• четверг, 28 Марта, 21:46
  • Baku Баку 13°C

Опасная черта

28 декабря 2015 | 12:28
Опасная черта

ПОЛИТИКА
Нагнетание напряженности между Российской Федерацией и Турцией достигло апогея - Москва выходит из договора 1997 года с Анкарой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам.
Подписанное премьером Дмитрием Медведевым постановление уже опубликовано на официальном портале правовой информации РФ. Дело это фактически решенное, так как предложение Минюста согласовано с МИД, Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом РФ и направлено на рассмотрение президенту Владимиру Путину.
Если бы речь шла о витке военно-политического кризиса между, допустим, Австралией и Соломоновыми островами, не стоило бы огород городить, а тут выясняют отношения два важнейших соседа и стратегических партнера Азербайджана. Эти страны переживали гораздо более «холодные» времена на фоне вековых чуть ли не перманентных войн, унесших с обеих сторон жизни сотен тысяч людей. А тут, на тебе, Кремлю подвернулся случай со сбитым бомбардировщиком СУ-24 и одним погибшим летчиком, и такая закрутилась карусель, что даже Афганистан не предъявлял таких претензий к СССР по поводу оккупации.
Разумеется, всегда есть надежда на то, что стороны наладят диалог, напряженность спадет, и когда-то будут налажены прежние отношения, тем не менее, накаленная ситуация чревата серьезными последствиями не только для непосредственных участников спора, но и для региона в целом. Турция однозначно может потерять до $30 млрд в год в экономической сфере, Россия тоже недосчитается такого же объема финансов. Кроме того, обе они могут, на радость врагам, лишиться влиятельного стратегического партнера в регионе, тем более, что им есть куда развивать двусторонние отношения.
Касательно официального Баку, он и в этой ситуации может стать ключевым игроком, поскольку давно наладил доверительные отношения и с Анкарой, и с Москвой. Более того, обе стороны считают Азербайджан надежным, проверенным партнером, всегда соблюдающим условия принятых обязательств. Однако тут есть «маленький» нюанс.
Слишком уж много внешних сил, и прежде всего, США, заинтересованы в том, чтобы между региональными державами возникла жесточайшая эскалация, дающая возможность ослабить их, а потом «прийти на помощь». Руководство нашей страны весь мир знает, как предсказуемую и прагматично настроенную команду, могущую внести свой конструктивный вклад в дело разрядки ситуации. Тем более, что та же Анкара всегда учитывает мнение Баку в вопросах, представляющих стратегический интерес, и любые переговоры между ними, независимо от того, где они проходят, всегда приносили ожидаемые плоды и были востребованными.
Но дело в том, что если Турция и Россия станут кардинально настроенными друг против друга, обе они могут спросить, с кем мы, причем могут поставить вопрос ребром. В конечном итоге, как говорят британцы, нам важнее всего национальные интересы, которых всегда придерживается Президент Азербайджана со сподвижниками.
Есть понятие «момент истины», когда следует определиться. История нашей страны начинается с 28 мая 1918 года, а подпитывает ее двухвековая предыстория заселения на наши земли армян Российской империей. На всех буквально исторических отрезках русские активно поддерживали и поддерживают «братьев-христиан», оккупировавших пятую часть территории Азербайджана, да и дипломатические маневры Кремля говорят о его предпочтениях.
Что же касается Турции, на заре нашей государственности это была единственная страна, которая, несмотря на тяжелейшее положение в период заката Османской империи, послала Кавказский корпус во имя спасения молодой демократии, освободивший Баку и несколько уездов от дашнаков. А ведь армянские военизированные формирования, вооруженные до зубов винтовками и пушками, а также ненавистью ко всему тюркскому, возникли не на пустом месте - снабжала их советская Россия.
Опустим для ясности времена СССР, тем более что «о мертвых или хорошо, или ничего». Турция была первой страной, признавшей Азербайджанскую Республику сразу после объявления акта о независимости, Россия же вплоть до мартовских событий 1995 года лелеяла надежду на развал нашего государства - вначале с целью помешать подписанию «Контракта века», затем с целью не допустить его реализации. Да и сейчас отношения с обеими сторонами развиваются разнонаправлено - с Анкарой у официального Баку нет никаких проблем, она однозначно (единственная в мире) поддерживает нас в решении нагорно-карабахского конфликта на основе безусловного освобождения оккупированных территорий от агрессора. С Россией даже в этом вопросе мы налаживаем связи вопреки многим искусственно «накрученным» обстоятельствам.
Единственно, что нас связывает реально - человеческий фактор, ибо на протяжении двух веков там родилось и интегрировалось в местное общество не одно поколение азербайджанцев, равно как здесь - русских. Кроме того, даже официальные данные показывают, что наша страна - единственная на постсоветском пространстве, где хранятся традиции «великого и могучего» языка, и это при том, что он не относится к родственной нам тюркской группе.
Видите, как получается. Даже при столь великой разнице во взаимоотношениях официальный Баку старается «не наломать дров» - связи налаживаются, выстраиваются и крепнут веками, а рушатся в одночасье, почти как в случае с русско-турецким конфликтом.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать