• суббота, 20 Апреля, 18:03
  • Baku Баку 24°C

Путь к войне открыт

06 января 2016 | 12:50
Путь к войне открыт

КОММЕНТАРИЙ
Ситуация в регионе Ближнего Востока еще более обострилась грозя вылиться в новую войну. На этот раз резкому охлаждению подверглись отношения между Саудовской Аравией и Ираном. В итоге между странами разорваны дипотношения. Некоторые из мусульманских стран уже поддержали в данном противостоянии Эр-Рияд.
О том, с чем реально связано данное напряжение в межгосударственных отношениях и во что оно выльется в интервью газете «Каспiй» рассказал доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев.
- С чем реально связано резкое ухудшение отношений между Саудовской Аравией и Ираном: борьба за влияние в исламском мире или что-то иное?
- Это связано не столько с борьбой за влияние в исламском мире, сколько с целью официального Эр-Рияда повысить свою роль в мировой политике и решении международных вопросов. Именно для реализации этого плана была создана так называемая антитеррористическая коалиция во главе с Саудовской Аравией. Но первым, и, пожалуй, самым серьезным препятствием на этом пути является Иран. Ведь ИРИ, так же как и Саудовская Аравия, строит свою идеологическую концепцию, как внутри страны, так и во вне ее, в качестве хранителя основных мусульманских ценностей. В тоже время, оба государства являются практически соседями, что неизбежно ведет к обострению борьбы за лидерство в регионе.
Кроме этого, США и их союзник Израиль крайне заинтересованы, чтобы столкнуть Иран с каким-нибудь государством незападного мира, в целях проведения неявной агрессии с их стороны в отношении ИРИ. Недаром, официальный Вашингтон сразу же после обострения отношений между официальными Эр-Риядом и Тегераном публично напомнил о своих союзнических обязательствах в отношении Саудовской Аравии.
Не надо забывать о столкновении интересов обоих ведущих мусульманских государств в Сирии, где официальный Эр-Рияд выступил противником Башара Асада, а официальный Тегеран - союзником. Также не следует забывать, что Иран вместе с Сирией и Ираком входят в коалицию во главе с Россией. А Турция - союзник по коалиции Саудовской Аравии и член НАТО.
То есть обострение отношений с Тегераном со стороны Эр-Рияда в связи с казнью известного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра - это часть общего весьма продуманного сценария ведения полускрытой войны против России и ее союзников.
- Может ли обострение отношений между этими странами вылиться в открытое военное противостояние?
- Может. Ведь дипломатические отношения разорваны, что сам по себе открывает путь к вооруженному противостоянию. Собственно говоря, само разжигание ирано-саудовского конфликта и имеет целью привести его к военным действиям между двумя странами.
- Приведет ли эта ситуации к полной изоляции Ирана со стороны арабских стран, часть из которых уже разорвали дипотношения с Ираном по примеру Саудовской Аравии?
- Вряд ли Египет, Иордания, Алжир и Марокко пойдут на конфликт с Ираном. А Сирия вообще является самым верным и преданным союзником ИРИ. Поэтому изоляции со стороны арабских государств у официального Тегерана не будет.
- Как теперь будут складываться отношения с шиитскими меньшинствами в той же Саудовской Аравии, Йемене, Бахрейне, Катаре, Ираке и др. арабских странах?
- Безусловно, что они будут рассматриваться властями, перечисленных вами государств, кроме Ирака, в качестве возможных пособников официального Тегерана. Вероятно, что в отношении этой социальной группы будет применяться ограничение их прав, по сравнению с другими подданными, усилен полицейский контроль.
А вот властям Ирака нет никакого повода опасаться шиитов в своей стране. Ведь Багдад - официальный союзник Тегерана по коалиции, возглавляемой Россией. Напомню, что именно в Багдаде находится совместный иракско-ирано-сирийско-российский информационный центр.
- Насколько велики шансы России стать посредником в этом противостоянии между Ираном и Саудовской Аравией?
- Шансы есть, но они ничтожны. Связано это с тем, что выпад против официального Тегерана имеет скрытый антироссийский подтекст. Поэтому шансов стать посредником у того же официального Баку значительно больше, чем у официальной Москвы.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать