• пятница, 29 Марта, 16:17
  • Baku Баку 14°C

Ключевой регион

09 декабря 2015 | 17:24
Ключевой регион

Конфликт в Украине и конфронтация России и Запада, борьба с «Исламским государством» (ИГ) и противостояние Москвы и Анкары, резко обострившееся после того, как турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24, до предела накалили ситуацию на постсоветском пространстве.
Южный Кавказ за прошедшую с момента развала СССР четверть века остается самым напряженным регионом постсоветского пространства. Здесь обострилась конкуренция двух интеграционных проектов - европейского и евразийского, и вопрос, к какому из них примкнуть, жизненно важен для каждого государства региона. Эксперты советуют реализовывать любой интеграционный проект на Кавказе с особым вниманием - незначительное изменение статус-кво чревато либо новыми конфликтами, либо эскалацией «замороженных».
В круг внешних угроз помимо конфликта в Украине и противостояния России с Западом входят угрозы со стороны ИГ и экспорт исламизма в страны Южного Кавказа, возможное повторение сценария «арабской весны» в Турции, а также неопределенное будущее Ирана, который после снятия западных санкций может как резко усилить свое региональное влияние и стать ключевым игроком южнокавказской политики, так и, наоборот, - превратиться в жертву политической «перестройки», так сказать, взорваться изнутри, не выдержав резкого изменения идеологического курса. И хотя противостояние Анкары и Москвы набирает обороты, однако оно имеет шансы не получить развития - в случае, если лидеры двух государств согласятся встретиться и прийти к компромиссу. Иначе ситуация в регионе Южного Кавказа чревата непредсказуемыми последствиями. Однако рассмотрим положение трех стран региона без учета конфликта между Россией и Турцией (еще не сожжены все мосты и есть возможность погасить его в зародыше).
Азербайджан
Азербайджан как ведущая страна региона Южного Кавказа менее всего подвержен внешнеполитическим рискам. Как государство с постоянно развивающейся сильной экономикой, Азербайджан наиболее привлекателен для иностранных инвесторов. Эффективная разработка месторождений нефти и газа, уверенная экономическая политика руководства страны, направленная на расширение и упрочение ненефтяных отраслей промышленности неизменно дает свои положительные результаты. Что особенно важно, в Азербайджане за эти годы достигнут прогресс в процессе эффективного решения социальных проблем, система социальной защиты населения перестроена в соответствии с передовыми международными стандартами. Начала действовать новая пенсионная система, закреплены и развиты системы адресной государственной социальной помощи, социальных пособий. Благодаря успешной социальной политике уровень бедности сократился до минимума, в стране неоднократно повышались заработная плата и пенсии. Азербайджан вот уже более пяти лет как покинул группу стран со «средним человеческим развитием» и вошел в группу стран с «высоким человеческим развитием», что неоднократно отмечалось в отчетах Программы развития ООН по человеческому развитию. Все это указывает на внутриполитическую стабильность в стране.
Серьезным козырем Баку была и остается его многовекторная внешняя политика, которая на первое место ставит интересы прежде всего самого Азербайджанского государства, но при этом умело маневрирует между интересами основных политических центров планеты.
При таком раскладе Азербайджан более интересен и привлекателен для многих ведущих стран Запада. Москва и Вашингтон не скрывают своего желания более тесно сотрудничать с Баку, отдавая себе отчет в том, что благодаря умелым действиям руководства Азербайджана в стране неизменно прогрессирует экономика, модернизируются и оснащаются современной боевой техникой Вооруженные силы и, наконец, день ото дня растет международный авторитет. Учитывая вышеуказанные реалии, вполне понятно, что Москва, Вашингтон и Брюссель лелеют надежду склонить Азербайджан двигаться в их политическом фарватере. Однако официальный Баку, не отказываясь от взаимовыгодного сотрудничества и диалога с различными политическими центрами мира, тем не менее идет своим, независимым, выверенным, отвечающим собственным интересам курсом.
Грузия
В Грузии, конечно, у действующей власти не столь прочные позиции. Правящая коалиция «Грузинская мечта» не может похвастаться серьезными успехами в сфере экономического развития, что также ставит под вопрос устойчивость правительства. Впрочем, даже приход оппозиционного «Единого национального движения» к власти не приведет к разрушению сложившейся политической системы. Отношения с Москвой, несмотря на объявленную в 2012 году нормализацию, остаются сложными. Статус Абхазии и Южной Осетии, а также курс Грузии на евроатлантическую интеграцию остаются «красной линией», которую не готовы пересечь ни в Тбилиси, ни в Москве.
Думается, Грузия вряд ли в ближайшие годы хоть сколько-нибудь приблизится к членству в Евросоюзе и НАТО, однако Тбилиси продолжает ориентироваться именно на Запад, поскольку Москва тесно сотрудничает с Южной Осетией и Абхазией и фактически не способна предложить Грузии альтернативы. Тем не менее в последнее время в Грузии наблюдается оживление пророссийских настроений, которые имеют тенденцию к дальнейшему развитию.
Несмотря на доминирование православия в стране, ИГ представляет угрозу и для Грузии. По разным данным, от 50 до 200 жителей Панкисского ущелья уехало воевать на Ближний Восток (в этом регионе с XVI века живут чеченцы). Учитывая крайне высокий уровень бедности и безработицы в Грузии, рекрутировать боевиков в ИГ там не так сложно. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов нестабильное экономическое положение в стране. Благополучие Грузии во многом зависит от соседей, и в первую очередь от Турции и Азербайджана. Многие важные международные экономические проекты, осуществляемые в этой стране, субсидируются извне и тем самым ставят Грузию в достаточно зависимое положение.
Армения
Самая неустойчивая и слабая как в политическом, так и экономическом плане страна Южно-Кавказского региона - Армения. Основным дестабилизирующим фактором является карабахская проблема, которая возникла из-за националистических устремлений армянской стороны, вероломно оккупировавшей азербайджанские земли. Как следствие, она получила политическую и экономическую изоляцию Азербайджана и Турции и, так сказать, вычленена из большой игры. Экономика страны, при попустительстве преступных властей, находится в состоянии агонии. Если в первое время после распада СССР Армении действенно помогала ее зарубежная диаспора, то в последние годы и та отвернулась от правящего карабахского клана. Зарубежные армяне убедились в том, что Кочарян, а вслед за ним и Саргсян используют власть для личного обогащения. Авторитетные представители армянской диаспоры, открыто называя власти Армении преступными, отказываются помогать им финансово.
Как страна-банкрот, Армения не вызывает интереса у многих зарубежных инвесторов в качестве партнера по экономическому сотрудничеству. В результате усугубления социально-политического кризиса в Армении на протяжении последних двух лет увеличилось число массовых протестов. В июне этого года страну потрясли многотысячные демонстрации против повышения тарифов на электроэнергию. Народные волнения и акции протеста не утихают и по сей день.
Более половины всех иностранных инвестиций, идущих в Армению, имеют российское происхождение, а многие стратегически важные объекты страны принадлежат российским компаниям: ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является дочерним предприятием ОАО «РЖД», российский «Газпром» - единственный акционер ЗАО «Газпром Армения», а «Электросети Армении» уже приобретены российским олигархом армянского происхождения Самвелом Карапетяном. Так что неудивительно, что массовые протесты в стране опасны и для российского бизнеса.
Массовые протесты не помешали преступному саргсяновскому режиму принять решение войти в ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Войдя в этот союз, Армения стала еще более зависимой. Страна давно уже лишилась независимости де-факто и неуклонно идет к тому, что лишится ее де-юре. Москва, учитывая нищенское состояние Армении и никчемность карабахского клана, решила легитимным образом привести к власти московских армян-олигархов. Хозяин ЭСА Самвел Карапетян жестко контролирует весь общественно-политический истеблишмент Армении, и в ближайшем будущем, можно не сомневаться, власть перейдет в руки московских армян. В такой ситуации понятно, почему многие развитые страны отказывают Еревану в инвестициях, которые саргсяновскому режиму необходимы, как воздух.
Некоторые заигрывания Вашингтона с Арменией носят декларативный характер и рассчитаны только на то, чтобы досадить Кремлю. Армения превращается фактически в придаток российской империи, а после прихода к власти в стране московского клана эта реальность в самом скором времени будет оформлена и юридически.
Такова сегодня расстановка сил на Южном Кавказе. Но что любопытно, главным сторонником сохранения нынешнего расклада, как ни странно, является Россия. Южный Кавказ во все времена считался одним из наиболее ключевых регионов для Москвы. Кремль прекрасно понимает, что нестабильность по ту сторону Кавказского хребта может легко распространиться на юг самой России. Этого Москва остерегается больше всего и сделает все возможное, чтобы сохранить устраивающий ее статус-кво в регионе.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать