• пятница, 29 Марта, 13:48
  • Baku Баку 14°C

К новой формации

26 декабря 2015 | 12:16
К новой формации

Газета «Каспiй» в номере за 19 декабря в статье «Закон о предпринимателях, или Для чего сфере бизнеса институт омбудсмена?» подняла весьма актуальный вопрос создания института омбудсмена для предпринимателей при главе государства. В беседе с известным экспертом, общественным деятелем, главой рекламного агентства Adco Эльнуром Эйвазовым было обращено внимание на деловую активность предпринимателей, всячески поддерживаемых политическим руководством страны, и прежде всего Президентом страны Ильхамом Алиевым, поставившим перед государственными и правительственными структурами задачу адаптации к новым условиям. Сегодня мы продолжаем эту тему.
- Каковы перспективы института омбудсмена для бизнесменов? Ведь существует Министерство экономики и промышленности, при нем есть фонд поддержки предпринимателей. Не будет ли дубля?
- Это совершенно разные сферы деятельности. Министерство регулирует деятельность активных плательщиков налогов посредством инструкций, действуя в основном запретительными мерами. Омбудсмен и его команда, напротив, делает все для их поддержки, выступая в роли заступника, консультирует предпринимателей, защищает их интересы на всех уровнях, участвует в проверках. Кстати, хорошо бы создать для этой категории населения «скорую правовую помощь» для предпринимателей накануне законных проверок, чтобы каждый мог позвонить и оперативно получить консультацию. Надо прежде всего работать над повышением уровня их юридической грамотности, проводить обучение. При этом акцент надо ставить на разработке и внесении законодательных инициатив. Это наиболее продуманная системная работа, которая помогает сразу многим бизнесменам и влияет на общий бизнес-климат в этой области. А если эти инициативы распространять посредством электронных СМИ, тогда массовость обязательно будет на должном уровне и повысится эффективность реформ.
Очень важный момент, когда омбудсмен проводит встречи с бизнесменами совместно с проверяющими организациями, особенно с местной исполнительной властью, представителями органов территориального самоуправления, прокуратурой и налоговой инспекцией. Там можно лично задавать вопросы, рассказать о проблемах и указать на несовершенства в законах представителям сразу нескольких структур. Сегодня одна из самых «больных» тем - чрезмерные административные барьеры, вынуждающие мелких и средних предпринимателей уходить в «тень». При этом легальный бизнес вынужден повышать стоимость своих услуг, включая в нее все связанные с этим издержки, а также платить штрафы, по размерам не соизмеримые с налогами. Эта проблема главным образом касается предпринимателей в сфере торговли, общепита и перевозок пассажиров. Правда, с транспортом, похоже, ситуация стабилизировалась, создано столичное агентство, однако по остальным позициям надо еще поработать. Более того, люди по старой привычке зачастую пренебрегают возможностью решить свои проблемы с помощью прокуратуры и налоговиков, так как многие воспринимают эти ведомства как исключительно карательные органы, потому их останавливает закоренелый страх самим контактировать с ними.
- Какие задачи можно решить посредством правозащитной структуры?
- Первое - повышение уровня экономической и социальной защищенности, а также производительности труда. В этом секторе существует множество небольших компаний, а также масса физических лиц (кстати, их большинство среди налогоплательщиков) с маленьким оборотом и низкой численностью наемных работников. Зачастую в таких случаях имеют место схемы, близкие к «серым»: неоформленные работники, низкая зарплата, доходность, близкая к катастрофическому уровню рентабельности. Второе - увеличение оборота малых и средних предприятий как минимум в полтора раза. Речь идет не об их вкладе в ВВП, а именно об обороте. Поясню: чтобы в полтора раза увеличить вклад малого бизнеса в валовой продукт, прежде всего сектор должен двигаться в темпе, почти вдвое опережающем экономический рост государства, но это пока - за исключением сектора ИКТ - нереально. Зато увеличение оборота - очень даже реально.
Третья цель деятельности омбудсмена - рост реальной занятости в секторе. Все мы понимаем, что, повышая производительность труда за счет новых технологий, движемся к высвобождению части рабочих мест. Но сложность момента заключается в том, что до сих пор около 1 млн граждан, числящихся в разряде трудоспособных, не имеют индивидуальных счетов в государственном фонде социальной защиты. То есть эти люди зарабатывают себе на кусок хлеба, заняты чем-то, но не видны правительству, одна из задач омбудсмена - выявить их совместно с ГФСЗ и налоговой службой, вернув в сферу легальной занятости.
- Смогут ли частники в таком случае в перспективе привлекать серьезные инвестиции, конкурирующие с государственными монополиями?
- Пока это нереально, но в будущем все возможно. Главное - сделать себе честное имя за рубежом, поставляя на мировой рынок продукцию, соответствующую передовым стандартам. По мере нарастания экспортных возможностей появится основа для привлечения крупных средств. Приведу в пример местные банки.
Если раньше о них никто не знал, то по мере роста их партнерских отношений с мировой финансовой системой у них появилась возможность привлекать многомиллионные кредиты под приемлемый процент, в этом плане некоторые из них по объемам вложений могут даже конкурировать с Центробанком. Сегодня правительство делает все возможное, чтобы перестроить экономику, увести ее от нефтегазовой зависимости. Есть важный плюс - в 2006-2014 годах доходы от растущей цены на нефть перераспределены так, чтобы создать резерв на будущее. Но мы-то в бизнесе хорошо знаем: чтобы вырастить пшеницу, надо сначала купить и посеять зерно, арендовать технику, приобрести удобрения, а все это стоит немалых денег. Но это окупается, так как в мире идет конкуренция за инвестиции, и тот, кто привлечет больше, выигрывает. Если бизнесмен. представляющий реальный сектор экономики, не сумеет абсорбировать эти средства, если мы не можем помочь людям получать прибыль, тогда мы вообще не можем конкурировать на глобальном уровне.
По большому счету, очень малая часть предпринимателей, оперирующая громадными оборотами, заинтересована в поддержке правительства, остальным вытягивание денег из НФПП ни к чему. Они не уведут их из бюджета, но хотя бы не обременяйте их налогами, ставками рефинансирования, тарифами монополистов. Местные налоговики имеют одну особенность: для них пополнение бюджета - типа «святой коровы», поскольку они, в принципе, придерживаются монетаристской либеральной школы по учебнику Милтона Фридмана. Но мой совет, хоть я и молод: возводить в фетиш надо не бюджет государства, а совместный бюджет страны: и государства, и бизнеса, и домохозяйств, при этом развивать их все. Кстати, самые либеральные страны со своей политикой количественного смягчения это уже хорошо поняли.
- На днях манат просел к доллару наполовину. Захотят ли люди после этого заниматься предпринимательством? Вот вы говорите об активности бизнеса, на деле же…
- Все не так плохо, как рисуют некоторые эксперты, пугающие население. Во-первых, мы находимся на стадии создания экономики доверия между предприимчивыми гражданами и государством. «Нефтяная» экономика с ее «гламуром» осталась в прошлом, так что главным направлением нового веяния должно стать развитие широкого рынка, стимулирование деловой активности с возвращением былого спроса. А для этого нужен высокий уровень предложения - перефразируя поэта, больше товаров, хороших и разных. Новая экономика, по всей видимости, будет ознаменована умеренным внутренним спросом при эффективном соотношении цены и качества. Потребитель давно осознал - чем покупать дешевый, вредный во всех отношениях китайский ширпотреб, лучше взять чуть подороже, чуть поменьше, может быть, качественного местного продукта. Кстати, азербайджанская продукция агропрома буквально нарасхват в России, а в Скандинавии и в ЕС признают единственный гранатовый сок - тоже из нашей страны. А ведь это итог активности среднего и мелкого бизнеса, и приоритет нужно отдавать ему, так как именно он умеет создавать недорогие товары и представлять качественные услуги населению. Надо наконец понять, что малое и среднее предпринимательство - функция социальная, а не фискальная, и отпустить его на свободу, максимально сняв все административные барьеры и налоговую нагрузку.
Второе направление в ситуации с падением курса национальной валюты. Максимум экспорта и масштабное развитие строительства именно жилья, главного двигателя и американской, и китайской экономики. Потенциальных точек роста, в принципе, предостаточно, главное - определить основные направления, объединив их в стратегию развития, сформировать под них инструменты не правительственной, а именно государственной политики, разработав дорожные карты, и начать реализовывать стратегию.
Для этого нужно вырастить класс бизнесменов, которые не будут прятаться при виде очередного проверяющего с портфелем под мышкой. Должна быть создана новая мозговая и управленческая структура, которая, не подменяя сегодняшнюю систему министерского управления, взяла бы на себя функцию разработки и реализации стратегии на первом этапе. Потом эта структура передаст наработанную стратегию главе государства. В сегодняшней ситуации, думается, есть резон подумать над этим.
Ульви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать