• четверг, 28 Марта, 18:39
  • Baku Баку 13°C

Прагматизм лидеров

25 февраля 2016 | 10:38
Прагматизм лидеров

МНЕНИЯ
Завершился официальный визит Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева Исламскую Республику Иран. В рамках визита глава Азербайджанского государства провел встречи со своим иранским коллегой Хасаном Роухани один на один и в расширенном составе с участием делегаций.
В ходе переговоров стороны обсудили различные стороны межгосударственного сотрудничества, в том числе возможности совместного инвестирования в свободные экономические зоны, в частности в иранские СЭЗ. По итогам переговоров было подписано 11 соглашений и меморандумов, в том числе о соединении железных дорог двух стран.
Своими мнениями по итогам визита Президента Ильхама Алиева в Иран в интервью газете «Каспiй» поделились отечественные эксперты.
Тофик Аббасов, политолог:
- Итоги визита более чем позитивные и обнадеживающие. Дело в том, что подписано 11 соглашений и они все затрагивают реальные сферы взаимодействия, где имеется обоюдный потенциал. Если до недавних пор Иран сталкивался со многими преградами: эмбарго, санкции, то сейчас Тегеран постепенно освобождается и как следствие резко активизируется движение на мировой магистрали, идущей к иранской экономике. Фактически идет международное соревнование - кто быстрее дойдет до цели. У Азербайджана в связи с этим есть свои планы и преференции, позволяющие нам раньше оказаться у цели.
Во-первых, мы - соседи. Во-вторых, Тегеран возвращается в систему SWIFT, от которой он ранее был отключен и это возвращение позволит азербайджанским компаниям и госорганизациям осуществлять расчеты со своими иранскими партнерами по финансовым обязательствам.
Главным достижением визита является подписание соглашения по завершению строительства транспортного коридора «Север-Юг». В случае полномасштабного задействования этого проекта Азербайджан, Иран и Россия будут иметь большую выгоду, так как грузопоток между Европой, зоной Персидского залива и Индийского океана - очень важные траверсы и тут сосредоточены большие возможности для получения выгоды.
Помимо этого, в зоне Каспийского бассейна предусматривается создание благоприятной ситуации для ведения совместных разработок по нефтегазовым площадкам. При этом, если нам зацикливаться на проблемных сторонах наших взаимоотношений, а они между соседними государствами всегда были, есть и будут, то можно опоздать на главные направления взаимодействия.
Проблемы остаются и они решаются. Кстати, это не только проблемы Азербайджана и Ирана, а проблемы всей каспийской пятерки и пока не будет выработана стратегия по подписанию всеобъемлющего соглашения по статусу Каспия, то не имеет смысла выделять из этой общей композиции двусторонний сегмент - азербайджано-иранский или азербайджано-туркменский.
В этих условиях внушает оптимизм то обстоятельство, что прагматизм политических лидеров двух соседний государств, как раз-таки дает возможность надеется на то, что чисто ситуативно обе стороны будут выше этих передряг, спорных моментов, неурегулированных вопросов и прошлых обид. То есть они не могут стать тормозом для развития отношения и если говорим о том, что будут совместные экономические зоны благоприятствования вдоль трансграничных территорий, то, конечно же, открываются большие перспективы для того, чтобы подтолкнуть малый и средний бизнес, создать благоприятную атмосферу для совместных предприятий и для полезного обмена.
При этом, несмотря на падение цен на нефть не следует принижать возможности Азербайджана по осуществлению инвестиций в совместные с Ираном проекты. У нас есть как золотовалютные резервы, так и капитал государственных и частных корпораций. Раз стороны об этом договорились в ходе визита, значит это не просто слова, а имеются серьезные предпосылки для осуществления подобных проектов.
Также следует отметить, что визиту главы Азербайджанского государства способствовали благоприятные обстоятельства. В Иране ждали Президента Ильхама Алиева как высокого и очень важного, нужного гостя. С другой стороны, были большие ожидания, связанные с политическим диалогом двух президентов и то обстоятельство, что главу Азербайджанского государства принимал Верховный лидер аятолла Хаменеи. Это говорит о том, что программа визита была составлена по высшему разряду, и удалось осуществить все планы, связанные с последним двусторонним саммитом.
На мой взгляд, в отношениях двух стран наступает новая эра и экономический сектор как Азербайджана, так и Ирана почувствует на себе всю положительную энергетику расширяющихся контактов и отношений.
Этапы взаимных подозрений, стремление Ирана экспортировать исламскую революцию к нам ушло в небытие. Теперь, когда Тегеран возвращается в геоэкономику не в наступательной манере, а с протянутой рукой дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, то это имеет и еще свое важное значение для региона, где мы непосредственно граничим и дружим.
Конечно, между правящими элитами могут быть какие-то споры, но между обществами двух стран этого практически и не чувствовалось. Граждане ИРИ - частые гости в Азербайджане, и наши граждане также часто едут в Иран. То есть на уровне народов всегда была благостная и обнадеживающая картина. Поэтому не следует зацикливаться на негативных моментах, а надо с надеждой смотреть в будущее, которое обещает нам много преференций.
Ильгар Велизаде, политолог:
- Характер подписанных соглашений, проведенных встреч, и итоговых заявлений в Тегеране говорит о том, что двусторонние отношения находятся на стадии интенсивного развития, и это развитие должно коснуться всех направлений взаимодействия, как торгово-экономического, так политического и гуманитарного.
Обращает на себя внимание, что во время визита иранская сторона коснулась значимости Азербайджана в региональной политике, отметив, что наша страна является перспективным партнером Ирана не только с точки зрения развития двусторонних отношений, но и продвижения отношений в трехсторонних форматах. Президент ИРИ заявил об этом четко, назвав даже конкретных участников таких форматов. Это говорит о роли и весе Баку, как в иранской политике, так и в регионе в целом.
Стороны обсудили те вопросы сотрудничества двух государств, которые находятся в приоритете, и они обусловлены теми шагами, которые предпринимает сегодня иранское руководство по выходу страны из изоляции. И я думаю, что именно это стремление будет определять вектор нашего двустороннего сотрудничества.
С точки зрения официального Баку, выход Ирана из изоляции позволит Азербайджану интенсифицировать не только двусторонний диалог, но и диалог в многостороннем формате. Это не говоря уже о приграничном сотрудничестве и в сфере инвестирования. Я думаю, наша страна здесь преследует четкие ориентиры и цели.
Ильхам Шабан, экономист, директор Центра нефтяных исследований:
- Еще 5 лет назад товарооборот между нашими странами достигал $560 млн. А вот по итогам 2014 года он опустился до уровня в $180 млн. Здесь, конечно, немаловажную роль сыграло ужесточение санкций против Ирана. Пока нет точных результатов, но иранские экономические издания полагают, что в течение 2015 года товарооборот между нашими странами снизился еще на 30%. Одним словом, в последние годы в экономической сфере отношения между нашими странами развивались не по восходящей, а наоборот.
Однако возможно, во всяком случае, я на это сильно надеюсь, что после снятия санкций с ИРИ, в 2016 году эта кривая между двумя соседними государствами, наконец, пойдет вверх и начнется оживление торговли. Визит главы Азербайджана в Тегеран, его итоги в виде подписанные там документов, дают некие надежды на это.
Пакет заключенных соглашений касается различных сфер деятельности, но главное все-таки в том, что основной упор, ради оживления торговли, должен быть сделан на упрощение взаимодействия между представителями среднего и мелкого бизнеса двух стран. Почему? Потому что это ядро экономических взаимоотношений между Ираном и Азербайджаном.
Вспомним, еще лет 8 назад торговля между двумя странами была довольно бойкой. Из Ирана поступало много товаров в Азербайджан. Кроме того, оттуда к нам шел довольно заметный поток туристов. Но постепенно количество иранских товаров у нас уменьшилось. Уровень жизни у нас повысился, и люди перестали их покупать - это одно из объяснений того, почему снизился спрос на такую продукцию. С другой стороны, цены в Азербайджане, практически на все, заметно выросли, и туристы из ИРИ к нам стали ездить все реже и неохотнее. Все эти события и привели к снижению товарооборота между нашими странами.
Раньше Азербайджан закупал в третьих странах металлопродукты, прокат, перерабатывал их, а затем продавал в Иран. Но после ввода санкций Тегеран сам организовал у себя такое производство, и в результате азербайджанский экспорт в Иран сильно сократился, и реэкспорт тоже. Сейчас уже надо искать новые направления в этой сфере. Потому что после 2012 года, когда санкции против ИРИ в связи с ядерной программой сильно ужесточились, иранская экономика, ее реалии и структура поменялись.
Например, ранее Иран экспортировал во все соседние страны свою очень дешевую нефтепродукцию, а иранские водители пытались самостоятельно вывозить и продавать в соседних государствах и бензин, и дизельное топливо. Но потом внутренние цены там значительно выросли и все поменялось.
Сейчас же, после снижения мировых цен на нефть, мне не верится в возможность какого-либо сотрудничества в этой сфере между добывающими странами. Потому что на ближайшие 5 лет все ведущие компании этого сегмента снижают свои капитальные вложения. Сейчас все уделяют внимание ненефтяному сектору.
Поэтому повторяю, главное, на что нужно делать сейчас ставку для развития экономических отношений между Ираном и Азербайджаном, это мелкий и средний бизнес. То есть, именно этим людям следует создать все условия для усиления связей между ними. Сейчас это драйвер - ведущая часть наших будущих совместных проектов. Только так можно достичь результатов.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать