• четверг, 18 Апреля, 06:46
  • Baku Баку 12°C

На алтарь искусства

10 апреля 2016 | 12:05
На алтарь искусства

ЮБИЛЕЙ
Когда-то, будучи выпускницей Бакинского хореографического училища, она впервые вышла на сцену Дворца Гейдара Алиева. С того памятного дня минуло 35 лет, и в свой двойной юбилей (возрастной и профессиональный) теперь уже народная артистка Азербайджана, солистка и балетмейстер Азербайджанского государственного ансамбля танца Тарана Мурадова вновь блистала на памятной для нее сцене, принимая многочисленные поздравления коллег и поклонников ее таланта.
Среди артистов танцевальных жанров бытует мнение: сцена - это очень больно! Тарана ханым со своей стороны, корректируя эту мысль, отмечает: «Прощание со сценой - вот это действительно больно! За годы, отданные искусству, сцена становится частью души, лучшим другом. Здесь переносишься в иное измерение, в котором все суетное отходит на второй план. Но сцена еще и уникальный целитель, помогающий забыть о болезнях, о том, что беспокоит и мучает. Когда тебе аплодирует множество рук, когда из зала на тебя смотрят восторженные глаза - такое незабываемо! В такие моменты осознаешь: сцена - твоя счастливая судьба!
Пропагандируя уникальное по своему богатству танцевальное искусство Азербайджана, Т.Мурадова достойно представляла свою страну, выступая в качестве солистки Государственного ансамбля танца на самых престижных мировых сценах. Заслуженной оценкой стремительной карьеры этой талантливой представительницы высокого искусства танца стало присвоение ей звания народной артистки Азербайджана, минуя при этом традиционно предшествующую ступень - заслуженная артистка.
«Люди творчества, поверьте, не такие, как все. Знаю-знаю, многие улыбнутся, покачают головой, но я в этом убеждена. Обратимся, к примеру, к танцевальному искусству. Как скрыть от настроенного на яркое действо зрителя свое плохое настроение, огрехи или неважное самочувствие? Чтобы добиться определенного успеха, надо, без преувеличения, принести себя в жертву на алтарь искусства», - мировая известность народной артистки Азербайджана Тараны Мурадовой не оставляет сомнений в искренности ее откровения.
Будучи по своей природе глубоко благодарным человеком, Тарана ханым, рассказывая о себе, никогда не забывает отдать дань уважения, почтения и благодарности своим педагогам и старшим коллегам: «В нашем национальном искусстве хореографии много ярких имен, овеянных славой своих новаторских деяний. Возглавляет этот почетный ряд пионер азербайджанского балета Гамэр Алмасзаде, много славных страниц в историю национального балета и танца вписали Лейла Векилова, Рафига Ахундова, Тамилла Ширалиева, Роза Джалилова, Амина Дильбази, Хумар Зульфугарова, Афаг Меликова. Все они, без сомнения, с полным правом могут быть причислены к национальному достоянию Азербайджана. Важно, чтобы традиции, заложенные нашими выдающимися танцовщиками и балетмейстерами, не были утрачены, а продолжали жить, развиваться и прославлять азербайджанское искусство».
- Тарана ханым, вас наверняка неоднократно спрашивали о первых шагах на подступах к профессии, и тем не менее…
- Иногда я думаю, что тяга к искусству у меня от мамы. Она любила театр, и ее пристрастие с детства перешло ко мне. Как и многие дети, я мечтала стать балериной. Что только не придумывала, чтобы станцевать на импровизированной домашней сцене! Старшая сестра Нигяр (разница между нами - 13 лет), видя мои старания, уговорила родителей отдать меня, четырехлетнюю девочку, на танцы. На всю жизнь я запомнила уроки Марицы Алексеевны. Она называла меня «наша маленькая балерина», и, слыша ее ласковый, уверенный голос, я все больше укреплялась в желании посвятить себя сцене.
Но мои родители воспринимали занятия танцами как одну из составляющих общего воспитания и потому после пяти лет моих занятий решили: достаточно! Я пыталась уговорить, убедить… И вновь на помощь пришла Нигяр. Она тайком повела меня в хореографическое училище. Я уже видела себя в долгожданной пачке, но не тут-то было: в ближайшем будущем, как я поняла, пачки не предвиделось. Разминка у станка, бесконечные экзерсисы, занятия по общеобразовательным и музыкальным предметам - признаюсь, было нелегко: уж очень большие нагрузки ложатся в училище на плечи детей! Что помогало? Отношение педагогов, их готовность поддержать, объяснить, помочь. Педагогический состав училища был высокопрофессиональным, обстановка - творческой, чему во многом мы были обязаны нашему руководству - Алле Азизовой, а позже - Римме Мамедовой.
- Но поступив в балетный класс, вы оказались на отделении народного танца…
- Не вдаваясь в подробности, скажу, что существуют определенные природные показатели перспективности балетного танцовщика. Против природы не пойдешь, и по совету Лейлы Векиловой я перешла на народные танцы при классической школе. Время и моя успешная карьера дали возможность убедиться в справедливости афоризма: все, что ни делается, - к лучшему.
Наш выпускной концерт состоялся на сцене Дворца Гейдара Алиева. Вместе с Александром Ахундовым мы должны были танцевать бурятский танец, для постановки которого пригласили хореографа из самой Бурятии, сшили великолепные костюмы. В тот день моя мама впервые увидела меня на большой сцене. «Ты все-таки добилась своего!», - я восприняла ее слова как наивысшую похвалу.
- Учеба в училище - фундамент профессии, создав который, предстоит решить серьезную проблему: что делать дальше?
- Вполне естественно, и меня беспокоил этот вопрос. Конечно же, хотелось начать свой профессиональный путь в достойном коллективе, но поступить в Государственный ансамбль танца из-за серьезного конкурса было проблематично. И вдруг в период государственных экзаменов Лейла ханым намекнула на реальную перспективу моей работы в этом коллективе. Прошло несколько месяцев, и я стала участницей Государственного ансамбля танца, которым руководила и, к счастью, по сей день руководит народная артистка Азербайджана Афаг Меликова.
- Такой вариант совпадал с вашими планами?
- Боюсь показаться самонадеянной, но я мечтала о работе в известных российских танцевальных коллективах, в частности в знаменитом Ансамбле народного танца Игоря Моисеева или в театре «Ромэн» Николая Сличенко. Но после окончания училища по существующему закону я должна была два года отработать в пределах республики. Позже поняла, что этой отсрочкой мне была предоставлена возможность взвесить все «за» и «против».
- И что перевесило?
- Счастье перевесило. За эти два года в моей жизни произошли судьбоносные изменения: я встретила свою первую и, к счастью, единственную любовь. Свел нас случай. Мой будущий муж - Рамиз Джалилов - жил напротив филармонии, и как-то раз его внимание привлекла стройная красивая девушка (с улыбкой). Это я о себе.
- Тарана ханым, позвольте заметить, что и сегодня о вас можно сказать то же самое!
- Благодарю вас. Какой женщине не понравится комплимент! Хочется надеяться, что слова хоть немного соответствуют истине. Надо отдать должное, Рамиз не пошел за мной следом, а решив, что я, вероятнее всего, имею отношение к филармонии, обратился с расспросами к своей сестре - знаменитой танцовщице, народной артистке Азербайджана Розе Джалиловой… Я благодарна судьбе за тот счастливый день, когда мы встретились с ним впервые. Так сложилось, что родителей я потеряла рано, и Рамиз стал для меня не только мужем, но и верным другом, чьи советы я высоко ценю.
С нашей свадьбой торопились, так как моя мама была настолько серьезно больна, что не смогла присутствовать на таком событии. В разгар свадебного торжества, в 10 часов вечера, сестра подняла меня с Рамизом, и мы поехали в пятую больницу, где лежала мама. Казалось, весь персонал врачей и все находящиеся на лечении в больнице собрались поприветствовать нас. Что я чувствовала в тот момент, передать невозможно… Мама, благословив нас, дала мне напутствие: «В нашей семье выбор делают раз и навсегда. Никогда не давай повода, чтобы осуждали твоих родителей».
В начале 1986 года я потеряла маму… Это был очень тяжелый период в моей жизни. Перед смертью она спросила: «Ты счастлива?». Получив убедительно утвердительный ответ, мама уточнила: «Я не о том. Ты счастлива, что танцуешь?». Затем потухшим голосом добавила: «Он не разрешит тебе танцевать». Я как могла успокоила ее: «Никто не сможет запретить мне танцевать. Ты еще увидишь, на каких сценах будет выступать твоя дочь!». Я говорила, еле сдерживая слезы, так как знала, что мне предстоит в скором времени навсегда расстаться с самым дорогим для меня человеком - мамой…
Вспоминая все это, думаю - какое счастье, что мне удалось сдержать некогда данное маме слово: я танцевала на самых великих сценах мира, мне аплодировали на разных континентах. В такие моменты я испытывала гордость за свою родину и за свою фамилию, которую с честью несу по жизни в память о своих родителях.
- Сочувствую вам. Это боль, которая остается с нами навсегда. Судя по вашей блистательной творческой карьере, предсказание вашей мамы не оправдалось...
- Но не без моих упорных сопротивлений. Муж терпеливо ждал, но когда появился наш первенец, он уверенно высказал свое мнение: «Ты стала мамой. Пора бросать сцену - это уже несерьезно». Мне ничего не оставалось, как пообещать уйти со сцены после рождения второго ребенка. А когда и этот этап был пройден, я набралась смелости и заявила: «Никогда не оставлю сцену!». Хочу внести ясность: мое решение - не принцип на пустом месте, а реальное осознание того, что сцена для меня - жизнь, воздух, радость, счастье! Мой муж не мог этого не почувствовать, и я безмерно благодарна ему за душевную тонкость, деликатность, за все те годы, которые мы прожили вместе, и за то время, которое нам, с Божьей помощью, еще будет отведено.
- Не в моих правилах акцентировать внимание на семейных взаимоотношениях, но вы говорите о супруге с таким откровенным восхищением, ваши глаза излучают столько счастья, что не могу не попросить вас рассказать о своей семье.
- У нас двое детей. Дочь пошла по стопам отца, избрав своей профессией юриспруденцию, а сын вернулся из армии и, надеюсь, найдет свой профессиональный путь в жизни. Никто из них не изъявил желания заниматься танцами, и я с уважением отнеслась к их выбору. Появилась, правда, призрачная надежда на внучку, но (улыбаясь) ждать придется долго, так как ей немногим более месяца, и кто знает, какой выбор сделает в свое время наша малышка.
Благословение родителей - великое дело. Нам с мужем удалось построить хорошую семью. Его истинное значение в моей жизни я не перестаю постигать. Все эти годы он, как Пигмалион, серьезно работал надо мной: пробудил во мне интерес к чтению, заставил на многое посмотреть иными глазами - он открыл мне мир. А сейчас взял новое направление, ориентируя меня на сдержанность, строгость, на пересмотр моей безграничной, как он считает, доброты. Благодаря влиянию супруга и в память о моих родителях, которые хотели видеть меня юристом, я получила еще одно образование, окончив юридический факультет МГУ. Знание законов никогда не помешает и всегда пригодится в жизни.
- Но несмотря на столь ценное, скажем, образовательное приобретение, вы не изменили танцу.
- Я однолюб, и в танце тоже. Возможно, поэтому все мои профессиональные мечты успешно реализуются. Судите сами: я мечтала стать балериной, и хотя моя профессиональная жизнь связана с иным направлением хореографии, мне все же выпало счастье станцевать в балетах «Девичья башня» Афрасияба Бадалбейли, «Любовь и смерть» Полада Бюльбюльоглу. Хотела воплотить в танце образ Кармен, исполнить аргентинское танго со всеми его изысками - и эти мечты реализовались наилучшим образом. Но зреет во мне огромное желание создать нечто новое в азербайджанском танцевальном искусстве. Речь, конечно же, не идет о коренном перевороте, но время заставляет многое переоценивать. Тому есть показательные примеры. Так, более 40 лет назад наши замечательные балетмейстеры Рафига Ахундова и Максуд Мамедов переложили на язык хореографии «Азербайджанскую сюиту» Рауфа Гаджиева, удачно соединив национальные элементы с веяниями танцевального модерна. И что же? Громкий успех у искушенной парижской публики, широчайший резонанс, блестящая пресса. Эксперимент в духе времени никогда не помешает. Уверена, прошлое и настоящее в искусстве должны идти рука об руку. Для этого у нас есть и замечательные хореографы, и столь же замечательные танцовщики.
- Если не ошибаюсь, показательно в данном аспекте ваше творческое сотрудничество с такими талантливыми балетмейстерами, как Пеллумб Агыллыяй, Афаг Меликова.
- Пеллумб Мустафаевич - хореограф широкого дарования. Он успешно работает в различных жанрах и направлениях: и модерн, и характерные танцы, и национальные. Его постановки «Аргентинского танго» (я танцевала его вместе с Лидианом Агыллыяй), «Кармен» Бизе - Щедрина, «Танца Клеопатры» - просто восхитительны. Исполняя эти хореографические миниатюры, я получала истинное наслаждение от красоты, оригинальности и даже от сложности этих постановок - новаторских по своей сути.
Со времени моего первого выхода на профессиональную сцену с бурятским танцем я все больше утверждалась в желании изучить стилистику танцев народов мира и затем исполнять их в концертных программах. Моя безграничная благодарность руководителю нашего славного коллектива Афаг ханым Меликовой за предоставленную мне возможность осуществить свою мечту, за те годы, на протяжении которых под ее руководством я постигала великое искусство танца. Выезжая на гастроли, мы в качестве творческого подарка включаем в программу национальные танцы разных народов и обязательно - страны нашего пребывания. С каким-то особым удовольствием, подъемом я танцевала их. Реакция зала в каждом отдельном случае была восторженной!
- У вас всегда потрясающие по красоте и изяществу концертные костюмы…
- Все наряды, в которых я выступаю, мои собственные. Они действительно красивы, за что я благодарна Лене Алмасзаде. Я очень доверяю ее мнению и вкусу, так как она обладает способностью «примерить» концертный костюм к музыке и танцу, для которых он предназначен. Лена - талантливый дизайнер и замечательная рукодельница.
- Тарана ханым, насколько известно, ваша деятельность не замыкается на искусстве танца, у вас немало и других нагрузок.
- В состоянии покоя я себя не представляю. Должна все время что-то делать, творить, решать. По гороскопу я Лев - знак, символизирующий власть, но и доброту. Может быть, поэтому стремлюсь к высоким результатам, не забывая протягивать руку помощи страждущим.
Мне была оказана честь стать президентом Австрийско-азербайджанского благотворительного общества, цель которого - оказание помощи больным детям и детям-инвалидам. Желая приобщить ребят, лишенных родителей, к искусству, мы вывозили их на гастроли в Вену, организовывали с их участием концерты в филармонии, приглашали в Баку известные музыкальные коллективы и оперных певцов.
А с недавнего времени я тесно сотрудничаю с центром «Sevimli bala», создатели которого столько делают для детей. С какой любовью они приобщают их к культуре, развивают способности! Просто молодцы!
- Говорят: научись танцевать, остальному жизнь научит... Чему же вас научила жизнь?
- Искусство, сцена - большая школа жизни. Я не стала бы разделять, здесь все взаимосвязано. В процессе профессионального становления вырабатывается терпение, выдержка, целеустремленность. Учишься бороться за лучший результат, стремишься быть первым, лучшим. Танцуя на сцене, не имеешь права подвести своих коллег, обязан достойно представить свою страну. Если бы зритель мог услышать биение наших сердец перед выходом на сцену! Один шаг - и ты взлетаешь! Да… Иначе и не скажешь: искусство - это полет!
Рая АББАСОВА
banner

Советуем почитать