• пятница, 19 Апреля, 12:48
  • Baku Баку 25°C

Военизированный суверенитет

28 января 2016 | 12:35
Военизированный суверенитет

РЕГИОН
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал указ об утверждении новой военной доктрины. Как водится в таких случаях, документ принят, исходя из внешнеполитического курса, основанного на постоянном нейтралитете, принципах миролюбия, добрососедства и демократии. Однако, судя по всему, глава закаспийской страны считает, что нейтральный статус не противоречит модернизации армии.
Большая разница
Если при Сапармурате Ниязове нейтралитет государства служил поводом для отказа от перевооружения (туркменбаши не тратил деньги на армию, что привело к ее деградации), относительно новый президент относится к вооруженным силам иначе. И этому есть причины - как минимум соседство с нестабильным Афганистаном, неурегулированные территориальные и административные споры с Узбекистаном вынуждают власть начать военные реформы.
Кстати, точных прозрачных данных о численности солдат, как и вооружения, нет ввиду закрытости этой страны. Но по приблизительным данным, это 200 тыс. человек при чуть более $400 млн, выделяемых на оборонительные расходы. При этом армия, прежде всего, оснащена современными видами самолетов и средств ВМФ на Каспии. А самыми оснащенными и мобильными, а соответственно, и боеспособными являются артиллерийские и танковые части, на вооружении которых состоит до 600 танков Т-72, более 1000 БМП и БТР, а также около 500 единиц артиллерии калибром свыше 100 мм.
Именно ввиду нестабильности по периметру эта страна в последнее время значительно усиливает свои пограничные силы - один из погранотрядов дислоцирован на границе с Казахстаном, второй - на границе с Афганистаном, а третий - на юго-востоке, на пересечении афгано-узбекской и туркменской границ - самый тяжелый и пересеченный участок.
Понятно, что вооружения закупаются по сложившейся традиции, в основном, в России и Украине с Беларусью, а в последнее время активизировалось сотрудничество с Ираном и Турцией.
Основные риски
Наращивание военного потенциала Туркменистаном не случайно. Процессы, идущие близ его границы с Афганистаном, говорят об обострении ситуации. Нашумевшие в мире боевики радикального движения «Талибан» уже захватили район Хамьяб в провинции Джаузджан, тем самым вплотную приблизившись к границе со страной бывшего постсоветского пространства с запада, северо-запада и северо-востока. Села Хамьяба расположены так близко к границе, что туркменские пограничники в иные времена нередко приходили туда покупать огурцы и помидоры. И вдруг, примерно полтора года назад по приказу Бердымухамедова началось возведение именно на этом участке границы заграждений, состоящих из нескольких рядов колючей проволоки, - чтобы затруднить проникновение афганских боевиков на свою территорию.
О том, что противник серьезный, говорит хотя бы тот факт, что подразделения афганской армии вместе с силами полиции района и отрядами местного ополчения пытались противостоять талибам, но были вынуждены отступить. Как сообщил недавно вице-президент Афганистана, генерал Абдул Рашид Дустум, талибы готовят в Хамьябе базу именно для похода в Туркменистан.
Впрочем, Джаузджан - не единственная горячая точка на границе двух государств, к западу от нее лежит провинция Фарьяб, где те же талибы постепенно захватывают район Кайсар.
Опять Америка
По наблюдениям разведки, в последнее время талибы сильно активизировались там, а их число в регионе значительно выросло. Между тем и Запад уже проявляет беспокойство по поводу активизации «студентов» на границах СНГ. Недавний вояж Госсекретаря США Джона Керри по среднеазиатским республикам симптоматичен, а основная цель его турне - скорее всего прощупывание реакции лидеров Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана на предмет войны с Афганистаном и с «талибаном». Так что у США появился повод еще раз сунуться в этот регион. На это раз - в качестве защитника интересов стран Центральной Азии (но прежде - своих интересов).
Так, что нельзя исключать, что разговоры о том, что США собираются разместить военную базу на территории Туркменистана, на бывшей советской авиабазе «Мары-2», имеют под собой реальную почву.
Вашингтон не хочет уходить из региона с богатыми углеводородными недрами. Их манит и притягивает природный газ. Трубопровод ТАПИ (из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию) - основная цель США, а заодно можно поприжать интересы России на ее южных рубежах.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать