• пятница, 29 Марта, 06:36
  • Baku Баку 5°C

Продление санкций

11 марта 2016 | 12:53
Продление санкций

СИТУАЦИЯ
Президент США Барак Обама продлил санкции в отношении официального Тегерана еще на год. К этому решению его подвиг тестовый пуск двух баллистических ракет с общим условным названием Qadr в рамках завершающего этапа испытаний оружия собственного производства.
По данным Корпуса стражей исламской революции (КСИР), снаряды достигли целей на расстоянии до 2 тыс. км, то есть на дальность, позволяющую достигать Иерусалима. При этом на ракетах демонстративно красовались надписи на иврите: «Израиль должен быть стерт с лица земли».
Есть формальный повод
Белый дом не раз давал понять, что, несмотря на заключенную в июле 2015 года сделку о снятии с Ирана санкций по поводу ядерной программы, политика Тегерана вызывает у него обеспокоенность. Теперь у Обамы появился формальный повод «наказать» теократический режим. А ведь буквально 17 января был объявлен Днем имплементации, чему причиной стало заключение МАГАТЭ, подтвердившее факт выполнения всех требований для соблюдения условий ядерной сделки.
Сразу оговоримся, что упомянутый запуск не нарушает условий договоренностей с Западом, однако он противоречит резолюции ООН, которая прямо запрещает южным соседям развивать ракетные технологии, используемые для доставки ядерного заряда.
Между тем, командующий ВВС и ВКС Ирана бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде заявил, что его страна ни при каких обстоятельствах не остановит свою ракетную программу, поскольку она нацелена на «защиту от любых агрессоров, и Иран не превратится в Йемен, Ирак или Сирию».
Вмешается ли Совбез?
Эксперты считают, что вряд ли США ограничатся только своими санкциями, да и Госдеп уже заявил, что вынесет вопрос на обсуждение Совбеза ООН. Перспективы, правда, туманные, так как и Франция, и Россия занимают более сдержанную позицию, а в головной структуре мира и вовсе полагают, что приоритет нужно отдавать выполнению Ираном своих обязательств в рамках сделки.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буньятова Видади Мустафаев, в свое время действия КСИР по развитию ядерной программы свели на нет реформаторские усилия прежнего президента Мохаммада Хатами:
- Внешняя политика Ирана определяется верховным лидером страны аятоллой Хаменеи и окружающими его политиками, придерживающимися жесткой линии. Такие вопросы как ядерная программа, ракетная программа, интервенция в Сирии и новый альянс с Россией контролируются и координируются Корпусом стражей исламской революции - самой мощной военной машиной Ирана. Да и нет сегодня никаких признаков того, что в их политике намечаются какие бы то ни было изменения.
Хотя, как известно, недавно прошли выборы в парламент Ирана, где реформаторам и сторонникам умеренного курса удалось потеснить консерваторов, завоевав более трети мест. В апреле состоится второй тур и будут разыграны еще 56 мест, и тогда выяснится у какой из коалиций будет перевес. Реформаторы и сторонники умеренного курса выступают за нормализацию отношений с Западом, считая, что Россия и Иран не могут быть естественными союзниками, учитывая их геополитические интересы и столетия перманентных конфликтов. Однако новоизбранные депутаты-консерваторы выступают против улучшения отношений с Западом и рассматривая Россию как противовес.
Роухани, целью которого является обеспечение экономического роста страны, имея возможность быть переизбранным в 2017 году, добивается проведения широкомасштабных реформ. Кроме того, Ирану срочно необходимы огромные иностранные инвестиции для восстановления стареющей инфраструктуры в промышленности, энергетике и строительстве, потому президенту необходимо заручиться поддержкой парламента, а это возможно лишь в случае победы умеренных политиков.
Если помните, возможности правительств двух его предшественников - Мохаммада Хатами и Махмуда Ахмадинеджада были сильно ограничены из-за постоянных конфликтов с оппозиционно настроенным парламентом. Но в конечном итоге все решит высший орган власти Ирана, в который также параллельно идут выборы - Совет экспертов, где, как и в парламенте, между доминирующими консерваторами и умеренными политиками существуют серьезные разногласия.
Кстати, за последние десять лет иранские политики стали гораздо менее единодушными, чем раньше. Традиционного деления на консерваторов и реформистов уже нет: консерваторы раскололись на сторонников жесткой линии и прагматиков, к которым также склонны многие реформисты. Это затрудняет любые прогнозы о том, какие депутаты будут избраны, и как именно будут голосовать депутаты после выборов. Следует понимать, что влияние президента Хасана Роухани на КСИР, стоящих за испытаниями и контролируемым самим верховным лидером Ирана - рахбаром Али Хаменеи, весьма ограничено.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать