• пятница, 19 Апреля, 06:06
  • Baku Баку 13°C

Интриги «Газпрома»

22 января 2016 | 13:17
Интриги «Газпрома»

СИТУАЦИЯ
Министр энергетики Грузии Каха Каладзе раскрыл новые элементы переговоров с «Газпромом» по поводу поставок российского газа в Армению. Как оказалось, «Газпром» выдвинул Грузии ультиматум, согласно которому если Тбилиси не снизит цены на транзит газа в Армению, то «Газпром» будет покупать для Армении «голубое топливо» из Ирана.
Грузия сейчас получает 10% от поставляемого в Армению газа в качестве платы за транзит по ее территории. «Газпром» предлагает платить наличными, но это, как говорят в Тбилиси, намного меньше, чем стоимость за транзит. И грузинское правительство, судя по всему, склонно согласиться с «Газпромом» и снизить цены за транзит, чтобы не потерять его полностью. Потому не исключено, что Грузия пойдет на соглашение о покупке у «Газпрома» определенного объема «голубого топлива».
Но это, так сказать, вершина айсберга, а в мутной воде происходят различные процессы, которые касаются энергетической безопасности Армении, хотя официальный Ереван и не выражает своей позиции по этому поводу. Премьер-министр Овик Абрамян заявил, что обратился к России с просьбой снизить цены на газ. А армянские эксперты в свою очередь открыто говорят о том, что у Армении есть возможность получать более дешевый газ из Ирана. Судя по всему, «Газпром» знает об этом, поэтому, скорее всего, он снизит цены на топливо для Армении. Но сделать он это хочет «за счет» Грузии.
Желание Белокаменной в данном случае понятно, ибо если «Газпром» снизит плату за транзит через Грузию, то Армения сможет получать более дешевый газ. Таким образом «Газпром» удержит в сфере своего влияния и Грузию, и Армению, заодно блокировав Иран.
Все эти процессы примечательны рядом важных моментов. Во-первых, вопрос касается статуса «Газпрома», который в отношениях с Арменией и Грузией выступает как равноправный субъект. Фактически государства строят отношения с корпорацией третьей страны, заключая с ней «межгосударственные договора». Что, безусловно, повышает статус «Газпрома» в переговорах, тем более что де-факто в Армении данная структура имеет больше прав, нежели само армянское правительство.
Здесь нет ничего удивительного, ибо московские армяне, которые теперь правят балом в Армении, прибрав к рукам весь политический и экономический истеблишмент государства-банкрота, диктуют армянскому правительству свои условия, а последние, как прилежные ученики, ставят свои подписи там, куда укажут Самвел Карапетян и иже с ним.
Во-вторых, насколько Армения способна отказаться от услуг «Газпрома» и самолично заключить с Ираном двусторонний договор? Обсуждается ли такой вариант на случай, если Грузия все же откажется от транзита российского газа в Армению?
И, наконец, в-третьих, все упирается в вопрос о времени. Каха Каладзе все время подчеркивает, что договор будет заключен всего на год. При этом он имеет в виду, что договор с «Газпромом» будет обновляться ежегодно. Однако есть и другое обстоятельство - через некоторое время по сценарию Кремля в Армении должно очень многое измениться. Так что через год вопрос о транзите газа в Армению может рассматриваться уже совсем под другим углом.
Фуад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать