• четверг, 18 Апреля, 05:11
  • Baku Баку 15°C

Пилот, видевший ад

26 февраля 2016 | 10:36
Пилот, видевший ад

УСТАМИ ОЧЕВИДЦА
В ночь с 25-го на 26-е февраля 1992 года армянские вооруженные формирования при поддержке тяжелой техники и личного состава 366-го мотострелкового полка бывшего СССР, дислоцированного в городе Ханкенди, осуществили захват азербайджанского города Ходжалы.
Оставшееся в живых после штурма население города, около 2500 человек, вынуждено было покинуть свои родные дома с единственной надеждой пробиться в направлении города Агдам. Однако не всем удалось спастись. Армянские бандформирования с особой жестокостью учинили расправу над мирным населением. Беженцы, пробиравшиеся по «свободному коридору», на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны. Оставшиеся в живых рассеялись. Бежавшие натыкались на армянские заставы, подвергались обстрелам. В результате Ходжалинской трагедии было убито 613 человек, из них детей - 63; женщин - 106, пожилых - 70 человек.
В череде многих мероприятий, посвященных Ходжалинской трагедии, вчера в Международном пресс-центре состоялась пресс-конференция одного из первых свидетелей ужасной трагедии, бывшего украинского пилота Леонида Марковича Кравца, который при организационной поддержке Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины прибыл в Баку.
Пресс-конференцию открыл председатель Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины, главный координатор тюркского Совета Украины Хикмет Джавадов, который рассказал о деятельности диаспоры в Украине. В частности, он рассказал о том, что в связи с Ходжалинской трагедией при поддержке вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой ими снят фильм «Пилот, видевший ад», главным героем которого стал командир вертолета, один из первых очевидцев трагедии Леонид Кравец. Автор идеи и директор картины - глава Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины Хикмет Джавадов, режиссер - Эльмар Меликов.
Х.Гаджиев подчеркнул, что Л.Кравец в течение трех дней примет участие в ряде мероприятий, связанных с очередной годовщиной Ходжалинского геноцида.
Затем он представил слово Леониду Марковичу Кравцу.
- Я с 1989-го по 1992 год служил в Гянджинской авиационной эскадрильи, - сказал Л.Кравец. - Война в Нагорном Карабахе проходила при нашем непосредственном участии. Дело в том, что Гянджинский аэродром был ближайшим к Нагорному Карабаху и мы в день совершали несколько вылетов. Летал я на военно-транспортном вертолете МИ-24, но учитывая, что тогда в боевых вертолетах пока необходимости не было, меня перевели на МИ-9. Мы летали очень много. В Ханкенди стоял 366-й мотострелковый полк, который был на нашем обеспечении. Его должны были вывести, но не было топлива для танков, все было разграблено. На обратном пути нас просили эвакуировать людей, потому что до декабря 1991 года там стояли войска МВД, которые как-то сдерживали напряжение, а когда после декабря началась полномасштабная гражданская война, встал вопрос эвакуации людей.
27 февраля мы летели из Гянджи над Ходжалы, еще не зная, что был штурм этого города. С высоты мы увидели внизу странные разноцветные пятна. Погода была плохой и, спустившись ниже, мы поняли, что это поле усеяно мертвыми телами людей. Невооруженным глазом было видно, что это гражданское население. Среди них еще были живые, которых добивали армяне. Увидев нас, армяне начали стрелять по вертолету.
Затем экипаж вернулся в Гянджу и доложил руководству об увиденном. Мы исполняли приказы командования. Однако во время ходжалинских событий, полетели туда, не дожидаясь приказа. Затем в Гянджу прибыл помощник тогдашнего президента Азербайджана и попросил, чтобы мы туда доставили журналистов.
Мы видели место трагедии буквально спустя несколько часов. В Азербайджане об этом никто еще не знал. И мы отправились туда с Чингизом Мустафаевым, которого я знал и раньше, и двумя его помощниками. Нас сопровождали и два офицера милиции. Журналисты смогли провести лишь 10-минутную съемку. Ни на нас, ни на съемочной группе не было бронежилетов. Пока они снимали, я поднял вертолет в воздух для лучшего обозрения. И, оказалось, вовремя. Уже сверху я увидел, что в нашу сторону на автомобилях едут вооруженные армяне. Поэтому нам срочно пришлось вместе со съемочной группой улететь.
Из-за нехватки времени не удалось заснять большой участок. Общий вид можно было заснять только с воздуха. Картина была ужасной, сотни разбросанных трупов. Погибших было много, трупы были разбросаны по большому участку. Уже намереваясь взлететь, произошло ужасное. Один из милиционеров, осматривая погибших, нашел своего сына. Взяв его на руки, он погрузил его в вертолет, а сам не в силах был подняться. Мой бортмеханик буквально втащил его в машину. Он так и пролежал до Агдама, обнимая сына. Не могу сказать точно, но мне кажется, у него помутился разум.
На вопрос одного из журналистов, летали ли они по приказу ЗакВО (Закавказский военный округ), Л.Кравец подтвердил, что полеты регулировал этот военный орган. Однако, в конце февраля пилоты стали настаивать, что надо летать, оказывать помощь. «И надо сказать, что, в отличие от декабря предыдущего года, нам уже не отказывали. Признаюсь, что полеты были опасными, по нас в любое время армянские бандформирования могли открыть огонь», - сказал он.
На вопрос о том, как он относится к тому, что армяне утверждают, будто это совершили азербайджанцы, Л.Кравец отметил, что узнал об этом недавно и был сильно удивлен. «Я был в шоке. Я читал о том, что армяне предоставили коридор, чтобы мирное население могло уйти. Но при этом использовали пулемет, чтобы уничтожить всех этих людей. Это боль и трагедия одного Азербайджана. Кроме того я в интернете видел непосредственных исполнителей этого зверства, которые рассказывали, как они это делали. Какие еще нужны доказательства?», - подчеркнул Леонид Кравец.
Журналистов интересовала судьба остальных членов экипажа - правого пилота Александра Шевчено и борттехника Виктора Зимина, которые тоже являлись живыми свидетелями трагедии. По словам Л.Кравца, он искал их и в социальных сетях, однако найти не смог, они разъехались. Но точно знает, что Зимин в России, а Шевченко служил в Украине. «К сожалению, я потерял их. Но я думаю, что если они найдутся, тоже подтвердят увиденное собственными глазами», - сказал Л.Кравец.
На вопрос о том, если будет необходимость, готов ли он выступить в международном суде в качестве свидетеля, Л.Кравец ответил утвердительно, но тут же задал риторический вопрос: «А будет ли он?».
В ходе пресс-конференции были продемонстрированы картины члена Союза художников Украины, активного члена азербайджанской диаспоры в Украине Расима Сейдимова. Картины посвящены геноциду в Ходжалы и привезены в Баку при активном посредничестве Объединенной диаспоры азербайджанцев Украины.
Сегодня состоится презентация фильма «Пилот, видевший ад».
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать