• суббота, 20 Апреля, 02:41
  • Baku Баку 15°C

Конструктивный Тегеран

08 января 2016 | 10:22
Конструктивный Тегеран

РАЗМЫШЛЕНИЕ
Сразу после конфликта с Саудовской Аравией президент Ирана Хасан Роухани на очередном заседании правительства заявил о необходимости конструктивных отношений с мусульманскими государствами и соседями, поскольку это «главная цель нашей внешней политики». Однако насколько справедливы его слова о стабильности, безопасности, подлинной борьбе с терроризмом, а также отношениях дружбы и братства со всеми странами региона?
Религия превыше всего
И все же, говоря об общечеловеческих ценностях, светский лидер выразил убеждение, что казнь саудовского шиитского священнослужителя, «осужденного несправедливо» аятоллы Нимра ан-Нимра, «была ошибкой, проявлением тирании» и «бессмысленным нарушением прав человека». Единоверец убитого шейха сразу же призвал правительство Саудовской Аравии «признать свои прежние ошибки и не усугублять их еще более», а это уже трактуется как диктат, не менее.
Само собой, он обязан был подсластить пилюлю, что и сделал - не мог ведь он расценить нападения на саудовские дипломатические представительства в Тегеране и Мешхеде, как «справедливые и законные», оттого и призвал министерство по делам разведки и МВД привлечь к ответственности сотрудников, виновных в халатности и допустивших правонарушения. Однако слова словами, а на деле правительство Ирана все-таки ввело долговременные санкции на поставку саудовского продовольствия, что еще более углубило конфликт между сторонами.
А ведь если разобраться, из этой искры действительно может разгореться пламя, так как обе страны являются точкой притяжения суннитов и шиитов всего мира. Разрыв же между ними дипломатических отношений - фактор дестабилизации для всего Ближнего Востока, так что тут одним дипломатическим принципом взаимности не обойтись, даже если он будет применяться с предельной осторожностью.
Не президентом единым
По большому счету, президент Ирана - не первое лицо в государстве, и даже слово Корпуса стражей исламской революции (КСИР) во многих случаях гораздо более авторитетно и весомо, нежели заявления членов правительства, и уж тем более парламента. Так вот, на официальном сайте КСИР накануне появилось заявление, резко осуждающее политику Эр-Рияда.
«Действия Саудовской Аравии подобны действиям «Исламского государства» и свидетельствуют о крахе саудовского режима. Они заплатят высокую цену за казнь шейха Нимра ан-Нимра. Безусловно, это вопиющее нарушение прав и свобод человека. Мы призываем международные правозащитные организации избегать двойных стандартов и занять твердую позицию, осудив казнь», - говорится в заявлении, где саудовский режим приравнен к сионизму, раскалывающему исламскую общину.
А тут встрял еще и вице-председатель комиссии парламента Ирана по национальной безопасности и внешней политике Мансур Хагигат-пур. Читатели помнят его по словам о том, что «в истории не было государства под названием Азербайджан», что «он находится на исконно иранской территории к югу от реки Аракс». Теперь он заговорил о том, что союзники Саудовской Аравии в лице Бахрейна и Судана «не имеют никакого политического влияния в регионе, так как сами столкнулись с многочисленными трудностями и находятся на грани развала». Да и сам королевский дом, по его утверждениям, ожидает государственный переворот, после чего он потеряет доверие, а страна распадется на несколько маленьких частей.
Как видим, в течение буквально одного-двух дней риторика Тегерана резко раздвоилась, что, скорее всего, свидетельствует о том, что там не ожидали столь жесткой позиции от саудитов. Нервные и противоречивые заявления властей Ирана говорят только об одном - у них нет последовательной политики по этой линии. Разрыв отношений сразу с несколькими арабскими странами стал для Тегерана серьезным испытанием, так как даже в самые сложные периоды эти государства всегда сохраняли дипломатические отношения и посольства. Теперь же Тегеран в новой для себя ситуации не знает, что делать.
Открытый конфликт не нужен Ирану, так как страна сейчас явно делает ставку на улучшение внутренней экономической ситуации в связи с ожидаемым снятием санкций. Они даже военных своих из Сирии выводят, бросая руководство России «на произвол судьбы» вопреки ранее данным ему обещаниям. У них, конечно, есть определенный набор приемов давления на некоторые страны - так, в Йемене может быть усилено давление по линии хуситов, в Бахрейне - по линии шиитов, которых там большинство. И все же им выгодно начать развитие сотрудничества, торговли с другими странами, что невыгодно той же Саудовской Аравии, которая делает все, чтобы надолго оставить муллократию в геополитической изоляции.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать