• пятница, 29 Марта, 16:13
  • Baku Баку 14°C

Вне логики

13 января 2016 | 11:43
Вне логики

ВЗГЛЯД
Информации о тайных встречах и переговорах между министром энергетики Грузии Кахой Каладзе и представителей «Газпрома» распространялись и ранее. Недавно, как передают грузинские СМИ, состоялась очередная встреча, на которой шел разговор о том, что официальный Тбилиси намерен на 50% заменить азербайджанский газ российским. Кроме этого, россияне намерены приобрести, по меньшей мере, четверть акций Госкомпании нефти и газа Грузии.
Технические детали уже все обговорены и принципиальное решение уже принято. Источник грузинских СМИ сообщает, что Каладзе взял на себя обязательство любой ценой пробить этот вопрос, даже вопреки ожидаемому недовольству со стороны населения, что в свою очередь может вылиться в протестные выступления.
Официальный Тбилиси в свою очередь опровергает вышеприведенные информации, как несоответствующие действительности. Так, министр экономики Грузии Дмитрий Кумсишвили заявил журналистам, что текущие переговоры с «Газпромом» носят технический характер, так как «Газпром» использует Грузию в качестве транзитной страны для поставок газа Армении. Соответственно, имеются определенные обязательства по оплате транзита и параллельно транзиту, ведутся переговоры и по остальным техническим деталям.
Министр энергетики Каха Каладзе заметил, что ежегодно происходит пересмотр соглашений между Грузией и «Газпромом», однако в данном случае требование состоит в изменении условий соглашения, в частности, в переходе на денежное возмещение, т.е. чтобы вместо 10% от транзитного объема они платили нам деньгами. Эти переговоры давно начаты. Уже состоялось несколько встреч, однако соглашение не достигнуто.
Своими мнениями по поводу ведущихся переговоров между правительством Грузии и российским «Газпромом» и реальности замены азербайджанского газа российским в деле обеспечения страны голубым топливом, в интервью газете «Каспiй» поделились грузинские эксперты.
Давид Дарчиашвили, депутат парламента Грузии от Единого национального движения:
- Не будучи экспертом по региональным взаимоотношениям в энергетической сфере, но понимающим геополитику региона в целом, полагаю, что грузинские власти в своей энергетической политике должна руководствоваться следующими императивами. Во-первых, обеспечить страну энергоносителями. Во-вторых, не делать это за счет удаления от Запада. В-третьих, не компрометировать стратегическое партнерство с Азербайджаном.
К сожалению, нынешнее правительство Грузии не придерживается этих императивов, не имея вообще каких-либо четко определенных принципов в этой сфере. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, Тбилиси замедлил процесс присоединения к энергетическому сообществу Евросоюза. Во-вторых, Грузия не согласует свои энергетические потребности с Азербайджаном.
Гоча Гварамиа, политолог:
- Чтобы ни говорило наше правительство, тайные переговоры между ним и Газпромом действительно имели место. И если бы не информация о них на сайте российского газового гиганта, то население Грузии ни о чем не подозревая в один день просто было бы поставлено перед фактом подписания договора.
Что касается причин, по которым Тбилиси может пойти на закупку российского газа в ущерб поставкам из Азербайджана, то главная из них – геополитическая. Как известно уже начинает работать глобальный проект «Новый шелковый путь», где ключевыми фигурами являются Азербайджан, Грузия и Турция.
Следует отметить, что Москва давно старается разорвать этот стратегически важный треугольник. С Азербайджаном не получилось, так как эта страна самодостаточная, и в обход России может поставлять свои энергоносители не только в Грузию, но и на мировые рынки. С Анкарой Москва не справится и остается один Тбилиси. До выборов 2012 года с Грузией у России тоже ничего не получалось. Однако, после прихода к власти в нашей стране пророссийских сил, Кремль планомерно начала проводить политику возвращения Грузии в лоно своих интересов. Не вникая во все аспекты, ясно одно - выдернув из стратегического треугольника Тбилиси, Москва автоматически получает и Баку. А Турция остается одна и теряет свое геополитическое влияние.
Газпром в этой игре уже давно является в руках Кремля главным оружием. Но для того, чтобы Газпром мог зайти на энергетический рынок Грузии, уже распределенный между казахскими и азербайджанскими инвесторами, Кремлю, естественно, необходимо расчистить данный рынок от конкурентов. Именно поэтому в прошлом году Тбилиси намеренно не заключил договор с Баку о поставках дополнительных объемов природного газа. Тем самым грузинское правительство поставило население страны перед фатом нехватки поставляемых объемов газа и, соответственно, власти вынуждены недостающие мощности закупать у Газпрома.
Однако дабы Кремль не выглядел монополистом на газовом рынке Грузии, власти начали переговоры и с Ираном. Обычные граждане вряд ли знают, что практически все магистрали в Иране принадлежат Газпрому, а так же несколько месторождений голубого топливо, которые газовый монополист России выкупил взамен на помощь в разработке урановых проектов ИРИ. Так что, вынудив уже существующих поставщиков покинуть рынок, Газпром, а значит Кремль, осуществит полную интервенцию и снова превратится в монополиста на грузинском газовом рынке. А чем это чревато - 2006 год хороший пример этому. Правда, азербайджанская сторона пока еще остается в Грузии, а вот казахи уже уходят.
Вторая причина заключается в важности для Москвы найти новый рынок сбыта газа и как то возместить полученные ущербы от того, что практически все крупные закупщики российского газа отказались от него.
Третья причина состоит в том, что конкретные лица в правительстве Грузии очень любят деньги. Но кроме них есть неформально, но де-факто управляющий Грузией человек - олигарх Бидзина Иванишвили, который является самым крупным физическим лицом-акционером Газпрома. Так что его личные интересы тут, несомненно, превалируют. Тем более, когда согласно распространенной информации, в ходе переговоров рассматривается вопрос и уже достигнуты определенные решения по продаже около 25% грузинской Госкорпорации нефти и газа путем закрытого тендера.
Конечно же, купить эти акции планирует Газпром. По той же информации, при успешном завершении дела акционер Газпрома Иванишвили, в виде бонуса, по определенным схемам планирует «выкупить» те самые 25% акции и тем самым стать практическим владельцем госкорпорации нефти и газа Грузии.
Дмитрий Авалиани, политический обозреватель:
- Правительство Грузии в лице министра энергетики Кахи Каладзе наконец-то рассказало, о чем столько времени ведет тайные переговоры с Газпромом. По версии Каладзе, Газпром отказывается дальше давать Тбилиси 10% транзитного газа, идущего в Армению, и предлагает за транзит деньги. А для восполнения возникающего дефицита, Грузия может на эти же деньги купить у Газпрома газ. Ситуация малоприятная, но не катастрофическая, если дело действительно обстоит так, как нам заявляет правительство. Но сразу же возникают вопросы.
Во-первых, почему правительство всячески скрывает информацию о переговорах? Во-вторых, уж слишком рьяно вся государственная машина ринулась защищать идею «диверсификации поставок газа» и будущую сделку. А в прессе появились утечки о том, что Грузия собирается чуть ли не половину всего газа заменить российским.
Если информация о том, что власти собираются замещать азербайджанский газ российским, правдива, то у этого не может быть никакого рационального экономического и даже логического объяснения. Ведь, если даже обговорить все риски, связанные с зависимостью от российского газа, он элементарно дороже азербайджанского и потому закупать его не выгодно. А у настойчивости власти в этом вопросе может быть только два объяснения: это, либо политический, либо коррупционный интерес.
Самое логичное, на мой взгляд, объяснение - сделка с Газпромом это обязательство Иванишвили перед Москвой, которое он старается выполнить, невзирая на общественное мнение. Примерно также обстоят дела с железной дорогой через Абхазию - общество против, и не понимает, зачем это нужно, но вопрос периодически поднимается.
Дело в том, что еще в 2012 году Иванишвили продал свои активы в России примерно за 1,5 млрд. долларов. Такого масштаба сделки в этой стране никогда не совершаются без одобрения на самых верхах, и до Иванишвилои вывести свой капитал из РФ смог только Абрамович. А такое добро сверху дорого стоит, и скорее всего сделка подразумевала некий контракт между Иванишвили и Кремлем. Условий его мы не знаем, но можем догадываться, исходя из происходящих событий и поведения грузинского правительства. С этой точки зрения оно ведет себя абсолютно логично. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем узнать больше о событиях вокруг переговоров с Газпромом.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать