• четверг, 28 Марта, 17:44
  • Baku Баку 16°C

Конец хрупкого мира

06 января 2016 | 10:12
Конец хрупкого мира

ПОДРОБНОСТИ
Причиной разрыва дипломатических связей между двумя государствами явились резкие заявления Тегерана и штурм местных диппредставительств Саудовской Аравии.
Инцидент произошел вслед за казнью в минувшую субботу в Эр-Рияде известного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра и 46 его последователей. Вслед за массовой казнью последовал широкий международный резонанс, но обо всем по порядку.
Конфликт этот давний и, следовательно, заявление министр иностранных дел королевства Аделя аль-Джубейра о том, что его страна разрывает дипломатические отношения с Ираном и требует от сотрудников иранской дипломатической миссии покинуть территорию страны в ближайшие 48 часов, не более, чем отодвинутый занавес.
Ожидания оправдались
Такое развитие событий нагнеталось еще с весны 1979 года, когда в Тегеране был свергнут шахский режим в пользу клерикального по сути правительства, а во главе государства встал духовный правитель.
Тогда Иран официально заявил о поддержке шиитов во всем мире, начав реальную экспансию в этом направлении. Теперь же, особенно после событий в Йемене, королевский дом династии саудитов вроде как «проснулся», почувствовав угрозу безопасности и стабильности внутри страны. Оказывается, южные соседи организовывают радикальные религиозные группы в самом королевстве, способствуя распространению терроризма. Дело дошло до того, что арабы вынесли вопрос национальной безопасности практически на все уровни, в том числе в Лиге арабских государств, Организации исламского сотрудничества и даже ООН, изыскивая любые возможности для защиты собственных прав.
И то верно, поскольку очевидно, что один на один утопающие в роскоши и не привыкшие воевать по канонам баталий саудиты вряд ли справятся с южными соседями.
Показательно, что в ответ на казнь ан-Нимра и его сторонников собравшаяся толпа демонстрантов учинила не только погром в саудовском посольстве в Тегеране, но и поджог консульства в городе Мешхед - одном из центров паломничества шиитов.
Мщение за мученика
Шейх Нимр ан-Нимр популяризировался среди религиозного меньшинства королевства (особенно в населенном шиитами административном округе Эш-Шаркия) благодаря своим проповедям, в которых подвергал резкой критике конфессиональную дискриминацию и притеснения, за что в 2004-м и 2006 годах подвергался административным обструкциям. Примерно три с половиной года назад в ходе массовых беспорядков, опять же на востоке Аравии этот деятель был даже ранен, а затем и арестован.
После суда, в справедливости которого правозащитники выразили сомнения, Нимр аль-Нимр был приговорен к смертной казни за «разжигание розни и расшатывание национального единства». Ему инкриминировали призывы к беспорядкам и «выходу из повиновения правителей», а это в тамошних условиях означает смертную казнь, которую и утвердил собственным приговором лично король Салман.
Так что у шиитских политиков и духовных лидеров появились козыри с осуждением казни, а руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи заговорил о «политической ошибке, допущенной руководством Саудовской Аравии». И даже обтекаемая фраза о том, что несправедливо пролитая кровь богослова приведет к тому, что саудов постигнет возмездие, говорит о серьезности намерений муллократии. В противном случае, к чему еще можно привязать рвение южных соседей - не к тяге же к гуманизму европейского типа, так как они сами казнят направо и налево десятки людей за «неправильную веру».
Ситуация усугубилась еще и тем, что саудовские власти похоронили ан-Нимра, отказавшись выдать тело покойного родственникам.
Страны Залива против Ирана
Сразу же после конфликта обозначилась диспозиция противоборствующих сторон - Тегеран остался один ввиду поддержки Саудовской Аравии Кувейтом, Йеменом, Бахрейном и даже Суданом, разорвавшим всяческие сношения с Ираном. Своего посла отозвали оттуда и Объединенные Арабские Эмираты, правда не разорвав окончательно дипломатических связей. И это только начало, так как прочие страны, включая регион Персидского залива, присматриваются к ситуации, но тут все может поменяться и ускориться очень быстро и внезапно, буквально в считанные дни. И потому нельзя исключать вероятности расширения этого списка за счет Катара и Омана. Кстати, и Лига арабских государств в лице генсека Набиля аль-Араби уже встала на сторону Эр-Рияда.
Фактор Анкары
Что касается братской Турции, являющейся одной из ключевых стран региона, то она выступила со светских позиций, не поддержав казнь шиитского проповедника, поскольку смертный приговор в принципе не отражает мировоззрение ее руководства. В частности, президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно выступал против всех видов смертной казни, особенно когда она политически мотивирована, поскольку такие выпады против цивилизации провоцируют напряженность. Тем более, что речь идет о противостоянии двух сильных региональных игроков типа Саудовской Аравии и Ирана, могущем еще более усложнить и без того сложную ситуацию на Ближнем Востоке. Регион после событий в Сирии и Ираке и так напоминает пороховую бочку, и уже не в состоянии противостоять еще более серьезным конфликтам.
Как и следовало ожидать, на этом фоне быстро отреагировала и Россия, сразу же выразившая готовность выступить в качестве посредника в этом конфликте. Накануне высокопоставленный источник в МИД РФ сообщил СМИ о готовности организовать переговорную площадку в Москве. И, в принципе, заявления эти не голословны, так как Тегеран уже намерен усилить позиции своего союзника в битве за Дамаск, да и Эр-Рияд может подумать по этому поводу, так как его отношения с американцами переживают отнюдь не «медовый месяц».
Чем все кончится?
Итак, после казни ан-Нимра наметился новый, жесткий виток противостояния между Эр-Риядом и Тегераном. Как далеко могут зайти в своем противостоянии стороны, отношения между которыми во многом определяют ситуацию на Ближнем Востоке? Это противостояние, начавшееся после революции 1979 года, когда в Иране создалось государство, основанное на конфессиональных принципах, уже набирает обороты в Сирии и Йемене и может перекинуться на другие монархии Персидского залива. Надо сказать, что отношения между Эр-Риядом, контролирующим две основные мусульманские святыни - Мекку и Медину и в силу этого обстоятельства претендующим на роль точки сборки суннитского мира и не менее клерикальным Тегераном, выстраивающим «шиитскую ось», никогда не были безоблачными. А последние несколько лет фактически между ними идет гибридная война - в Йемене, Ливане, а в последние полтора года и в Сирии.
Впрочем, прямое военное столкновение между армиями Саудовской Аравии и Ирана маловероятно, хотя напряжение во всем регионе будет только нарастать. Скорее всего, действо будет продолжаться еще долго и может перекинуться на страны Залива, приведя к дальнейшему углублению шиитско-суннитского противостояния, вплоть до Пакистана и дальше на юго-восток.
Компетентное мнение
Как считают члены экспертной группы газеты «Каспİй», это не касается нашей страны, так как официальный Баку проводит весьма грамотную и взвешенную внешнюю политику. В данном случае, Азербайджан придерживается нейтралитета, декларируя готовность выступить посредником в деле урегулирования конфликта.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» политолог Ильгар Велизаде, в такой ситуации даже Россия не поддержит Иран, поскольку ситуация чревата возникновением множества проблем.
- Речь идет об открытой конфронтации, где Саудовскую Аравию может поддержать весь арабский мир. Потому для урегулирования конфликта Кремль предложит исключительно посредничество, а главной причиной такого шага является преследование им собственных интересов. Этот кризис не окажет серьезного влияния на позиции России в Сирии, потому Москва постарается максимально дистанцироваться от него, так как ослабление позиции Кремля в этом конфликте может оказать отрицательное воздействие на его сирийскую политику.
По мнению руководителя Исследовательского центра «Атлас», политолога Эльхана Шахиноглу, напряженные отношения между Саудовской Аравией и Ираном актуализировали вопрос - с кем Азербайджан и какую позицию он должен занять в этой ситуации?
- Российские телеканалы, комментируя эту ситуацию, демонстрируют шиитские и суннитские карты, на которых Азербайджан якобы на стороне первых, - отмечает политолог. - Да, в нашей стране большинство населения - шииты, но, к счастью, у нас этническая принадлежность доминирует над мазхабом. Даже проживающие в Иране люди в основной массе шииты, но националистически настроенные азербайджанцы недовольны политикой, проводимой персами.
Кстати, считающаяся флагманом суннитского блока Саудовская Аравия тоже союзник официального Баку и не поддерживает никаких отношений с Арменией из-за оккупации ею наших исконных территорий. А вот «братский» Иран не только поддерживает отношения со страной-оккупантом, но еще и планирует провести туда новый газопровод.
При всем этом мы должны быть нейтральны по отношению к напряженности между Саудовской Аравией и Ираном. В крайнем случае, официальный Баку должен выступить с заявлением - «желаем решения конфликта между этими близкими нам государствами путем переговоров».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать