• среда, 24 Апреля, 03:51
  • Baku Баку 14°C

Тактическая передышка

28 февраля 2016 | 13:14
Тактическая передышка

ВЗГЛЯД
С сегодняшнего дня в Сирии вступает в силу соглашение о прекращении огня, достигнутое на переговорах между Лавровым и Керри. Как правительство Башира Асада, так и умеренная оппозиция выразили свое согласие прекратить огонь друг против друга. Вне перемирия остаются экстремистские группировки - ИГ и «Джабхат ан-Нусра». То есть война против них будет продолжена до победного конца.
Однако перемирие, еще не вступив в силу, уже вызвало сомнения в своей продолжительности, так как многие политики и наблюдатели полагают, что уже очень скоро оно будет нарушено одной из сторон.
О ситуации в Сирии и перспективах перемирия в интервью газете «Каспiй» рассказал главный эксперт Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексей Синицын.
- США и Россия договорились о прекращении огня в Сирии. Как двум геополитическим соперникам, занимающим противоположные позиции по нынешнему положению и будущему Сирии, все же удалось договориться? Кто из них пошел на уступки?
- Я предлагаю мысленно перенестись в лето прошлого года. Режим Асада выглядел тогда обреченным, что было недалеко от истины. Когда началась операция российских ВКС в сирийском небе, мировые СМИ взахлеб заговорили об «афганской трясине», о грузах-200, которые обязательно пойдут в Россию. Прошло пять месяцев, и что мы имеем?
В результате наступления правительственных сил при поддержке российских ВКС стремительно образуются и уже захлопываются «котлы» в Латакии, на востоке от Алеппо, в юго-восточных районах Дарайя. Над Сирией практически установлена «бесполетная зона», но не НАТО, а средствами российского военного контингента.
Угрозы «наземной операции» силами проамериканской коалиции тоже выглядят сомнительными. Ведь и Москва может провести подобную «операцию против ИГ». Но пикантность ситуации заключается не только в огневой мощи, но и в мобильности армий. К примеру, на развертывание в Восточной Европе группировки из 30 тыс. солдат НАТО потребуется как минимум месяц. В России же в ходе внезапных проверок за сутки удавалось перебрасывать до 100 тыс. военных с техникой и вооружениями. Даже командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес посетовал: «Отсутствие у нас разведданных и систем оповещения, а также способность русских быстро передислоцировать большое количество сил - не очень хорошее сочетание».
При таком развитии событий Запад может потерять любую «умеренную», но вооруженную оппозицию - она будет или сломлена, или согласится на локальные перемирия. Благо таких примеров уже добрый десяток.
Но и правительственным войскам нужна передышка, прежде всего для перегруппировки сил, чтобы надежно защитить стратегические коммуникации. Как показало неожиданное наступление боевиков в окрестностях городка Ханассер у трассы Хама-Алеппо, они весьма уязвимы. К тому же начинается «хамсин» - время песчаных бурь, когда действия российской авиации будут чрезвычайно затруднены. Поэтому прекращение огня в качестве тактической передышки необходимо всем. Но иметь она будет геополитическое значение, потому что после прекращения огня у Запада и Москвы появятся новые сценарии сирийского урегулирования.
- Соглашение еще не вступило в силу, а уже многие эксперты предрекают ее скорое нарушение. Ваше мнение на этот счет - как долго продержится режим прекращения огня?
- Я уверен, что все стороны конфликта будут обвинять друг друга в срыве соглашения о прекращении огня. Но формально оно может быть пролонгировано на всю временную перспективу процесса урегулирования. Еще до официального прекращения огня многие мелкие оппозиционные группы согласились на него в провинциях Дамаск, Хама, Хомс, Дераа, Идлиб и др. Это весьма позитивный фактор, но проблема не в этих группах, а в крупных военных формированиях откровенных радикалов.
С ИГ более или менее все ясно - «халифат» не имеет постоянных союзников и старается воздерживаться от ситуативных альянсов с другими террористами. Но как быть с «Джабхат ан-Нусра»? Ее признал террористической Совбез ООН, но в Латакии в ее оперативном подчинении находились т.н. «Прибрежные дивизии Сирийской свободной армии», которая, в свою очередь, является любимым детищем Запада. Кто может гарантировать, что завтра боевики «ан-Нусры» не объявят себя бойцами ССА и не перейдут под ее крышу?
С ИГ, как и с «ан-Нусрой», воевать можно и после объявления перемирия. Однако как российские и американские военные согласованно определят зоны ответственности боевиков? В Алеппо люди Джулани, лидера «нусритов», воюют в союзе с террористами из «Ахрар аш-Шам», буквально, на соседних улицах. «Ахраровцы» - тоже птенцы из гнезда аль-Каиды, но пока еще ходят в легитимных оппозиционерах. Атака на них будет считаться нарушением соглашения, в котором обвинят Асада и Москву? Очевидно, да.
Я думаю, что информационные перепалки достигнут апогея, но вряд ли Москва и Вашингтон рискнут публично отказываться от заключенного соглашения. Такой шаг перечеркнул бы все достижения дипломатии Керри-Лавров.
- Главы Пентагона и ЦРУ уверены, что режим прекращения огня в Сирии будет нарушен по вине Москвы. Поэтому они требуют принять «План «Б» на этот случай, предусматривающий введение новых санкций против России, усиление поддержки умеренной оппозиции и т.д. Согласится ли Белый дом с этим требованием?
- Я не вижу, каким содержанием может быть наполнен подобный «план». Возможность применения жестких санкций максимально сужена, ведь РФ может и решиться на ограничения поставок в США двигателей РД-181 компании «НПО Энергомаш». Тогда американцы не смогут выводить в космос «государственные полезные нагрузки». Под этим надуманным эвфемизмом понимают… военные спутники.
Противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) TOW США уже поставляли тем же разгромленным «Прибрежным дивизиям» и другим подразделениям ССА. Ничего нового в этом нет. Кстати, в борьбе с российскими танками Т-90, которые получила сирийская армия, TOW оказались бессильны. Может быть, это вина неопытных операторов ПТРК, но ведь других специалистов у оппозиционеров нет. Передать даже самым умеренным мятежникам переносные зенитные комплексы тоже, как говорится, чревато. Их целью могут стать гражданские самолеты. И вовсе не факт, что они обязательно будут российскими.
Остается предположить, что Запад как-то задействует в Сирии т.н. «мусульманскую коалицию» во главе с Эр-Риядом. Но как контраргумент сторонникам такой идеи я хотел бы предложить несколько пространную цитату из хлесткой статьи известного арабского журналиста Абд аль-Бари Атвана: «Эрдогана также преду­предили, что если он все же решится воевать, НАТО его не поддержит. Одновременно связались с его величеством Салманом бин Абдул-Азизом и популярно объяснили ему, что США не полезут в сирийский кошмар и Сирия не станет началом Третьей мировой войны. Сирия не дороже Украины - европейской страны, населенной голубоглазыми людьми с совершенно белой кожей». Жестко сказано, но откровенно.
- Как в таких условиях поведет себя Турция, твердо намеренная воевать не только с «Исламским государством», но и с сирийскими курдами, которых американцы отказываются признавать террористами?
- Курды гордятся тем, что начиная с операции «Война в Заливе» они всегда были вместе с американцами. Могу добавить: и с израильтянами. США, Израиль, страны НАТО никогда не признают курдскую Партию демократического союза террористической организацией. Ведь с начала 2014 года она находилась в состоянии конфронтации с режимом Башара Асада. Сейчас ее отряды народной самообороны - только ситуативные союзники правительственных войск. США вовсе не потеряли надежды сделать их своеобразной козырной картой в борьбе с Асадом на более позднем временном этапе, когда с ИГ будет покончено.
Курдские отряды хорошо вооружены, экипированы и подготовлены к партизанской или, точнее сказать, неконвенциональной войне американскими инструкторами. На днях появились данные, что США передали курдам даже ПТРК Javelin, в поставках которых они отказали украинцам. К тому же если военная операция Турции против сирийских курдов все-таки начнется, то пойдет стремительный процесс консолидации всех курдских сил как в Ираке, так в Сирии и в самой Турции. А это значит, что турки могут сами приблизить момент создания враждебного им курдского государства, которому будут симпатизировать США, Европа, Израиль. Я думаю, что Анкара учитывает все риски и не будет делать необдуманных шагов.
- Следует ли ожидать в ближайшие месяцы ослабления военного накала или еще большего обострения обстановки в Сирии?
- В последующие месяцы следует ожидать долгих, тоскливых переговоров оппозиции и сирийского режима в женевском формате с бесконечными срывами и взаимными претензиями. На сирийском театре военных действий мы, напротив, будем наблюдать консолидацию антитеррористических сил. Я думаю, что переломным моментом во всей сирийской кампании может стать заключение военного союза между правительством, курдами и т.н. «Южным фронтом». Последний - это коалиция отрядов ССА, которая осуждает экстремизм и принимает в свои ряды только представителей умеренных взглядов. Коалиция достигла весомых успехов в южной провинции Дераа - в первую очередь за счет своего военного потенциала. Ее поддерживают США, Европа, а также Саудовская Аравия и Иордания. Кроме того, «Южный фронт» активно сотрудничает с органами местной администрации в регионе.
Если такой союз возникнет, то судьба террористических организаций типа ИГ и «Джабхат ан-Нусра» будет предрешена. Однако активные боевые действия на сирийской территории будут продолжаться немногим больше того времени, что потребуется России и США окончательно определить будущее Сирии. Очевидно, это произойдет еще до президентских выборов в США, так как Барак Обама явно решил войти в историю с имиджем мирового лидера, который по делу заслужил Нобелевскую премию мира.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать