• пятница, 29 Марта, 02:04
  • Baku Баку 7°C

Улыбки и факты

22 декабря 2015 | 11:29
Улыбки и факты

КОММЕНТАРИЙ
19 декабря в Берне (Швейцария) состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ.
По ее итогам было распространено заявление МГ ОБСЕ, в котором говорится, что встреча дала возможность президентам уточнить свои позиции во время встречи один на один.
Главы государств обсудили недавнюю вспышку насилия и выразили особую озабоченность по поводу жертв, в том числе гражданских лиц, вызванных использованием тяжелого оружия. Также президенты поддержали текущую работу сопредседателей относительно мер по снижению риска насилия на линии соприкосновения, в том числе механизм расследования и подтвердили свою готовность к продолжению взаимодействия по вопросам урегулирования. Они подтвердили свою приверженность формату Минской группы.
Своими мнениями по поводу итогов встречи в Берне в интервью газете «Каспiй» поделились отечественные эксперты.
Расим Мусабеков, депутат ММ, политолог:
- По результатам встречи в Берне очевидно, что не удалось даже договориться о повестке какого-то длительного переговорного раунда. Нельзя же просто заявить, что миссия Минской группы (МГ) ОБСЕ провалилась, и потому вместо этого произносят, мол, «переговоры будут продолжены». А для понимания этого и встречаться не нужно. Политкорректность требует говорить, что, конечно, напряженность на линии соприкосновения войск должна быть снижена.
Но в условиях продолжающейся оккупации и наглых, провокационных военных учений, которые армянские силы проводят на наших территориях, полагать, что не будет инцидентов - абсурдно. Поэтому я думаю, в принципе, эта встреча показала, что на уровне сопредседателей МГ ОБСЕ сдвинуть процесс переговоров невозможно. У них просто нет для этого ни авторитета, ни ресурсов.
Но есть сами страны-сопредседатели. Если не будет задействован ресурс глав государств-посредников, или как минимум, глав МИД этих стран, если не будет занята какая-то принципиальная позиция, связанная с урегулированием, а не с консервацией этого конфликта, то никакого прогресса быть не может. А сами сопредседатели - это чиновники, дипломаты средней руки в своих иностранных ведомствах. Они могут лишь ездить в Баку и Ереван, и предлагать - ну, встретьтесь, пожалуйста, и договоритесь о чем-нибудь. Вот и все. Поэтому я, честно говоря, не жду, что при таких условиях может произойти какой-то серьезный прогресс в урегулировании.
Хотя с будущего года председательство в ОБСЕ переходит к Германии, и она может инициировать и созыв Минской конференции, и попытаться задействовать весь потенциал Минской группы. У нее для этого есть определенные возможности, авторитет и полномочия.
Фикрет Садыхов, экс-дипломат, политолог:
- Азербайджан, несмотря на все сложности переговорного процесса, оккупированные земли и незатухающий конфликт, всегда демонстрировал здравый и цивилизованный подход. Встреча в Берне в данном контексте не исключение. Но это вовсе не означает, что данный процесс вечен. Создается впечатление, что в прошедшей встрече были больше заинтересованы сопредседатели МГ ОБСЕ, как посредники в конфликте. Дело в том, что радостные улыбки не сходили с их лиц, и я думаю, что этому способствовала не живописная природа Швейцарии, но их удавшаяся попытка усадить за один стол двух президентов.
Другой вопрос, их отношение к конфликту: заигрывание с Арменией, уравнивание конфликтующих сторон, призывы к взаимопониманию и каким-то взаимным компромиссам - все это не способствует решению карабахского конфликта. Если сопредседатели реально заинтересованы в урегулировании конфликта, то линия их поведения должна быть иной. Ведь имеются же элементарные нормы международного права, общеизвестные резолюции СБ ООН и других международных структур, на которые мы часто ссылаемся и они их тоже хорошо знают. Но заигрывание с Ереваном происходит вновь и вновь.
Однако в подобном случае Армения будет сталкиваться с военной мощью Азербайджана, и она уже с ней сталкивается на линии соприкосновения. В частности, там уже действует наше тяжелое вооружение и танки. Таким образом, если Еревану хочется и дальше проливать кровь своих военнослужащих, которые не понятно за что воюют и кого защищают, то пусть так и продолжают, будут получать на один удар - десятки.
В конечном итоге, это не наш выбор. Мы, безусловно, хотели бы решить карабахский конфликт мирным путем, но я не вижу конструктивизма в формате мирных переговоров, нет новых предложений, свежих идей посредников, отсутствует конструктивная позиция самой Армении. Мы видим только лишь улыбки и радостные лица зарубежных дипломатов на фоне мрачного выражения лица Саргсяна.
В контексте встречи в Берне задачи по предложению новых идей перед посредниками и не стояло. Хотя на повестке стоял конкретный вопрос об освобождении пяти оккупированных районов Азербайджана. Но эта идея куда-то исчезла. Значит, посредники в очередной раз демонстрируют видимую беспомощность, поверить в которую очень сложно. Но раз они взяли на вооружение такую линию поведения, то и дальше будут оставаться свидетелями потерь на линии соприкосновения, будут наблюдать за тем как армянские ВС будут терять свой личный состав и по ним будут наноситься мощные удары с азербайджанской стороны. Так как мы никогда не откажемся от своей стратегической задачи - освобождения своих земель.
Ильгар Велизаде, политолог:
- Вне зависимости от того, какие результаты были достигнуты на этих переговорах, в целом сохранение этого формата очень важно, потому что президенты - это высший уровень представительства. Целью таких встреч обычно становится определение позиций противоположных сторон по отношению к предмету переговоров, в данном случае, к карабахскому урегулированию. В ходе таких переговоров появляется возможность четко уяснить для себя позицию визави без посредников, без чьего-либо стороннего воздействия. С этой точки зрения проведение таких встреч очень важно.
Что же касается их результативности, то и ранее экспертное сообщество высказывалось в том ключе, что при таком развитии событий она представляется маловероятной. Из скупых заявлений сопредседателей, из общения главы МИД Армении с ереванскими журналистами можно прийти к выводу, что основной целью встречи в Берне было определение отношения к факту частых нарушений режима прекращения огня на линии соприкосновения войск, и к устранению такой напряженности.
Судя по действиям азербайджанской стороны и по тому, что не было озвучено никаких заявлений о достижении конкретных результатов, скорее всего в ходе этих переговоров официальный Баку лишний раз зафиксировал свое отношение к происходящему. Оно заключается примерно в следующем - пока будет продолжаться оккупация азербайджанских территорий, ситуация кардинальным образом поменяться не сможет, и все действия, направленные на уменьшение напряженности на линии фронта, носят косметический характер. Нужны реальные, радикальные шаги, а они заключаются в иных подходах к самой проблеме. В частности, они предполагают деоккупацию азербайджанских территорий, возвращение беженцев на места их исконного проживания, обеспечение для них мер безопасности, и впоследствии уже - обсуждение темы статуса Нагорного Карабаха.
Армянская же сторона ничего конструктивного противопоставить этому не может. Ереван все так же цепляется за косметические действия. И вот с этой точки зрения сопредседатели, ставя во главу повестки переговоров вопрос снижения напряженности, фактически идут на поводу у армянской стороны.
Вот почему, кстати говоря, после встречи в Берне азербайджанская сторона сразу покинула место ее проведения, а Саргсян еще остался на разговор с МГ ОБСЕ. У них одна задача - и Армения, и Минская группа не хотят напряжения на линии соприкосновения.
И если вот такой подход у них будет сохраняться, тогда и о никакой результативности переговоров говорить не придется. МГ ОБСЕ должна сделать для себя совершенно очевидный вывод, что с такой повесткой подходить к встречам столь высокого уровня абсолютно непродуктивно.
Рауф Раджабов, политический аналитик, руководитель think tank (мозгового центра) 3rd View:
- На мой взгляд, это была результативная и продуктивная встреча. Несмотря на все пессимистические высказывания относительно данной встречи, она была необходима. По ее итогам было сделано заявление сопредседателей МГ ОБСЕ. Оно всем хорошо известно, но там было несколько важных аспектов, на которые я хотел бы обратить внимание.
Во-первых, стороны высказали приверженность минскому процессу. А это в первую очередь предполагает участие только двух субъектов международного права: Азербайджанская Республика и Республика Армения. Это очень важное заявление, так как буквально накануне встречи в Берне американский сопредседатель МГ ОБСЕ Уорлик присутствовал в США на мероприятии «НКР». Одно уже это поведение Уорлика говорит о попытках включить «НКР» в качестве третьей стороны в переговорный процесс. Но конкретное заявление по итогам встречи в Берне подвело жирную черту под всеми инсинуациями изменить уже существующий формат переговоров.
Во-вторых, из итогового заявления следует, что не претерпел никаких изменений и формат сопредседательства МГ ОБСЕ. Стоит вспомнить, что было много разговоров о необходимости смены этого формата в пользу его расширения за счет Германии или Турции. Но заявление после встречи в Берне о том, что стороны переговоров являются твердыми сторонниками сохранения минского процесса, как раз говорит о согласии Баку и Еревана с прежним форматом сопредседательства.
В частности, те риски и вызовы с которыми недавно столкнулась Анкара, как в Сирии, так и во взаимоотношения с ЕС, Россией и другими странами, говорит о том, что ее включение в состав сопредседателей МГ ОБСЕ только накладывало бы негативные штрихи на переговорный процесс. Что же касается Германии, то достаточно присутствия в числе сопредседателей Франции от Евросоюза.
Остается надеяться, что после встречи в Берне никаких больше разговоров о смене минского формата не будет. Начинается очередной, более предметный этап в переговорном процессе по тем вопросам, которые и так уже ясны.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать