• четверг, 28 Марта, 23:24
  • Baku Баку 13°C

В консолидации сила

01 марта 2016 | 14:09
В консолидации сила

МНЕНИЕ
«Главная причина частоты и масштабов банковских кризисов последнего времени состоит не в страховании депозитов, а в плохом регулировании и некомпетентности органов надзора. Банковский надзор должен основываться на глубоком анализе внутренних и внешних факторов уязвимости банковской системы. Сюда входят макроэкономические и институциональные факторы, а также стабильность финансовых рынков, на которых банки осуществляют свою деятельность. По сути, она связана с позицией политических властей, предпочитающих спасение неплатежеспособных банков».
Такую точку зрения выразил в беседе с редакцией газеты «Каспiй» профессор, доктор наук трех стран (Россия, Турция, Азербайджан) Захид Фаррухович Мамедов.
На взгляд профессора, в переходные периоды, а тем более в условиях финансово-экономического кризиса значение финансового контроля многократно возрастает, что связано в первую очередь с принципиальными особенностями функционирования экономической системы в кризисный период.
Напомним читателям, что наш гость, профессор Захид Мамедов стоял у истоков формирования централизованной системы финансового контроля в России. Если вспомнить прежние беседы с экспертом, необходимость такой системы нашла отражение в его научном труде «Анатомия финансового кризиса», который был издан за его подписью Петербургским финансово-экономическим университетом за несколько лет до создания финансового мегарегулятора в рамках Центрального банка России. Захид Фаррухович поддерживает необходимость аналогичного подхода к регулированию кредитно-финансового рынка в Азербайджане. Он также обращает внимание на то, что переход к централизованному управлению является логичным выходом из финансового кризиса в мировой практике.
Оптимальное решение
В беседе с профессором мы затронули наиболее актуальный сегодня вопрос, касающийся создания в Азербайджане юридического лица публичного права - Палаты по надзору над финансовыми рынками, кстати, заменившей собой три государственных института - Госкомитет по ценным бумагам, Государственную службу страхового надзора Министерства финансов, а также Службу финансового мониторинга при Центральном банке АР. Скажем сразу, что идея перехода к единому органу надзора и управления финансовыми рынками не нова, впрочем, как и совпадение перехода к нему с нелегкими испытаниями для экономики. Надо понимать, что на фоне падения нефтяных индексов и просадки национальных валют нефтедобывающих стран такая необходимость явилась наиболее действенным и оптимальным средством.
Со слов нашего собеседника, разработка нового надзорного института, объединяющего в себе функции трех ведомств, важна с точки зрения оперативности и прозрачности рынка ценных бумаг, инвестиционного фонда, а также сфер банковской и страховой деятельности. Профессор уверен, что этот механизм позволит нам создать более совершенную систему общественного надзора. По мнению З.Мамедова, на данный момент единый надзорный орган находится в процессе разработки, что вверено созданной для этой цели рабочей группе под предводительством Руфата Асланлы - председателя Государственного комитета по ценным бумагам.
Напомним, в рамках обязанностей рабочей группы на данный момент приводятся в соответствие нормативно-правовая и законодательная база, словом, решается весь комплекс вопросов, вытекающих из указа главы государства применительно к созданию надзорной палаты.
Профессор считает, что финансовый надзор должен основываться на глубоком анализе внутренних и внешних факторов. «Сюда входят макроэкономические и институциональные факторы, а также стабильность финансовых рынков, - сказал нам собеседник, особо отмечая мировую потребность в таком механизме, восходящую к экономическим потрясениям. Достаточно вспомнить, что настоятельная потребность в контроле и регулировании банковской сферы сформировалась в мире после великой депрессии 20-30-х годов прошлого века. После Второй мировой войны интернационализация банковского бизнеса и ускорение международного движения капитала обусловили формирование международных правил и норм банковского надзора. При этом реализация надзорных полномочий в банковской сфере осуществляется в каждой стране в установленных законодательством институциональных формах. Несмотря на страновые различия этих систем, все они ориентированы на достижение основных целей».
Здоровье банков в интересах вкладчиков
Говоря о целях контроля и регулирования, З.Мамедов особо отмечает недопущение банкротства банков. Проводимые сегодня реформы в области банковского регулирования должны быть направлены на эффективное управление активами и пассивами с учетом повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков, считает он.
Другой, не менее важной целью надзора и регулирования, по убеждению нашего собеседника, является эффективность финансовой системы и защита интересов вкладчиков. В нынешних условиях контроль над деятельностью банков, не имеющих возможности выполнить свои обязательства перед вкладчиками, должен быть усилен.
В чем приоритет нововведения?
К вопросу о том, почему именно Палата контроля над финансовыми рынками приоритетна в условиях нашей страны. По мнению профессора, этот вопрос упирается в различные институциональные, культурные и административные условия, а также уровень развития экономики и емкость рынков капитала. «В некоторых странах существует единый орган надзора и регулирования ЦБ, в других эти функции осуществляют специальные органы надзора, которые тесно сотрудничают между собой, поскольку функции разработки денежно-кредитной политики и банковского надзора переплетаются», - уверен З.Мамедов.
С его слов, дискуссии о механизмах контроля над финансовыми рынками не утихают во всем мире, но сама идея оправдана временем и опытом. «К примеру, ранее существовавшая система регулирования и надзора за финансовыми рынками в Великобритании носила сегментированный характер и нередко приводила к рассогласованности действий органов власти, поскольку каждый из них стремился к монополизации регулятивных функций, а также к запаздыванию в принятии решений как в сфере регулирования, так и в сфере осуществления надзора. В результате кризиса 1987 года от такого подхода пришлось отказаться в пользу единой системы контроля на финансовом рынке. Что касается мировой практики, действительно существует общая тенденция создания мегарегуляторов», - считает З.Мамедов.
Обращаясь к истории регулирования на финансовых рынках, эксперт также привел примеры кризисных реформ в Южной Корее и Турции, где добиться улучшения качества регулирования удалось централизацией управления. Таким образом, идея создания мегарегулятора в лице Центробанка России имела множество прецедентов, и Азербайджан сегодня, по мнению профессора, находится перед необходимостью похожего шага. По мнению нашего собеседника, наша страна пришла к необходимости такого решения своевременно, а формат организации предполагает участие представителей общественности, специалистов и непосредственных участников рынков, что можно рассматривать в плоскости современного международного подхода.
«Как отметил Президент Азербайджана Ильхам Алиев на последнем заседании правительства по развитию регионов, наши действия должны быть направлены на организацию адекватного общественного финансового контроля, - напомнил З.Мамедов. - В этом плане контроль и управление финансовыми и кредитно-финансовыми институтами должен сосредоточиться в едином государственном ведомстве, а без системы финансового мегарегулятора решить эту проблему невозможно. Что мы наблюдали до этого? Регулированием финансовых рынков занимаются различные государственные ведомства: скажем, Министерство финансов осуществляло надзор над страховыми компаниями, кредитный рынок находился под эгидой Центробанка, а рынок ценных бумаг был подотчетен одноименному Государственному комитету, не говоря уже о ломбардах и многом прочем. Как результат, в сфере финансов складывалась ситуация, когда правая рука не знает, что делает левая. В наших условиях создание Палаты надзора над финансовыми рынками однозначно повысит эффективность регулирования».
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать