• вторник, 16 Апреля, 21:55
  • Baku Баку 18°C

Из Каспия в Персидский залив

04 марта 2016 | 13:06
Из Каспия в Персидский залив

РАЗМЫШЛЕНИЕ
История ясно прочерчивает стремление великой сухопутной державы - России к морскому могуществу, об этом мечтал Петр I, этого не менее пылко желали и все последующие цари могущественной империи. Как только Россия обосновалась на берегах Черного моря, идея завладеть Босфором – заливом, соединяющим Черное и Средиземное моря, стала идеей фикс русских царей.
В промежутке ХVIII-XX вв. между Россией с одной стороны и Османской империей, которой всячески помогали Англия и Франция, с другой стороны, произошло в общей сложности 13 войн. Россия объявила себя защитницей христианских народов, стонущих под игом османского халифа, помогала балканским народам в их освободительных войнах с Османской империей, даже в 1978 году горела желанием захватить Стамбул, но, увы, вмешалась Англия и все кончилось независимостью Болгарии, дальше русских не пустили.
Мечты о Царьграде пришлось отложить в долгий ящик, а начиная с ХХ века заменившая слабую империю Турецкая Республика становилась все сильнее и сильнее, что исключило военный вариант решения проблемы. Сегодня правила судоходства по Босфору регулируются международно-правовыми документами и проходу российских кораблей через узкий коридор, соединяющий два моря, никто не мешает.
Но возникли другие проблемы, из-за ограниченной пропускной способности залива корабли многих стран от нескольких часов и до нескольких дней в ненастную погоду, ждут своей очереди на переход. К тому же Средиземное море - это всего лишь юг Европы, а русские адмиралы буквально грезили Индийским океаном. Видать подвиги Садко не давали покоя последующим поколениям северных мореходов.
Уже ко второй половине ХIХ века в российских верхах стали всерьез рассматривать другой путь к Индийскому океану, а именно через среднюю Азию, далее Афганистан с выходом к границам Индии и через Персию с выходом в Персидский залив. Но и Англия - владычица морей тоже не дремала: в Афганистан Россию не пустили, Персию основательно защитили от российской агрессии. Казалось бы, Каспий стал самым южным морем для России и перспектив выхода к Индийскому океану не видно было никаких. Почти 1000 км суши между Каспием и Персидским заливом могли бы остудить пыл у многих, но только не у непреклонных русских. В век великих каналов Панамского и Суэцкого российские инженеры сели проектировать канал Каспий - Персидский залив, вот об этом-то и речь.
Представляем читателям уникальную карту самого длинного в мире судоходного канала, спроектированного российскими инженерами в 1889-1892-ом, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными (http://vpk-news.ru/articles/29010).
Канал длиной в 735 км и 250 метров планировали прорыть за 15-20 лет, что по тем временам было приемлемым сроком столь грандиозного строительства. Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.
Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи. Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий - Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на этот проект.
Надо сказать, что несмотря на всяческое противодействие западных стран во главе с Англией, уже в 1904 году совместная Российско-Иранская комиссия по сооружению канала, начала свою работу. Но на сей раз препятствием явились требования сторон, Россия настаивала на экстратерриториальности канала, каковыми были Панамский, принадлежащий американцам, и Суэцкий, принадлежащий англичанам, а Иран настаивал на паритетном управлении, что никак не устраивало Россию как 100% финансиста всех работ.
В 1908 году под давлением Стамбула и Лондона переговоры столь удачно начатого проекта были приостановлены.
Вскоре начались военные столкновения на Балканах, затем вспыхнула первая Мировая война и сгинула Российская империя. Вплоть до 1938 года, до смерти Мустафы Кемаля Ататюрка между Турцией и большевицкой Россией никаких проблем не было, а потому и про канал забыли. Но после смерти Ататюрка согласию пришел конец, а бредовые планы Сталина напасть на Турцию сразу после Великой Отечественной войны были остановлены реальной атомной угрозой со стороны США.
Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий - Персидский залив. Проект был доработан к осени 1942-го - после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах Сталина с Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.
Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945-1953 гг., с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий - Персидский залив. Но с другой - попытки СССР в тот же период «присоединить» иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Здесь трудно промолчать о судьбе тысяч азербайджанцев, поверивших демагогии коммунистов, построивших демократическое государство, а потом на фоне геополитических игр крупных держав отданных на растерзание кровожадному шахскому режиму. Это одна из многих трагических страниц книги судеб нашего народа…
Потому о проекте канала забыли на долгие годы. Тем более что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.
Вновь - за стол переговоров
Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала.
Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий - Персидский залив. Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.
Тем не менее в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с ее соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963-го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских - через территорию Ирана».
А в июне 1965-го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н.Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…
Проект, открывающий прямую дорогу к напичканному нефтью Персидскому заливу кораблям ВМФ СССР, в случае реализации грозил большими неприятностями как США, так и НАТО на Ближнем Востоке. По сути дела в корне менялась геополитическая ситуация в пользу Советского Союза, так как в отличие от США как Европа, так и еще один мощный союзник американцев - Япония львиную долю нефти закупали у стран экспортеров Персидского залива.
В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974-1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».
Примечательно, что с осени 1975-го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации.
Все это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров шахиншаха в Москве в октябре 1972-го и А.Н.Косыгина в Тегеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров.
Возможно, соглашения относительно канала не нашедшие своего отражения в итоговом коммюнике и все дальнейшие переговоры по проекту никак не вписывались в планы США, контролировавших в то время чуть ли не 40% энергетической сферы Ирана и потому американцы не сделали ничего для предотвращения революции в Иране, приведшей к падению шахского режима.
О проекте века вновь забыли почти на 30 лет.
Все-таки будут строить
Еще в 1996-1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути.
В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению Трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.
Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана и в отличие от шахского периода в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий - Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.
Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий - Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.
Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012-2013 годах минимум в 10 млрд, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад - юго-запад) - в 5,5-6 млрд долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы - соответственно 1,2-1,4 и 1,4-1,7 млрд долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.
Между Востоком и Западом
На что может рассчитывать Азербайджан если проект лелеемый столетиями наконец-то заработает. Во-первых резко возрастет роль порта Алят как перевалочного пункта на пути южная Европа-Турция- Грузия-Азербайджан по железной дороге и далее по маршруту Каспий-Трансиранский канал-Персидский залив – Индийский океан. Во-вторых, во много раз возрастут объемы работ судостроительной и судоремонтных компаний нашей страны, так как Россия подобной мощной строительно-ремонтной базой на Каспии не обладает.
Теперь относительно планов Ирана о расширении посевных площадей вдоль канала за счет опресненной воды. Та часть Ирана, по которой пройдет канал, - это знойная пустыня, влияющая на повышение температуры в регионе, разумеется, и в Азербайджане, параллельно продолжающемуся глобальному потеплению. Именно этой пустыне обязаны мы невыносимой жарой летних месяцев, когда господствующие ветры меняются с северных зимой на южные летом. Расширение сельскохозяйственных угодий в этом районе Ирана, смягчить климат пустыни, что, безусловно, отразится на климате в нашей стране.
Во все времена наша страна страдала из-за незаменимого геополитического расположения между Европой и Востоком. Именно по этой причине чужеземные завоеватели проявляли повышенный интерес к нашей стране, как к пересечению дорог ведущих как с севера на юг, так и с запада на восток. Сегодня Азербайджан имеет уникальную возможность впервые в своей истории воспользоваться этой благоприятной возможностью, которая в отличие от нефти и газа никогда не кончится, и в довершение ко всему будет увеличиваться из года в год, принося постоянную прибыль в бюджет нашего государства.
Рауф МАМЕДОВ
При подготовке материала использована информация российских электронных СМИ
banner

Советуем почитать