• суббота, 20 Апреля, 06:04
  • Baku Баку 14°C

Очередной призыв к единству

17 декабря 2015 | 15:31
Очередной призыв к единству

После того как Саудовская Аравия создала коалицию арабских стран для борьбы с так называемым «Исламским государством» (ИГ), активизировался президент Ирана Хасан Рухани. Он ни много, ни мало, призвал всех мусульман проявить единство в нынешних критических условиях.
Наиболее громким был его постулат о недопустимости противостояния между шиитами и суннитами, а ведь руководимое им государство позиционирует себя лидером шиитского мира.
Считывая диспозицию
Призывы призывами, но Иран участвует в сирийской гражданской войне на стороне Башара Асада. При этом, несмотря на декларативные заявления Тегерана о необходимости зачистить Сирию от террористов, специальные подразделения «Аль-Гудс» Корпуса стражей исламской революции участвуют не столько в боях с ИГ, а с умеренной оппозицией Асаду. Для Ирана решение этого вопроса жизненно необходимо, поскольку неподконтрольная восточная часть Сирии отрезает аятолл от Средиземного моря и расположенного в Леванте дочернего подразделения – «Хезболлы». Так что здесь не до мусульманского единства и мира между мазхабами. Потому и Тегеран будет стоять за Дамаск до конца.
А ведь гражданская война в Сирии разгорелась не на пустом месте. Все началось с массовых антиправительственных выступлений, направленных именно против команды Асада и на прекращение правления партии Баас, бессменно находящейся у власти с 1963 года. Противостояние усугубилось еще и тем, что по сути это было восстанием суннитского большинства против алавитского (ответвление шиизма) меньшинства, к которым относится клан Асадов вкупе с политическим бомондом Сирии.
Иран достаточно сильно связан с сирийским режимом и поэтому его военные принимают участие в столкновениях со всеми врагами режима, включая ИГ и «умеренную оппозицию». При этом муллократия декларирует сохранение у власти президента до итогов проведения легитимных выборов, а также согласна на проект федерализации Сирии.
Однако в более глобальном смысле вся сирийская история является, по сути, элементом ирано-саудовских противоречий, и будет являться таковым в момент выработки конкретных контуров политического устройства. Потому не удивительно, что Иран занимает жесткую позицию.
До сих пор эта страна осознанно шла на моральный и политический риск в ассоциировании себя с режимом, который несет ответственность за гибель более 380 000 человек, применение сбрасываемых куда попало с вертолетов бочек с взрывчаткой и химического оружия против гражданского населения, бомбардировки больниц и т. д. Но это еще и стратегический риск - уж очень Иран глубоко вовлечен в тот хаос, который представляет собой сейчас Сирия.
Своевременный посыл
Не потому ли призыв к единству всех мусульман мира прозвучал при известии о создании исламской военной коалиции со штаб-квартирой в Эр-Рияде? Ведь речь идет о проведении наземной операции в Сирии под эгидой США, а под ее ударами может оказаться не только ИГ, но и «Аль-Гудс» и «Хезболла». Не случайно в качестве миссии коалиции названа «защита исламской нации от сеющих зло и смерть террористических групп и организаций, независимо от их толка и названия». Такое развитие событий неминуемо приведет к падению дамасского режима. Видимо, в Тегеране решили попытаться выйти из конфликта с наименьшими потерями и прыгнуть на подножку уходящего поезда - стать составной частью международного политического процесса по Сирии.
К тому же участие в конфликте дорого обходится экономике Ирана. Война - недешевое удовольствие и в условиях, когда санкции еще не сняты, а на горизонте маячит перспектива новых санкций.
Как подтвердил в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буньятова доктор философии по истории Видади Мустафаев, эта страна никогда не пошла бы на уступки в области ядерной энергетики, военных ядерных проектов, если бы не стояла на грани глубокого экономического кризиса:
- Серьезнейший отрицательный эффект на экономику Ирана оказали две меры - исключение из межбанковской системы SWIFT и запрет на импорт нефти и газа в ЕС и США. В итоге, с 2012 года ВВП страны ежегодно падает на 6,6%. Кроме того, отмена санкций, если и произойдет, то не сегодня - на днях президент США Барак Обама продлил их еще на год. Не сняты еще и европейские санкции, к тому же формальное их снятие еще не означает, что южный сосед сразу же получит реальный выход на международный рынок. Потому не исключено, что Иран вынужден свернуть военное присутствие в Сирии. Для того, чтобы добиться контактов с Западными деловыми кругами, ему придется не раз доказывать свою «лояльность».
Тегерану нужно как можно скорее добиться размораживания активов, чтобы получить деньги. Ирану необходимы инвестиции, поскольку фонды этой страны во многом безнадежно устарели, ну, и новые технологии.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать