• четверг, 18 Апреля, 07:25
  • Baku Баку 12°C

Воспоминания минувших дней

06 февраля 2016 | 11:50
Воспоминания минувших дней

ЛЕТОПИСЬ
В Махачкале будет установлен памятник бывшему первому секретарю Дагестанского обкома КПСС, председателю Верховного Совета Азербайджанской ССР Азизу Алиеву. Монумент воздвигнут на пересечении улиц Абубакарова (Чернышевского) и Азиза Алиева.
На территории будущего мини-сквера уже залит бетонный постамент, идет сооружение восьмигранных колонн с помощью технологии скользящей опалубки. В общей сложности здесь будет установлено 14 колонн высотой по 5 метров. Памятник займет свое место к весне. Сейчас же по улице Азиза Алиева снесены незаконные пристройки на соседних зданиях, проводится реставрация фасадов, которые будут оформлены в едином архитектурном стиле с установкой современной подсветки.
Общая площадь памятника крупному дагестанскому и азербайджанскому политическому деятелю Азизу Алиеву составит более 900 кв.м. Автор этих строк в свое время беседовал с Мухтадыром Айдынбековым и его сестрой Зелиной Мамедовой (Айдынбековой), отец которых - Салам Мухтадыр оглу Айдынбеков (1912 - 1967 гг.) был другом и соратником государственного деятеля и ученого Азиза Алиева. Мухтадыр Айдынбеков уже покинул сей бренный мир, Зелина Мамедова здравствует по сей день.
Предлагаем вашему вниманию то самое, многолетней давности интервью.
- Зелина ханым, каким вам запомнился Азиз Алиев?
- Моя мама, Дарья ханым, дружила с дочерью Азиза Алиева - Зарифой ханым. Домочадцы Азиза Алиева часто приезжали в Махачкалу навещать его, особенно летом - у него была своя дача. Чаще всего наведывалась именно Зарифа с Гюлярой и сын Тамерлан. Зарифа ханым всегда заходила к нам на чашку чая. Девушка молодая, а у нас было и с кем поговорить, да и в театр сходить - в то время в Махачкале действовал хороший драмтеатр на русском языке. А мой брат Мухтадыр дружил с Гюлярой ханым.
Азиз Мамедович во время работы в Дагестане сам в Баку не выезжал, все время, как говорится, был на посту. Когда А.Алиева в числе 12 партийных, советских и хозяйственных работников Азербайджана (среди них был и мой отец - Салам Айдынбеков) Мирджафар Багиров по указанию Москвы в сентябре 1942 года послал на оборону Кавказа, то есть на работу в Дагестан, его семья осталась в Баку, потому что дети Азиза Мамедовича учились в Баку. А необходимость в командировке в Махачкалу была продиктована возникшей угрозой оккупации немцами всего Кавказа. Дело в том, что как только фашисты подошли сюда, активизировались чеченские сепаратисты, готовые хлебом-солью встретить немцев. Отмечались нападения в Дагестане, во время одной лесной операции даже ранили лошадь отца...
А.Алиев был назначен первым секретарем Дагестанского обкома партии, а отца, бывшего до того первым секретарем Хачмазского райкома партии, - третьим секретарем обкома - по пропаганде и агитации.
Насколько память не изменяет мне, когда семья А.Алиева приехала в Махачкалу в последний раз, Зарифа ханым училась на четвертом курсе бакинского мединститута, а Гюляра ханым поступала в консерваторию. Мне тогда было лет 13-14, я училась в 7-м классе.
Азиз Мамедович был очень тактичным, вежливым и обаятельным человеком. Знал, как обращаться с младшими и как вести себя со старшими, со всеми умел ладить. Я в то время училась музыке. Алиев жил на втором этаже здания, а мы - на четвертом. Азиз Мамедович приходил с работы усталым - они, командированные, работали сутками напролет! Отсюда и истощение нервной системы, от чего папа умер в 55 лет. Неспроста лиц, откомандированных в Дагестан, наградили медалью «За оборону Кавказа»... Так вот, бывало, Азиз Мамедович сидит на балконе, скучает по семье, а я у себя ночью подбираю на пианино мелодии из новой картины «Аршин мал алан». Вокруг мертвая тишина. Выхожу на балкон, а он поднимает голову и кричит: «Зиночка, играй, играй, мне так приятно слушать...»
Когда Азиз Мамедович вернулся в Азербайджан, он вместо себя оставил папу, сказав ему: «Салам, твоя семья здесь, с тобой, а я хочу к себе домой».
- А когда ваша семья вернулась в Баку?
- Это было в ноябре 1951 года, как раз к свадьбе Зарифы ханым и Гейдара Алиева. Саму свадьбу не помню, на ней присутствовали только родители. А вот Мухтадыра папа взял с собой на обручение молодых.
...Прошли годы, я выросла, поступила в Азербайджанский медицинский институт. В первый раз, когда нас повели на кафедру глазных болезней, в ординаторской Зарифа ханым, увидев меня, обрадовалась: «Вот не ожидала, что ты поступишь на медицинский!».
Был такой смешной случай на кафедре хирургической стоматологии. Впервые вошли в здание, не знаем что к чему, на каком этаже кафедра. Пока надевала халат, наша группа куда-то делась. И вот вбегаю я в какую-то аудиторию, думая, что лекция идет там. А там сидит Азиз Мамедович, который приветствует меня: «Здравствуйте, Зиночка!». Я прямо онемела от неожиданности. А он: «Заходи, заходи…». Я так растерялась, что вместо того, чтобы поинтересоваться чем-то, спрашиваю: «А вы что тут делаете?!.»
Видели бы вы, как от души рассмеялся Азиз Мамедович! Повеселившись вдоволь, говорит: «А я хочу знать, что ты здесь делаешь?». Посадил меня и стал расспрашивать о домашних, маме, семье. А я ему: «Ой, мне на лекцию пора…». А он в ответ: «Ничего, мы с тобой лекцию проведем». Минут пять разговаривали о наших домашних делах...
Тогда А.Алиев работал главврачом Института переливания крови. В одно время он был ректором АМИ, его фотография и сейчас висит на стенде с указанием времени его руководства вузом. Зарифа ханым благородством очень напоминала своего отца. Это были понимающие люди, отличавшиеся душевной простотой.
Гейдар Алиевич попал в очень хорошую семью. Знаете, на днях показывали передачу о нем. Мне было трудно смотреть - он напомнил мне моего папу. Отец был таким же целеустремленным...
- Ну, тогда расскажите и о Саламе Айдынбекове.
- Представьте себе, он сам ездил повышать свою квалификацию, а потом и других заставлял. Рос сиротой, везде и всюду сам пробивался, с 13 лет начал учительствовать. Старался помогать людям, и все его уважали. Будучи долгие годы министром торговли Азербайджана, он стольких назначил на высокие посты и ни копейки ни с кого не взял. И нас учил тому же…
Отдавая зарплату маме, он говорил: «Вот, это все. Хочешь - потрать за один день, хочешь - растяни на месяц...»
Кстати, когда папа стал завкафедрой политэкономии АМИ, где собрал вокруг себя молодые кадры, среди них был и брат Гейдара Алиева - Агиль Алиев. Впоследствии до самой своей кончины он возглавлял эту кафедру, заставлял молодых специалистов писать кандидатские диссертации.
- Мухтадыр муаллим, вам слово...
- Тяжелые военные и послевоенные годы папа проработал плечом к плечу с Азизом Мамедовичем Алиевым. Наши семьи много лет проживали по соседству в обкомовском доме в центре Махачкалы.
В 1948 году Азиз Мамедович был переведен в Азербайджан. Провожали мы его на вокзале всей семьей: родители, дочери Зелина (Зина), Инджи (Инна) и «маленький Мишенька», как меня ласково нарекли в семье А.Алиева. После перевода Азиза Алиева папу назначили председателем Совета министров Дагестана.
Тремя годами позже и отец переехал в Баку. Причем ему было предложено продолжить партийно-государственную работу либо в Москве, либо в Баку. Мы, дети, проголосовали за Азербайджан. Его назначили заместителем заведующего отделом административных, планово-финансовых органов ЦК Компартии Азербайджана, а затем длительное время он возглавлял Министерство торговли.
Хорошо помню многочисленные визиты к Азизу Мамедовичу, встречи с членами его семьи. Нас всегда с большой теплотой встречали глава семьи с супругой Лейлой ханым, дочери Зарифа и Гюля (Гюляра) с маленьким Джамиком (Джамиль). Вместе отмечали дни рождения, праздники. Старшие сестры дружили с дочерьми Азиза Алиева и в дальнейшем поддерживали связь.
- Говорят, вы присутствовали на помолвке Гейдара Алиева и Зарифы Алиевой?
- Будучи 12-летним мальчиком, помню, как в эту семью приходил молодой человек в форме, с военной выправкой. Это был Гейдар Алиев. Так вот он частенько со мной шутил, дарил подарки и никогда не обделял вниманием белокурого сероглазого мальчугана с ласковым именем «Мишенька». Мне с родителями посчастливилось присутствовать на помолвке тети Зарифы, когда Гейдар Алиев пришел просить ее руки. Дело было в ноябре (то ли 9-го, то ли 10-го) 1951 года, в доме Азиза Мамедовича в центре Баку по улице Зевина, 1. Жили они на третьем этаже. Помню дядю Гейдара радостным, с аккордеоном на груди…
Будучи близко знакомым с папой, Гейдар Алиевич, уже будучи в звании подполковника КГБ Азербайджана, и в дальнейшем навещал моего отца и нашу семью. Азиз Мамедович и папа были не только соратниками, но и друзьями.
Лятиф ШАМХАЛ
banner

Советуем почитать