• пятница, 19 Апреля, 02:29
  • Baku Баку 18°C

Крушение надежд

17 марта 2016 | 11:22
Крушение надежд

ВЗГЛЯД
Недавно и, как всегда, неожиданно практически для всех, президент России Владимир Путин принял решение о выводе большей части российских войск, участвовавших в операции в Сирии и их возвращении на родину. Не большое количество российских военных все же останется в Сирии - на базах в Тартусе и Хмеймиме, чтобы охранять их. Но прежних военных операций уже не будет.
О причинах вывода войск и перспективах развития ситуации в Сирии в интервью газете «Каспiй» поведал вице-президент Центра стратегического моделирования Григорий Трофимчук.
- Есть мнение, что вывод российских войск именно сейчас происходит из боязни понести большие потери. Как стало известно, боевики получили на вооружение ПЗРК, которыми 12 марта был уже сбит сирийский МиГ-21.
- Сейчас появилось много разных версий по поводу причины вывода основной части российских сил из Сирии. Однако на деле, как это всегда бывает, все гораздо проще. Экономическая ситуация становится жестче, поэтому операцию пришлось свернуть, так как такое решение соответствовало, в том числе, и заявлению руководства РФ от 30 сентября, когда она начиналась. Ведь если помните, тогда, в самом начале, всем дано было понять, что операция - ненадолго.
Сбитый самолет сирийских ВВС не оказал на эту ситуацию никакого влияния. Скорее, можно говорить о некотором снижении активности российской авиации после того как был подорван над Синаем пассажирский самолет А321 и, чуть позже сбит боевой Су-24. Россию предупреждали именно тогда. Говоря о вооружении, которое имеется у боевиков, включая ПЗРК, можно нисколько не сомневаться, что все необходимое для того, чтобы сбивать боевые самолеты у них имелось и раньше. Просто не было дано команды на такие удары.
Общая цель заключалась в том, чтобы как можно глубже втянуть РФ в события на Ближнем Востоке. В целом же, есть очень простой ответ на вопрос, для чего Россия вошла в Сирию. Она просто хотела заново подружиться с Западом, так как чувствуется, что игрушка с надписью «Азия» ей стала надоедать.
- Как теперь будут развиваться события в Сирии после вывода российских войск? Не приведет ли это к нарушению перемирия и возобновлению масштабных боевых действий?
- События в Сирии будут развиваться в сторону дальнейшего развала страны, и в частности процесса «федерализации». Хотя с учетом специфики региона, этот термин выглядит здесь чересчур классическим, благообразным. Боевые действия там особо не прекращались, так как до сих пор не найден компромисс между самыми разными сторонами конфликта: турками и курдами, например, и многими другими, не говоря уже об ИГ.
Если же будет принято решение о разделе Сирии, то это придаст войне за конкретные разделительные линии и границы второе дыхание. Уже по Украине можно понять, что никакие так называемые перемирия долго не работают, пока не снята самая главная проблема: война.
- Означает ли вывод российских войск окончательный уход России с Ближнего Востока?
- Нет, не означает, так как и сама Москва заявила о том, что выводит лишь часть своих сил. Однако, даже выводя свои подразделения, Россия из сирийской тематики и сирийской войны (фактически, для себя, войны мировой) выйти, вырваться не сможет. Точно так же, как невозможно уже выйти из украинской войны, даже после всех «минских» перемирий. Сама война в Сирии будет продолжаться, и Москва неизбежно встроена в этот процесс. Так как сирийская война по-прежнему угрожает всему северу.
При этом теперь надо понимать, что если с самим Башаром Асадом случится какая-то беда, она будет полностью «повешена» на ушедшую Россию. Поэтому противники Асада, вне всяких сомнений, усилят охоту лично на него, что способно резко удешевить, «оптимизировать» и войну в целом.
- Как вы сами полагаете, удалось ли Москве посредством войны в Сирии улучшить отношения с Вашингтоном и вообще с Западом?
- Москве очень хочется надеяться, что после перемирия в Сирии российско-американские отношения улучшились, хотя бы слегка. Но на деле, к сожалению, было бы наивно на это рассчитывать. Даже в том гипотетическом случае, если бы Россия пошла на содействие в удалении Башара Асада с поста президента, Запад в решении проблем с Москвой будет идти до конца, так как, исходя из его логики, РФ ослабила себя, войдя в Сирию, и, уж тем более, из нее выйдя.
Москва считает, что за счет сирийской операции ее позиции в мире значительно усилились, однако Вашингтон, судя по всему, придерживается прямо противоположной точки зрения. Россия могла бы рассчитывать на некоторый тактический выигрыш в том случае, если бы контролировала процесс внутрисирийского урегулирования, продолжая держать свои военные подразделения в Сирии, - вплоть до окончательного решения политического вопроса. При этом Запад и США, в частности, с территории Сирии ничего не выводили, поэтому накануне переговорного процесса находятся при своих интересах.
- Означает ли нынешний неожиданный ход Путина по выводу войск из России то, что в ближайшем будущем от него можно будет ожидать аналогичного хода и по Донбассу?
- От Донбасса теперь вообще можно ждать чего угодно, так как сам процесс войны там не остановлен. Однако ситуация там отличается от ситуации в Сирии кардинально. Руководство РФ не раз заявляло, что не является стороной украинского конфликта, в то время как в Сирии официально находилась часть российской армии. При этом Москва отчетливо понимает, что даже максимальное содействие реализации минских договоренностей с ее стороны, уже не вернет прежнего формата отношений с Европой и США. Поэтому «аналогичный ход по Донбассу» может означать усугубление общественно-политических проблем внутри самой России.
Полуоперация, полупобеда, полупомощь и полууход
Вот как прокомментировал решение о выводе российских войск из Сирии российский политолог Андрей Епифанцев на своей страничке в социальной сети Facebook:
- Полуоперация, полупобеда, полупомощь и полууход. Проблема не в том, что мы почти ушли из Сирии, а в путинском стиле внешних военных операций: импульсивном, рваном, нерешительном и единоличном. Раз за разом он повторяет одну и ту же модель: по личному, спонтанному решению внезапно войти, всех разозлить, настроить против России, остановиться на полдороге, не решив дело и также внезапно и импульсивно по собственному решению все прекратить и выйти. Так было и с наступлением в Грузии, и с Новороссией, так произошло и в Сирии.
Это самый непродуктивный вариант, так как он не позволяет нам остаться в стороне, и не решает проблем, но создает массу конфликтов по нашему периметру и ведет к накапливанию критической массы негатива по отношению к нашей стране.
С такой моделью невозможно быть реальным центром интеграции и ожидать, что союзники последуют за тобой. Поставьте себя на их место в нынешнем случае. Что было бы, если бы они присоединились к нашей операции в Сирии? После внезапного, единоличного, одномоментного и импульсивного принятия Путиным решения на уход им нужно было бы либо оставаться там одним - без нас, что смерти подобно, либо уходить с нами, что подчеркивало бы их несамостоятельный характер и принижало бы их. Так не строят интеграционные объединения и те же самые американцы так не поступают.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать