• пятница, 19 Апреля, 12:47
  • Baku Баку 25°C

Мультикультурализм, как есть

29 января 2016 | 16:22
Мультикультурализм, как есть

НАСЛЕДИЕ
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях».
(Коран, сура «Трапеза», аят 48)
Межэтнические противоречия сопровождают человечество с глубокой древности, что вынуждало правителей преодолевать деления на «своих» и «чужих» для большей устойчивости своих владений. В XIX веке начали формироваться национальные государства, изначально вынужденные отвечать на серьезные социально-экономические и политические вызовы, масштаб которых возрастал благодаря всеобъемлющей взаимозависимости. Еще больше ситуация осложнилась в середине XX в., с распадом мировой колониальной системы, усилившим миграционные потоки в метрополии - угроза последовала из периферийной культурной среды, ставшей «подарком колониальной эпохи».
Появлению в политическом лексиконе термина «мультикультурализм» мы обязаны Аль Крэсби, министру миграции Австралии в 1970 годах, сделавшему очень многое, чтобы побороть антагонизм между англо-саксонским населением и новыми австралийцами. В 1979 году правительство основало Институт проблемы культурного многообразия, а в 1987-ом - Комитет проблемы мультикультурализма. Предполагается, что в таком обществе все граждане имеют равные права в развитии своей культуры, языка, традиций, этнических и религиозных ценностей. Открываются национальные школы, выпускаются газеты и журналы на национальном языке, и указанные принципы широко поддерживаются не только политической элитой, но также другими представителями нации, не занимающими высоких должностей, причем не только доминирующими этническими группами людей, но также вновь прибывшими и меньшинствами.
Однако как ни парадоксально, последние события в Европе показали, что мультикультурализм явился важнейшим вызовом для культурной гегемонии национального государства, выводящим из игры принципы… политического либерализма. Здесь уместно отметить, что в соответствии с различиями исторического развития регионов существуют также различные модели, среди которых известны американская, шведская, канадская и азербайджанская модель.
Американская модель
С середины 60-х годов ХХ в. США представляли собой так называемый «плавильный котел», состоявший из англо-саксов и иммигрантов. Вначале доминировали там первые, но затем ситуация изменилась и идеология «плавильного котла» была заменена идеологией мультикультурализма. Этому послужило принятие двух важных законов - «Закона о гражданских правах» 1964 года, ослабившего англо-саксонский фактор и послужившего этническому равенству, и «Закона об иммиграции» 1965 года, поднявшего уровень приезда в страну иностранцев. В этой политике, с одной стороны, наблюдается принятие всех ценностей американского общества иммигрантами, в то же время есть недостаток этнокультурного единообразия, вследствие отсутствия механизмов, предупреждающих этнический и расистский экстремизм.
Шведская модель
Она базируется на активной государственной политике сохранения культурного многообразия. Это во многом связано с правлением в Швеции социально-демократической партии, а в 1976 году правительство предоставило иностранцам пассивное избирательное право. Ключевыми направлениями этой политики являются языковая и образовательная стратегии. Они стимулируют изучение иммигрантами титульного и родного языков, а государство рассматривает культурное многообразие как реальность, которую следует сохранять.
Канадская модель
Формирование в Стране кленового листа подобного общества началось с 60-х годов прошлого века, а в его основу легло расовое, этническое и конфессиональное многообразие населения страны. Мультикультурализм законодательно закреплен в 27-м пункте Канадской Хартии о свободе и правах.
В отличие от США, в Канаде никогда не было жестких ассимиляционных устремлений со стороны доминирующего населения, поскольку это реально многоязычная страна. Все члены этнических общин имеют право говорить, а также обучаться на родном языке, в результате чего этнические меньшинства смогли сохранить свои культурные особенности.
Азербайджанская модель
У нас государство - с многими этносами, народ которого представлен, прежде всего, тюрками и автохтонными национальными меньшинствами - талышами, лезгинами, татами, удинами, ингилойцами, крызами, хиналугами, будугами, которые не имеют, помимо исторического Азербайджана, другой родины, и поэтому вместе с тюрками являются представителями единой полиэтнической нации азербайджанцев. Кроме них, в стране проживают русские и украинцы, белорусы, курды, евреи, немцы, татары, имеющие историческую Родину, и являются аллохтонными национальными меньшинствами.
Так что Азербайджан, его история и культура являются ярчайшими образцами взаимного обогащения и проникновения культур, происходившего за тысячи лет до появления термина «мультикультурализм».
Наглядным примером взаимовлияния и взаимопроникновения культур на территории Азербайджана является внесенный UNESCO в число памятников мирового культурного наследия архитектурный ансамбль «Ичери шехер», где на мaленьком пятачке расположены шиитская мечеть, суннитская (называемая в народе - лезгинской) мечеть и часовня Святого апостола Варфоломея, одного из 12 апостолов христианства, который согласно преданию был убит на этом месте.
Это было еще до появления «интернационализма» и «советской многонациональной культуры» - просто так всегда жил наш народ, да и сейчас здесь десятки народностей имеют все права на культурное и национальное самовыражение, обогащая при этом культурную палитру страны. Терпимость для Азербайджана к отличным взглядам, нравам, обычаям - само собой разумеющееся явление, а толерантность к особенностям различных народов, наций, религий - наша ментальная особенность.
Только в Баку функционируют свыше двадцати различных культурных обществ, их количество по стране значительно выше, и практически они существуют во всех регионах, в которых компактно проживают этнические меньшинства. Там в начальных классах общеобразовательных школ преподается родной язык; изданы учебные программы и пособия, сборники фольклора и стихов, художественная литература; выходят газеты и журналы; действуют государственные национальные театры и самодеятельные творческие художественные коллективы. Причем создано это не в результате чьей-то борьбы за национальные права, просто государственная политика во все времена построена таким образом.
В рамках деятельности по сохранению памятников материальной культуры в историко-краеведческих музеях Астаринского, Гахского, Губинского, Закатальского, Габалинского и др. районов организуются экспозиции, отражающие наследие и традиции проживающих на их территории этнических меньшинств. Библиотеки имеют в своих фондах книги на этих языках, регулярно проводятся презентации такого рода изданий.
Фундаментальным фактором для построения азербайджанцами сбалансированных органичных межкультурных коммуникаций, как внутри самой страны, так и на международной арене является ислам. Поскольку в представлении мусульман изначально человечество представляло собой единый народ или одну нацию. Однако впоследствии он в своей непостижимой мудрости одарил человечество многообразием во всем. Именно потому здесь сложилась особая модель толерантности и межконфессионального диалога, ставшая примером для многих полиэтничных регионов мира.
Заслуженное признание
Бывший посол Германии в Азербайджане Клаус Гревлих отмечал, что «модель Азербайджана в области взаимоотношений государства и религии может быть экспортирована в другие страны. Религиозная толерантность и терпимость являются вашим богатством». Эту же мысль о высокой религиозной терпимости азербайджанцев высказал патриарх Рима Варфоломей I, посетивший в 2003 году нашу республику: «Я удовлетворен уровнем толерантности здесь, поскольку каждый может исповедовать религию и отправлять обряды по своему желанию».
Помнится, подчеркивая стремление к межрелигиозному диалогу, правительство республики во главе с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым в мае 2002 года организовало визит в республику папы римского Иоанна Павла II. Причем визит этот вызвал большой резонанс во всем мире, но главное не это. Во встрече с Иоанном Павлом II приняли участие представители всех основных религиозных течений Азербайджана - глава Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам Аллахшюкюр Пашазаде, епископ Бакинский и Каспийский Русской православной церкви Александр, председатель религиозной общины горских евреев Семен Ихиилов.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано более 200 религиозных организаций, что является ярким подтверждением религиозной толерантности. Пример нашей страны показывает, что мультикультурализм жив и будет жить, несмотря на заявления европейских скептиков, а эти тенденции, идеи будут и дальше усиливаться, получая все большую поддержку государства и общественности. Потому не случайно Президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2016-й Годом мультикультурализма.
Шафаят САЛАХ
banner

Советуем почитать