• пятница, 29 Марта, 19:23
  • Baku Баку 14°C

ЕС предполагает…

02 февраля 2016 | 10:36
ЕС предполагает…

СИТУАЦИЯ
«Существует очень много общих вопросов, которые объединяют ЕС с Турцией. Одним из них является проект Южный газовый коридор (ЮКГ)», - заявил комиссар ЕС по климату и энергетике Мигель Ариас Каньете.
Еще в прошлом году к этому проекту стал проявлять интерес и Туркменистан, доселе отдававший предпочтение транспортировке своего газа через территорию России. Естественно, подключение к ЮГК такого важного игрока сыграло бы огромную роль в поставках газа в Европу, а Азербайджан, помимо поставщика своего газа выступил бы в качестве транзитера. Понятно, что в этом случае опять всплывает вопрос строительства Транскаспийского газопровода, вокруг которого всегда было очень много разговоров на уровне экспертов, политиков, международных институтов. Однако лишь в последе время перспективы его строительства приобрели реальные очертания.
Дело в том, что много лет Туркменистан не был готов пойти на открытое противостояние с Россией и начать масштабные поставки своего газа на запад. После того как Россия в связи с экономической ситуацией значительно сократила закупки газа у Туркменистана, Ашгабад решил не затягивать вопрос диверсификации поставок и приступил к строительству газопровода «Восток-Запад». Этот газопровод будет транспортировать газ от богатейших газовых месторождений через всю территорию страны на берег Каспия. Понятно, что следующим шагом в создании газовой инфраструктуры станет строительство Транскаспийского газопровода, который будет частью ЮГК в Европу и объединит в себе азербайджанский и туркменский газ.
Но опять же вопрос упирается в позицию России, которая считает, что это затрагивает ее интересы и эти вопросы должны решаться прибрежными странами. Удобный аргумент о том, что проект этот представляет опасность для экологии, разбивается о доказательства его полной безопасности. При планировании проектов проводится полная экологическая оценка, после которой и начинается их реализация. Ни одна страна-участник проекта не станет рисковать в этом плане. С другой стороны, если Россия опасается экологической катастрофы на Каспии, почему таких опасений не было при строительстве газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря? А это лишний раз подтверждает, что во главе угла больше политический фактор. Россия упорно не желает поставок газа в Европу, минуя ее территорию.
Тем не менее вопрос поставок газа в Европу нее только остается одним из приоритетных, но и прорабатывается возможность подключения к проектам TANAP и TAP новых игроков. «Мы должны работать вместе для диверсификации источников газа, который будет поставляться странам-членам ЕС. Мы придаем значение газу, который будет поставляться из Турции, Азербайджана и, скорее всего Туркменистана. Как вы уже знаете, мы также покупаем газ у России», - сообщил комиссар ЕС Мигель Ариас Каньете.
Кстати, он отметил, что Иран также может присоединиться к проекту Южный газовый коридор. «Мы не исключаем присоединения Ирана к проекту Южный газовый коридор. Это проект нуждается в усовершенствовании. Так, источники газа, поставляемого его посредством, будут диверсифицированы», - сказал Каньете.
Как видим, после снятия с Ирана санкций, Европа не прочь видеть в нем одного из поставщиков газа. В принципе, логика в этом есть. Ирану не с руки прокладывать свой газопровод при наличии уже готового. Да и откуда она его будет прокладывать. Через Турцию не получится, там уже есть готовая инфраструктура, Ирак сам намерен присоединиться к ЮГК. Поэтому такая возможность присоединения Ирана к ЮГК вполне реальна. Если, конечно, этому не воспротивится партнер ИРИ Россия. Хотя Тегерану, долгое время бывшему в санкционной блокаде и терявшему колоссальные средства, вряд ли захочется прислушаться к доводам Кремля. Тем более, что Иран уже возобновляет торговлю с США, начав поставку ковров в эту страну.
В перспективе к ЮГК может присоединиться и Израиль, заявил в конце прошлого года Чрезвычайный и Полномочный посол этой страны в Азербайджане Дан Став. По его словам, стороны уже провели переговоры в этом направлении, но окончательно вопрос будет рассмотрен после того, как Израиль определит финальную энергетическую политику страны. «Если подключение Израиля к проекту будет выгодным для обеих сторон, почему не реализовать эту идею?», - сказал дипломат.
Кстати, не лишним будет напомнить, что за последние годы в Израиле были открыты газовые месторождения «Левиафан», «Тамар», «Далит». Часть газа с этих месторождений планируется экспортировать.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать