• четверг, 25 Апреля, 02:33
  • Baku Баку 19°C

Неумение договариваться

31 марта 2016 | 10:37
Неумение договариваться

МНЕНИЕ
Мы уже писали о политических процессах в Центральной Азии («Каспiй», №53, 29 марта) в частности об аресте нескольких лидеров оппозиции в Кыргызстане и возникшем, но быстро разрешенном инциденте на кыргызско-узбекской границе.
Сегодня представляем вашему мнению взгляд на внутриполитическую ситуацию в Кыргызстане и перспективы урегулирования пограничных инцидентов на кыргызско-узбекской границе, с которым в интервью газете «Каспiй» поделились кыргызские эксперты.
Марат Мусуралиев, политический и экономический обозреватель:
- Очередные задержания оппозиционеров - событие из ряда систематических. Однако нынешние власти Кыргызстана настолько лояльные в сравнении с предыдущими режимами, что не только тех, кто планировал, но и тех, кто после митинга перелезал забор кыргызского «Белого дома» несколько лет назад тому назад - осудили на незначительные сроки. Многие из них уже не только вышли на свободу, но и погасили судимость. А отдельные - даже участвовали в последних выборах в парламент страны.
К тому же следует отметить, что критической массы недовольства в обществе, которое, имело место, скажем, в 2005-м и в 2010 годах, когда произошли революционные смены режимов, - в настоящее время в Кыргызстане не наблюдается. Да, экономическая ситуация не простая, по-прежнему порядка полумиллиона граждан страны, вынуждены искать работу за рубежом, в основном в России. Промышленность, разваленная в 1990-е годы МВФ - всемирно банковскими «реформами» - так и не была восстановлена.
Формально с вхождением в ЕАЭС, производители Кыргызстана получили доступ к многократно более емкому и платежеспособному рынку сбыта в 180 млн человек. Но фактически, почти все оставшееся производство в стране - мелкотоварное, оно, по умолчанию, в большинстве случаев будет иметь более высокую удельную себестоимость на многие виды выпускаемой продукции. Поэтому сегодня преобладает другой тренд: рынок сбыта Кыргызстана стал заполняться продукцией из стран ЕАЭС. В результате возникла еще одна сложность: с устранением таможенного контроля на кыргызско-казахской границе, снизилась степень учета завозимых товаров, что привело к недобору налогов по НДС и акцизам.
Что же касается борьбы за власть в Кыргызстане, то она, полагаю, начнется через год, когда настанет период очередной избирательной кампании в президенты страны.
Говоря о инциденте на кыргызско-узбекской границе, надо отметить, что он, к счастью, исчерпан по результатам состоявшейся встречи и переговоров между командующими пограничными войсками обеих республик и все те небольшие подразделения, которые встали не неописанном участке границы, - выведены оттуда.
Версий произошедшего может быть много - от незаконченной процедуры делимитации и демаркации госграницы и до обычного усиления на период праздников. А тот факт, что подобные инциденты не переросли в вооруженный конфликт, думаю, объясняется менталитетом наших народов. В частности, когда еще служил в Советской армии, уловил такую деталь в разнице менталитета у солдат:
- призывники из России и европейских республик - как правило, индивидуалисты, более законопослушные, а прибалты - еще и более замкнутые;
- кавказцы - часто открытые, но коллективисты, группируются по национальному или региональному признаку, импульсивные, «стенкой встают» на защиту любого из своих;
- среднеазиатские призывники - тоже коллективисты, но менее открытые, бывают лукавыми, если им что-то не понравится в спорной ситуации - не обязательно пойдут на обострение, особенно, когда будет очевидна серьезность последствий вероятного конфликта, они могут вступить в драку, но могут просто промолчать и уйти.
Позднее вышеприведенные разницы в менталитете определи постсоветские сценарии в этих регионах.
- в Прибалтике - в конце СССР и сразу после его распада, все закончилось в короткие сроки, в виде отдельных вооруженных инцидентов: у Вильнюсской телебашни и вокруг Рижского ОМОНа;
- на Кавказе - этот период характеризовался столкновениями на межнациональной почве, приведшими затем к более сложным последствиям: переселениям сотен тысяч людей и до полномасштабных боевых действий, хотя, конечно, в этих событиях в регионе имел место и внешний фактор;
- в Центральной Азии - увы, также имели место конфликты на этнической почве, как внутри отдельных республик, так и на границах между ними, но краткосрочные и локальные. Некоторые из них, правда, имеют характер циклических, что определено наличием конфликтного потенциала, который не удалось исчерпать на политическом уровне. Но, к счастью, до полномасштабных боевых действий с применением полков или дивизий, не дошло.
Поэтому и недавний инцидент на кыргызско-узбекской границе не разросся в вооруженный конфликт. Однако высока вероятность того, что до тех пор пока не будет закончена процедура делимитации и демаркации госграницы, периодически будут возникать спорные ситуации на ее неописанных участках.
Дмитрий Орлов, руководитель аналитического центра «Стратегия Восток-Запад»:
- В Кыргызстане, как и в любой другой стране мира, никто не мешает бороться за власть мирными способами, в рамках Конституции страны. Но иногда предпринимаются попытки бороться за власть неконституционными методами, к примеру - путем государственного переворота. Поэтому если недавний арест лидеров оппозиции произошел действительно из-за того, что они готовили переворот - это для власти только плюс. Любая власть должна уметь себя защищать. Если же она себя защищать не умеет, то кому она вообще нужна? Ведь в первую очередь, от неумения власти себя защитить страдает простой народ. И это общеизвестный факт.
По большому счету, следствие по этим делам только началось, поэтому никакой официальной информации по этому делу нет. Безусловно, строить догадки можно сколько угодно, но нет никаких иных фактов, кроме обнародованных результатов «прослушки». Поэтому пока нельзя сказать, насколько реальны обвинения в адрес арестованных. Срок ареста у них заканчивается 12 мая. Думаю, что к тому времени, относительно того, имел место реальный заговор, либо нет, все прояснится.
Что касается пограничного инцидента, то все приграничные проблемы на границах между Кыргызстаном и Узбекистаном происходят от неумения, либо нежелания властей в Бишкеке и Ташкенте договариваться по вопросу о спорных участках. Их сейчас, по разным данным, на границе с Узбекистаном около сотни.
Вообще кыргызско-узбекская граница - одна из самых сложных в Центральной Азии, если не во всем СНГ. Знать это и в то же время поддаваться эмоциям - последнее дело. И не надо думать, будто дипломатия свое слово уже сказала, и теперь надо действовать только оружием. Понимаете, в силу нашей некогда общей советской идентичности, любая война или конфликт любого уровня между республиками бывшего СССР следует расценивать, как гражданскую войну. И этот факт не зависит от «хотелок» Бишкека или Ташкента.
Полагаю, что правящим элитам в обеих республиках в деле решения спорных приграничных вопросов надо действовать быстро и, в то же время, продуманно, качественно. Ферганская долина, где проходят границы Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, - слишком взрывоопасное место, чтобы пускать там ситуацию на самотек. До тех пор, пока в Бишкеке и Ташкенте не поймут, что надо договариваться, спорные территории всегда будет источником военной опасности в регионе. Ведь, что такое переговорный процесс. Это прежде всего череда взаимных компромиссов и уступок. И тут уже все зависит от искусства дипломатии переговорщиков.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать