• среда, 17 Апреля, 01:50
  • Baku Баку 14°C

TANAP осилит

06 марта 2016 | 12:05
TANAP осилит

ПОЛИТИКА
Для региональных СМИ самая на сегодня актуальная тема - переговоры главы правительства Турции Ахмета Давутоглу с руководством Ирана, в частности, с президентом страны Хасаном Роухани.
В ходе встречи глав правительств двух крупнейших игроков на Ближнем Востоке ни одну тему нельзя назвать проходной. Это и ситуация в Сирии с предстоящими 9 марта мирными переговорами, и обширный экономический блок, и возможность политических перемен в стане южных соседей с перспективой реального сотрудничества.
Шанс на стратегическое добрососедство
По вопросу Сирии у Анкары и Тегерана взгляды коренным образом разнятся. Если Иран в альянсе с Россией поддерживает правящий режим, то официальная Анкара поддерживает противников президента Башара Асада и считает, что ему не должно быть места в будущем Сирии. Посмотрим, чья возьмет, особенно на фоне продления американцами санкций в отношении ослабевшего Кремля. Однако, несмотря на столь серьезные разногласия по региональным вопросам, руководство этих стран дает отчет в том, что эти народы сосуществуют веками и что им предстоит еще «съесть не один пуд соли».
Потому не случайно в формате последних переговоров проскакивали заявления о переводе двусторонних отношений в русло стратегического партнерства. С учетом того, что они неплохие торговые партнеры, а взаимный товарооборот между ними, правда, за счет поставок газа на запад, в прошлом году превысил $10 млрд, такой шанс имеется.
Для справки отметим, что турецкий импорт за отчетный период был на уровне $6,96 млрд, его иранский аналог - $3,66 млрд с тенденцией к росту, чему способствует и событие 17 января, так называемый день имплементации (снятия международных санкций), что максимально позволит увеличить объем грузоперевозок, облегчить работы по обновлению таможенных пунктов и модернизации таможенной системы южан, а также строительству автомобильных дорог.
Увеличение экономических связей Турции с Ираном может серьезно поменять конъюнктуру на ближневосточном рынке и способствовать налаживанию прочного политического диалога между руководством двух стран. Посмотрим, сможет ли локомотив экономики сдвинуть с места неподъемный груз геополитических разногласий, образно говоря, турок и персов? Ведь буквально в ноябре мы были свидетелями того, как покатились в тартарары идиллические отношения Москвы и Анкары, надорванные из-за ближневосточной конкуренции и амбиций.
Фактор «голубого топлива»
Турция - один из ведущих импортеров иранского природного газа, закупая ежегодно 9-10 млрд кубометров (доля в портфеле приобретений 18%) при намерении нарастить объемы поставок. Так что не случаен приоритет энергетического пакета в ходе переговоров глав правительств. Нам же интересен тот момент их беседы, который касается убедительности доводов Давутоглу по поводу желательности транспортировки иранского газа через Трансанатолийский трубопровод (TANAP), предусматривающий товарные поставки с азербайджанского месторождения «Шахдениз» до западной границы Турции с выходом на европейские рынки.
Тут есть логика хотя бы в том, что «голубое топливо» с национального сектора Каспия потечет в западном направлении начиная с 2018 года, а иранский аналог - не ранее 2020 года, да и то с оговорками, поскольку им надо еще согласовывать маршрут (не прокладывать же линию по «горящей» территории Сирии и Ирака), создавать инфраструктуру, совершенствовать кадровый состав, мало ли чего еще…
И потом, ранее Тегеран уже заявлял об интересе к TANAP, так что сейчас, после снятия санкций, у него возникла реальная возможность для реального присоединения к Южному газовому коридору. Тем более что Консультативный совет на заседании в Баку одобрил соглашение по строительству Трансадриатического газопровода (ТАP). Кстати, оба проекта могут реально усилить безопасность и диверсификацию энергетического снабжения богатого Евросоюза, не нарушая правил конкуренции на внутреннем рынке.
О том, насколько привлекательным может стать энергетическое сотрудничество между Анкарой, Баку и Тегераном, газете «Каспiй» рассказал руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Caspian Barrel Ильхам Шабан:
- Сотрудничество между Ираном и Азербайджаном в нефтегазовой сфере продолжается уже не одно десятилетие, - с тех пор как Иран подключился к участию в проекте «Шахдениз» и стал владельцем 10% долевого участия.
По просьбе иранской стороны азербайджанские нефтяники фактически с 1996 вели разведочные работы в иранском секторе Каспия на мелководье. В 1996-1997 годах было пробурено всего три скважины, однако результаты оказались неутешительными, так как у иранских берегов как таковых месторождений не оказалось.
Кроме того, Азербайджан поставляет Ирану нефтепродукты по причине низкого уровня нефтепереработки в ИРИ. В энергетической сфере интересы Ирана сведены к расширенному участию в добыче и транспортировке энергоресурсов с тем, чтобы еще больше усилить свои позиции на Каспии.
Иран, который обладает вторыми по объемам запасами газа в мире, заявил о себе на международном рынке только в 2007 году и появление мощного игрока на мировом рынке не может не повлиять на энергетическую карту континента. Иран составляет конкуренцию России как традиционному европейскому поставщику газа.
Иран вполне мог бы присоединиться к проекту TANAP - он производит около 700 млн кубометров газа в сутки и планируется, что в течение трех лет ежегодный рост добычи газа в стране достигнет 100 млн кубометров в сутки. Так что Тегеран может воспользоваться альтернативными способами экспорта газа в соседние страны. Поэтому переговоры Давутоглу с Роухани по вопросу поставок газа на мировые рынки сейчас более чем актуальны.
И в этом плане предложение азербайджанской стороны об использовании инфраструктуры Южного газового коридора для поставок газа на мировые рынки выгодны Ирану.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать