, которым занимаешься. И за качество учебы - тоже.
В этом она преуспела настолько, что доверие к ней было абсолютным: лидерские качества, организаторские способности, готовность не только выполнять планы-задания, но и самой проявлять инициативу, вести за собой… Все при себе и навсегда.
То, что произошло на пике возможностей, многие восприняли как
парадокс: имея за плечами отличную школу работы в молодежной среде, а главное, по мнению многих, нечто самое важное в виде широких и заманчивых перспектив карьерного роста, Назакет выбрала… семью.
Ей, выпускнице биофака Азербайджанского государственного университета с большим опытом комсомольской, по сути - партийной работы предлагали любую престижную должность вплоть до директора школы на выбор, когда она предпочла несколько часов учительской нагрузки по химии в школе №60, где работает по сей день.
Посчитав, что никакие няни и домработницы никогда не заменят ее первенцу Анару и маленькой Гюнель маму - теплую заботливую умницу, знающую, какие сказки им рассказывать, какие картинки в книгах раскрашивать, чтобы как можно раньше научиться читать самим и на всю жизнь заучивать наизусть лучшие из стихов, кстати, так развивающих память и вкус.
Могло ли быть иначе, если молодая мама сама выросла в семье, где их пять сестер, мать - учитель английского языка, отец - прошедший дорогами войны до Берлина ветеран жили в той гармонии, в которой и создается добротная интеллигентная азербайджанская семья. Где вне всяких там революционных преобразований получали высшее образование не только братья мамы, но и более старшее поколение членов ее семьи, с годами заслужившие степени и научные звания. Такие, как академик Фейзулла Гасымзаде, его сын-философ академик Фуад Гасымзаде, как профессоры Мустафа Гасымзаде, Назим Гасымзаде, Гаджибаба Гасымзаде.
И не было в их становлении никаких расчетов на будущую карьеру и какие-либо привилегии - воспитывала сама обстановка в семье и понимание, что такое человеческие ценности. Личная потребность тянуться к знаниям и, не дай Бог, огорчить папу и маму. Которые не водили никого за руку, а просто любовались самостоятельностью детей, их усердию, трудолюбию и гордились их успехами.
Случалось, родители и помогали детям в учебе, но как! Не случайно Назакет ханым вспоминает, как на предложение Гаджи Зейналабдина Тагиева выполнить любое его желания, дед ее мамы попросил великого мецената… построить в Мардакяне школу, чтобы его мальчикам не приходилось тратить так много времени на поездки в Баку. Вот какой была забота родителей об образовании не только собственных детей, но и целых поколений. Забота, которая приводит мальчиков и девочек в ряды самых просвещенных служителей нации, обеспечивавших будущее страны.
Только теперь, оглядываясь назад, в те времена, когда долгие годы небезопасно было говорить о том, как и без всяких там большевиков ее близкие родственники не без помощи известного мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева получали самое полноценное образование и уникальные профессии. Создавая ауру той интеллигентности, которая изначально выводила азербайджанский народ к высотам культуры. Без излишней суетливости и показухи, формируя в последующих поколениях лучшие из гражданских качеств. И разве не стал отказ Назакет в пользу семейных ценностей от карьерных амбиций продолжением усвоенных в родительском доме представлений, в частности, и о миссии учителя… Она и школу, куда пришла фактически на общественную работу, ощущала семьей. А в ранге классного руководителя, теперь уже имеющего за плечами 12 выпусков, всегда смотрит на ребят как на членов своей семьи.
Трудно коротко изложить содержание нашей беседы с Назакет ханым, после которой с большим уважением готовилась перечислить ее профессиональные и душевные качества, все-таки хотелось использовать появившуюся возможность обсудить как часть ее биографии и школьные наши беды - она ведь знает о них все-все. И имеет полное право гордиться тем, что к ее авторитетному мнению прислушиваются коллеги, а учащиеся - многое уже знающие о мире юноши и девушки - пишут ей вот такие письма:
«Вы хорошо знаете, Назакет Зейналовна, как крепко я вас люблю. Но пишу я вам потому, что уезжаю и хочу, чтобы вы сохранили эту открытку и помнили меня, которая вас не забудет никогда».
Наверное, это спорно - смешивать обязанности даже старшего члена семьи и официального представителя школы. Но практика сама подводит отношения к тому, что они не могут обходиться без доверительности и постоянной погруженности в дела друг друга… если б удавалось придерживаться необходимой дистанции и знать меру границ дозволенного и собственной миссии.
- К сожалению, доверительность между учителем, учеником и родителями за долгие годы плохо, очень плохо отразилась на такой основополагающей субстанции, как дисциплина, - говорит многоопытный педагог. - Какое бы из негативных явлений мы ни стали сегодня рассматривать, в его основе - отказ от требований дисциплины. Во всем. Вплоть до нарушений правопорядка. Дисциплина - тот оселок, на котором могла бы и должна держаться вся структура.
И хоть потом мы говорили о многом и подробно, мне было важно услышать, что ларчик просто открывается. И исправить все нам под силу. Главное - каждому, не уповая на кого-то, следует начинать с себя. И вспомнить сказанные великим А.С.Пушкиным в известном даже по школьной программе романе в стихах «Евгений Онегин», о дяде героя: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог».
Сегодня с большим удовлетворением называя себя учителем средней школы, Назакет ханым Шахсуварова с особым волнением говорит, что горда своей профессией и своей миссией.
А мы присоединяемся к поздравлениям коллег и ее дочери Гюнель Шахсуваровой, которая в качестве сюрприза в ночь перед юбилейной датой написала маме талантливые стихи:
Я не хвалю тебя, нисколько,
Я тихо о тебе хочу сказать.
И пусть лишь Богу будет слышно,
Мы будем вместе с Ним молчать.
Молчать о том, как ты ранима,
О том, насколько ты сильна.
О том, как ты невозмутима,
Когда с врагом грядет война.
О том, как станешь уязвима,
Вонзись в тебя предательства стрела,
И как тебе невыносимо
Смотреть во лживые глаза.
Мы помолчим о том, как много
Ты залечила людям ран.
О том, скольким заблудшим душам
Ты помогла открыть капкан,
О том, что ты нас научила ценить, любить
Я помолчу… я промолчу...

- Спасибо вам, Назакет ханым, за ваш подвижнический труд! С юбилеем вас и новых успехов.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать